Особенности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в России и Германии
(Соловьева М. А.) («Транспортное право», 2013, N 3)
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
М. А. СОЛОВЬЕВА
Соловьева Мария Анатольевна, преподаватель кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.
В статье анализируется правовое регулирование перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом в РФ и ФРГ. Автор приходит к выводу о структурной схожести законодательства по вопросу регулирования перевозки опасных грузов и указывает на наличие отдельных различий. На основе проведенного анализа вносятся предложения по корректировке действующего законодательства.
Ключевые слова: перевозка опасных грузов, железнодорожная перевозка, регулирование перевозки в России и Германии.
Peculiarities of transportation of dangerous cargos by the railway transport of Russia and Germany M. A. Solov’yova
The article analyses legal regulation of transportation of dangerous cargos by railway transport in the RF and Germany. The author makes a conclusion on the structural similarity of the legislation with regard to regulation of transportation of dangerous cargos and points to the existence of certain differences. On the basis of the analysis the author proposes to correct the current legislation.
Key words: transportation of dangerous cargos, railway transportation, regulation of transportation in Russia and Germany.
Перевозка опасных грузов представляет собой значительную долю в общей массе перевозки грузов. По статистике, в странах Европы 50 — 60% всех перевозимых грузов составляют опасные. В соответствии с российской статистикой только около 15% от общего объема перевозок составляют опасные грузы <1>. Однако данные цифры свидетельствуют не о низкой доле опасных грузов в грузообороте России, а о том, что очень часто в нашем государстве опасные грузы перевозятся как неопасные. Это обстоятельство представляет собой потенциальную угрозу для безопасности жизни и здоровья населения, экологической обстановки, т. к. повышает уже и без того существующий риск возникновения чрезвычайных ситуаций с тяжелыми последствиями на транспортных магистралях. Кроме того, значительное количество транспорта с опасными грузами постоянно находится в непосредственной близости от промышленных предприятий и жилых массивов, что также представляет собой повышенную угрозу безопасности <2>. Минимизация вышеуказанных рисков напрямую зависит от адекватного правового регулирования в данной области. ——————————— <1> http://www. loginvest. ru/content/0/read204.html <2> Соколов Ю. И. Вопросы безопасности транспортировки опасных грузов // Проблемы анализа риска. 2009. N 1. Т. 6. С. 39.
Именно поэтому тема перевозки опасных грузов представляется актуальной, в особенности при их перевозке железнодорожным транспортом. Связано это с тем, что технические особенности железнодорожного транспорта, а также разветвленная система железнодорожных путей позволяют перевозить большое наименование опасных грузов и тем самым являются конкурентоспособными в отношении иных видов транспорта. Исследование зарубежного правового опыта в регулировании перевозки опасных грузов на примере Германии, государства, где железнодорожное сообщение развито в высшей степени, может быть полезным для совершенствования и создания более эффективного отечественного правового регулирования в данной области. Прежде всего необходимо изучить понятие «опасный груз». Рассматриваемая перевозка связана с особым родом перевозимого груза, который является источником опасности не только для одного государства, но и для всего мира. В российском законодательстве понятие опасного груза при его перевозке железнодорожным транспортом закреплено в ст. 2 ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» <3>. Под опасным грузом следует понимать груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде. Кроме того, понятие «опасный груз» содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957 (далее — ГОСТ 19433-88) <4>, в соответствии с которым к опасным грузам относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ, хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. В более общем виде опасный груз можно определить как груз, физические, химические и биологические свойства которого способны оказать отрицательное или катастрофическое воздействие на людей, технику, сооружения и окружающую среду <5>. ——————————— <3> РГ. 2003. 18 янв. Далее по тексту — УЖТ РФ. <4> http://base. garant. ru/5369673/ <5> http://www. loginvest. ru/content/0/read204.html
В соответствии с ГОСТ 19433-88 выделяется несколько классов опасных грузов: класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ); класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ); класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП); класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ); класс 7 — радиоактивные материалы (РМ); класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК); класс 9 — прочие опасные вещества. Перевозка всех опасных грузов, за исключением радиоактивных материалов и иных грузов, перевозка которых специально урегулирована постановлением Правительства или иным уполномоченным органом, осуществляется на основании Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (далее — Правила Госгортехнадзора России), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 16 августа 1994 г. N 50 (п. 1.1.3 Правил Госгортехнадзора России). В немецком законодательстве нет отдельного четкого понятия опасного груза (das Gefahrgut), закрепленного в Германском торговом уложении (Deutsches Handelsgesetzbuch) <6>. В пункте 7 параграфа 2 («Понятия») Рамочного положения о внутренней и международной перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным транспортом и внутренними водами <7> указывается, что опасные грузы — это вещества и предметы, запрещенные к перевозке по ч. 2 раздела 3.2, таблице A и разделу 3.3 ADR/RID/ADN или разрешенные по предусмотренным условиям ADR/RID/ADN. ——————————— <6> Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Handelsgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftgesetz / Сост. В. М. Бергман. М., 2009. Далее по тексту — ГТУ. <7> Verordnung die innerstaatliche und auf der Strabe, mit Eisenbahnen und auf Binnengewasswen (GGVSEB) (neugefasst durch B. v. 22.01.2013 BGBI. I S. 110).
В ГТУ содержится только лишь общая статья, посвященная перевозке опасных грузов, — ст. 410 ГТУ. Исходя из комментариев к ГТУ, следует сделать вывод, что опасным признается любой груз, который, основываясь на специфике перевозки, может рассматриваться как опасный <8>. Это означает, что любой груз в рамках обычной перевозки представляет опасность для транспортного средства, физических лиц или иного блага, охраняемого правом. При этом не имеет значения, что при перевозке в нормальных условиях груз не будет являться источником вреда. Законодатель исходит из того, что опасным является такой груз, который при нетипичном развитии процесса перевозки может вызвать вред. Однако данный подход не означает, что каждый груз, который при чрезвычайных условиях в процессе перевозки становится источником вреда, необходимо признавать опасным. Таким образом, Коллер предлагает рассматривать как опасные все грузы, которые превосходят по своему потенциалу нормальный уровень опасности при осуществлении обычной перевозки с учетом нормального риска возникновения опасности. Так, обычный перевозчик, осуществляющий перевозку, к примеру, полных бутылок с молоком, должен учитывать, что по неосторожности груз может опрокинуться и как результат молоко может пролиться на иной груз. При этом следует рассматривать как опасность не то, что молоко испортит иной груз, а то, что взаимодействие молока с иными веществами может вызвать взрыв <9>. ——————————— <8> Koller I. Transportrecht. Munchen: Verlag C. H. Beck, 2010. S. 102. <9> Ibid. S. 103.
Исходя из рассмотренных выше понятий опасного груза, следует сделать вывод, что понятие, используемое в немецком законодательстве, является более комплексным, т. к. оно распространяется на три вида транспорта. В российской практике понятие «опасный груз» дается для каждого вида транспорта. Кроме того, перевозка ряда опасных грузов, например радиоактивных веществ, урегулирована на уровне постановлений Правительства, а не Госгортехнадзора в силу особой значимости груза. Однако такая разрозненность законодательства в значительной степени затрудняет его применение и делает его более объемным и сложным. Исходя из рассмотренного выше понятия опасного груза, обратимся к правам и обязанностям участников перевозочного процесса, а именно грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. В российском законодательстве на уровне комплексного акта, а именно УЖТ РФ нет единой нормы, позволяющей выявить права и обязанности грузоотправителя и перевозчика при перевозке опасных грузов. В абзаце 3 ст. 18 УЖТ РФ указано, что при перевозке опасных грузов грузоотправитель обязан наносить на тару, вагоны, контейнеры знаки, коды опасности, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Порядок нанесения указанных знаков, кодов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и публикуется в сборнике правил перевозок железнодорожным транспортом. В абзаце 6 ст. 44 УЖТ РФ на грузополучателя в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, возлагается обязанность после выгрузки опасных грузов за свой счет провести промывку и дезинфекцию вагонов, контейнеров. Детальное техническое регулирование содержится в ГОСТ 19433-88, правилах Госгортехнадзора России и постановлениях Правительства РФ. В немецком законодательстве в комплексном законодательном акте — ГТУ содержится отдельная статья, посвященная перевозке опасных грузов (ст. 410 ГТУ). При транспортировке опасного груза у грузоотправителя перед перевозчиком возникают особенные обязанности по соблюдению осторожности (die Sorgfaltspflichten). Обязанность по соблюдению осторожности включает в себя обязанность вести себя осмотрительно и предпринимать меры необходимой предосторожности в достаточной степени с целью исключения необоснованных рисков для иных лиц, а также предусматривает наступление ответственности за неосторожность. В обязанность по соблюдению осторожности можно включить одну из основных обязанностей грузоотправителя — обязанность по предоставлению информации, в которую входит своевременное уведомление перевозчика в письменной форме о точном виде опасности и о необходимых мерах предосторожности, которые требуется предпринять. Письменная форма определяется в смысле ст. 126b ГГУ, в соответствии с которой документ должен содержать наименование лица, которому поступает уведомление, а также подпись лица, которое предоставляет информацию. Своевременно представленной считается та информация, которая предоставляется обычным грузоотправителем обычному перевозчику для принятия последним повышенного риска, связанного с перевозкой грузов, и тем самым ограждает его от бессмысленных инвестиций. При этом обычный отправитель должен осознавать, когда перевозчику данная информация необходима, чтобы у последнего, например, была возможность отказаться от перевозки неизвестного опасного груза. Определяющим для понятия «своевременность» является и само поступление информации адресату. Грузоотправитель несет ответственность за то, чтобы перевозчик получил указанную информацию о грузе в срок. В свою очередь, у перевозчика есть встречное право в отношении грузоотправителя, который не выполнит своей обязанности по предоставлению соответствующей информации. Так, если к моменту принятия опасного груза у перевозчика не будет необходимых сведений, то он вправе выгрузить, поместить на хранение, отправить обратно или при необходимости уничтожить или обезвредить опасный груз без обязанности в отношении грузоотправителя по возмещению ему убытков (абз. 2 ст. 410 ГТУ). Более того, перевозчик в данном случае наделен правом потребовать от отправителя возмещения необходимых расходов, связанных с предпринятыми мерами. Если схематично рассматривать процесс перевозки, то в немецком законодательстве четко определены временные пределы и соответствующие им права и обязанности сторон. При поступлении оферты, т. е. до заключения договора перевозки грузов, перевозчик должен быть уведомлен о виде опасности, связанной с перевозкой груза. После заключения договора, а именно до принятия груза к перевозке, у грузоотправителя возникает обязанность предоставить перевозчику в письменной форме информацию об опасном грузе. В этот момент у перевозчика есть чрезвычайное право одностороннего расторжения договора. После принятия груза к перевозке у перевозчика более не существует права на расторжение договора, он должен погрузить груз и следить за его сохранностью. Исходя из сравнения двух комплексных актов (УЖТ РФ и ГТУ), где содержатся общие положения о перевозке грузов, следует сделать вывод, что в УЖТ РФ вопрос перевозки опасных грузов урегулирован крайне лаконично: нет прямого указания на общие права и обязанности сторон при перевозке опасных грузов, которые бы могли послужить основой для дальнейшего регулирования на подзаконном уровне. Так, в УЖТ РФ нет отдельной статьи для регулирования столь важной и часто встречаемой перевозки опасных грузов. Кроме того, в этом акте не содержится обязанности грузоотправителя сообщить перевозчику о предоставляемом к перевозке опасном грузе, а есть лишь требование в отношении самого грузоотправителя по нанесению знаков, кодов опасности. В отличие от российского законодательства в немецком есть четко обозначенная норма, содержащая необходимую основу для дальнейшего детального регулирования на ином, более специальном, уровне. Вопрос ответственности за вред, причиненный при перевозке опасных грузов, рассматривается различно в российском и немецком законодательствах. В российском законодательстве нет прямой нормы в УЖТ РФ, определяющей основания для освобождения от ответственности перевозчика. В статье 95 УЖТ РФ есть ссылка на то, что перевозчик сам должен доказать обстоятельства, вследствие которых произошли утрата, недостача или повреждение (утрата) груза <10>. К ним относятся и причины, зависящие от грузоотправителя. ——————————— <10> Морозов С. Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. С. 109.
В комплексном акте — ГТУ содержатся нормы, прямо указывающие на последствия при нарушении сторонами тех или иных требований. Например, грузоотправитель обязан, даже если его вина отсутствует, возместить перевозчику убытки и расходы, вызванные отсутствием сообщения об опасном грузе (п. 3 абз. 1 ст. 414 ГТУ). Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать ряд выводов. Российское и немецкое законодательства имеют схожую структуру в регулировании перевозки опасных грузов, а именно: имеется общий акт (в России — УЖТ РФ, а в Германии — ГТУ) и подзаконные акты. Однако, несмотря на такое сходство, следует выделить ряд отличительных черт. В УЖТ РФ дано понятие опасного груза, но какого-либо общего регулирования не содержится. В подзаконных нормативных правовых актах наряду с техническими требованиями содержатся некоторые общие нормы в данной области. В ГТУ имеется отдельная статья, где установлены основные права и обязанности грузоотправителя и перевозчика для всех видов транспорта. При этом четкое определение в российском законодательстве прав и обязанностей сторон на всех стадиях, опосредующих заключение договора перевозки грузов, позволит в большей степени регламентировать взаимоотношения между перевозчиком и грузоотправителем.
Список литературы
1. Морозов С. Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2007. 2. Соколов Ю. И. Вопросы безопасности транспортировки опасных грузов // Проблемы анализа риска. 2009. N 1. Т. 6. 3. Торговое уложение Германии. Закон об акционерных обществах. Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Закон о производственных и хозяйственных кооперативах = Deutsches Handelsgesetzbuch, Aktiengesetz, GmbHGesetz, Genossenschaftgesetz / Сост. В. М. Бергман. М., 2009.
——————————————————————