Классификация административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ

(Долгополов А. А.) («Российский следователь», 2006, N 3)

КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ОБОРОТА ОРУЖИЯ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ

А. А. ДОЛГОПОЛОВ

А. А. Долгополов, начальник Управления лицензионно-разрешительной работы ГУВД Краснодарского края, кандидат юридических наук, полковник милиции.

В праве известны два типа правового регулирования — дозволительный (диспозитивный) и обязывающий (императивный). Соответственно в зависимости от типа правового регулирования осуществляется построение правовых средств в юридических конструкциях систем правового регулирования. В диспозитивном типе правового регулирования правовые средства в юридических конструкциях формируются на основе предоставления субъектам правоотношений по своему усмотрению определять свое поведение, при этом обеспечиваются соответствующие юридические гарантии, обеспечивающие реализацию субъективных прав. Такой тип правового регулирования характерен для гражданско-правовых отношений. Совершенно иную задачу в регулировании общественных отношений выполняют системы правового регулирования, построенные по императивному типу. Построение юридических конструкций административно-правовых режимов, безусловно, основано на императивном типе правового регулирования, что оказывает существенное влияние на выбор подходов к построению классификации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ. Правовой режим самым общим образом можно определить как порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов (а также позитивных обязываний) и создающих особую направленность регулирования. В рамках каждого правового режима всегда участвуют все первичные элементы правовой материи из нашей «троицы» (запреты, дозволения, позитивные обязывания), но прежде всего элементы органической «связки» права — дозволение и запреты. Причем в каждом режиме — и это во многом определяет его специфику — один из таких элементов, дозволение или запреты, как правило, выступает в качестве доминанты, определяющей весь его облик и как раз создающей специфическую направленность, настрой в регулировании. Это лежит в основе классификации первичных юридических режимов <*>. ——————————— <*> См.: Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 279.

Классификация — система соподчиненных понятий (классов, объектов) в какой-либо области знаний или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов <*>. Вид — подразделение в систематике <**>, основная структурная единица в системе классификации. Вид объединяет совокупность индивидуальных признаков, присущих определенному индивиду. ——————————— <*> См.: Новый энциклопедический словарь / Под ред. А. Е. Махова, Л. И. Петровской, В. М. Смолкина, В. Д. Шолле. М., 2004. С. 519. <**> См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 78.

Научным основанием классификации являются принципы диалектики и правила формальной логики, концептуальные положения философии и теории права <*>. ——————————— <*> См.: Кондаков Н. Н. Логический словарь-справочник. М., 1975. С. 247.

При решении вопроса о классификации следует применять логические правила, обязательные для любой классификации. Принципы диалектики помогают правильно установить в той или иной мере истинность познания, а правила формальной логики — определить объективный путь установления такой истины. Отметим, что классификация всегда условна и относительна. С развитием знаний об изучаемом объекте всегда происходит уточнение и изменение классификации <*>. ——————————— <*> См.: Афанасьева О. Р. Классификация способов совершения преступления. Актуальные вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях. М., 2004. С. 11.

Оборот оружия и взрывчатых веществ имеет свою структуру и определенные стадии, которые для этих предметов и веществ могут быть как общими, так и различными. Понятие оборота оружия либо взрывчатых веществ является весьма общим понятием, не отражающим достаточно точно предмет правового регулирования. Для того чтобы достичь точного правового понимания сущности оборота оружия и взрывчатых веществ, необходимо четко определить его стадии и соответственно сформулировать понятие юридических конструкций административно-правовых режимов каждой стадии оборота оружия либо взрывчатых веществ. Сущность административно-правовых режимов оборота оружия сформирована в преамбуле Закона Российской Федерации «Об оружии», которая определяет, что указанный Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, управление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Положения настоящего Федерального закона распространяются на оборот боеприпасов и патронов к оружию. Различные виды административно-правовых режимов оборота оружия как в целом, так и его стадии образуются Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, нормативными правовыми документами МВД России. По стадиям административно-правовые режимы оборота оружия можно классифицировать как административно-правовые режимы производства, торговли, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования, использования, изъятия, уничтожения, а также административно-правовые режимы ввоза оружия на территорию Российской Федерации и вывоза его из Российской Федерации. Аналогичную классификацию административно-правовых режимов, в качестве критериев которой взяты стадии оборота, можно сделать и в отношении взрывчатых веществ. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ст. 17 устанавливает перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, п. 1 этой статьи определяет, что лицензированию подлежат следующие виды деятельности: — эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; — производство взрывчатых материалов промышленного назначения; — хранение взрывчатых материалов промышленного назначения; — применение взрывчатых материалов промышленного назначения; — деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения; — производство пиротехнических изделий; — деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом <*>. ——————————— <*> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.

Правоотношения в этой сфере также регулируются следующими нормативными правовыми документами: 1) Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются взрывчатые вещества. Указанный Закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий <*>; 2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов». Правилами устанавливается порядок предоставления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам, обязательный для всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих эксплуатацию производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также опасных производственных объектов, для которых обязательность декларации промышленной безопасности установлена Федеральным горным и промышленным надзором России <**>. ——————————— <*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588. <**> СЗ РФ. 1999. N 20. Ст. 2445.

Обращает на себя внимание то, что в указанной классификации отсутствуют административно-правовые режимы изъятия взрывчатых веществ, которые не могут быть образованы из-за отсутствия соответствующего нормативно-правового регулирования. В результате контролирующие и надзорные органы исполнительной власти эффективно выполнять свои функции по обеспечению контроля за оборотом взрывчатых веществ не могут. Административно-правовые режимы как форма правового регулирования при помощи системы (совокупности) правовых средств оказывают упорядочивающее воздействие на общественные отношения в исследуемой области, на отношения в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ. К объектам правоотношений, регулируемых административно-правовыми режимами оборота оружия и взрывчатых веществ, относятся материальные предметы, а также поведение субъектов правоотношений, имеющих отношение к обороту оружия и взрывчатых веществ. Объекты правоотношений (предметы материального мира), регулируемые административно-правовыми режимами, весьма разнообразны и имеют различный правовой статус, к ним относятся: оружие (гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное), объекты производства, хранения, торговли, экспонирования, коллекционирования, транспортирования, перевозки, использования оружия. Субъекты правоотношений в сфере оборота оружия — это те участники правовых отношений, которые имеют субъективные права и юридические обязанности, закрепленные в соответствующих нормативных правовых документах. Итак, административно-правовые режимы оборота оружия и взрывчатых веществ по видам субъектов правоотношений можно классифицировать следующим образом: — административно-правовые режимы, регулирующие деятельность органов исполнительной власти в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ; — административно-правовые режимы, регулирующие поведение физических лиц в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ; — административно-правовые режимы, регулирующие деятельность юридических лиц в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ. Административно-правовые режимы по способу правового регулирования, влияния на поведение объектов регуляции весьма разнообразны, сущность которых определяется соответствующим методом правового регулирования. Методы правового регулирования — это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств. Методы субстанциональны, неотделимы от правовой материи. Они выражают самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования, следовательно, в системе права они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения — в отрасли права <*>. ——————————— <*> См.: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 275.

К основным методам административно-правового регулирования можно отнести: обязывание, запрещение, уполномочивание, поощрение (стимулирование), дозволение, согласование, установление определенного порядка действий. Запрещающие методы административно-правового регулирования заключаются в запрете совершать определенные действия, воздерживаться от запрещенного поведения, которое препятствует достижению правовой цели, поставленной в регулирующих правовых нормах. Уполномочивающие методы административно-правового регулирования адресованы определенному кругу субъектов правоотношений, которому предоставляется возможность совершать какие-либо действия. Поощрительные (стимулирующие) методы административно-правового регулирования заключаются в установлении мер материального либо морального поощрения (льготы, поощрения, награды) для стимулирования определенного рода действий. Дозволительные методы административно-правового регулирования выражаются путем предоставления субъектам правоотношений права на совершение действий, предусмотренных правовыми нормами. Согласовательные методы правового регулирования осуществляются между участниками правоотношений, не находящимися между собой в подчинении, но предполагается согласование действий одного участника с другим. Методы административно-правового регулирования, устанавливающие определенный порядок действий, реализуются путем определенных предписаний, адресованных субъекту правоотношений, в соответствии с административно-правовой нормой. Форма административно-правового регулирования — это не то же самое, что правовая форма, под которой мы чаще всего понимаем нормативные правовые акты, издаваемые различными органами государства. Форма административно-правового регулирования — это определенное сочетание средств воздействия на конкретные регулируемые отношения, объединенное общим порядком их применения. В связи с вопросом о форме административно-правового регулирования целесообразно остановить внимание на основной из них — форме, в которой оказываются выраженными средства косвенного управления — на административно-правовом режиме. Административно-правовые режимы, в том числе и оборота оружия и взрывчатых веществ, имеют свою структуру. Как мы уже отмечали, административно-правовой режим образуется как форма правового регулирования для гарантированного достижения правовой цели. Поэтому структура административно-правовых режимов помимо нормативной основы, регулирующей существо правоотношений, включает в себя режимные правила, а также юридические, организационные, материально-технические гарантии функционирования самого административно-правового режима. Такая структура административно-правового режима будет иметь место независимо от принадлежности субъектов и объектов правоотношений правового регулирования, осуществляемого административно-правовым режимом, независимо от вида административно-правового режима. Административно-правовые режимы оборота оружия и взрывчатых веществ регулируют правоотношения в целях обеспечения общественной безопасности, ограждения общества от незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ. Кроме этого, административно-правовые режимы регулируют правоотношения, связанные с использованием огнестрельного оружия и взрывчатых веществ в социальной жизни общества. Для обеспечения функционирования объектов правового регулирования в соответствии с установленными правовыми нормами в регулятивном на них воздействии применяется совокупность различных видов административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, в том числе из вышеприведенных классификаций. Рассмотрим некоторые юридические конструкции административно-правовых режимов, образованных действующими нормативными документами. Торговля гражданским и служебным оружием регулируется различными видами административно-правовых режимов, в качестве их гарантий используются различные юридические, организационные, материально-технические средства. Основу правового регулирования торговли гражданским и служебным оружием составляют Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об оружии», Постановление Правительства от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814». Этими нормативными правовыми документами образуется целый ряд административно-правовых режимов оборота оружия различных видов. Прежде всего созданы административно-правовые режимы оборота гражданского и служебного оружия. В ст. 1, 2 Федерального закона «Об оружии» даны исчерпывающие понятия оружия, установлены его виды в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам, которые подразделяются на: 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное. Посредством административно-правовых режимов законодатель установил виды и типы оружия и боеприпасов, которые могут быть предметами торговли, а также круг физических и юридических лиц, которые могут приобретать это оружие и патроны. Статьей 6 Федерального закона «Об оружии» установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации. Одной из организационных гарантий соблюдения этих ограничений выступает надзорная и контролирующая деятельность органов исполнительной власти, регулируемая соответствующими административно-правовыми режимами. Основополагающие требования к режимным правилам оборота гражданского и служебного оружия изложены в ст. 7, 8 Федерального закона «Об оружии», которые устанавливают обязательную сертификацию и порядок ведения государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему. Административно-правовой режим торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему образован в юридическую конструкцию системой правовых норм. Статьей 18 Федерального закона «Об оружии» устанавливается, что торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему. Таким образом, прежде чем стать предметом такой стадии оборота оружия, как торговля, гражданское и служебное оружие подвергается жесткому правовому регулированию административно-правовыми режимами различных видов. Кроме этого, административно-правовые режимы, регулирующие поведение и деятельность субъектов правоотношений в сфере оборота оружия (физических и юридических лиц), устанавливают жесткие требования к физическим и юридическим лицам, чтобы они смогли стать участниками правоотношений по поводу торговли гражданским и служебным оружием. Классификация административно-правовых режимов оборота оружия по субъектам правоотношений, регулируемых режимом, позволяет выявить некоторые пробелы в правовом регулировании, осуществляемом действующим законодательством. Федеральным законом «Об оружии» устанавливаются административно-правовые режимы допуска физических лиц и персонала юридических лиц к гражданскому и служебному оружию. Согласно ст. 9, 12, 13 Закона Российской Федерации «Об оружии» право на приобретение оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами, казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства. Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также документы, удостоверяющие личность гражданина. Выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия. Комплексные административно-правовые режимы являются эффективным средством в государственной управленческой деятельности. Четко образованные юридические конструкции комплексных административно-правовых режимов позволяют исключить субъективные подходы в административно-правовой деятельности органов исполнительной власти. На основании классифицированных административно-правовых режимов логическим образом может выстраиваться режимная организация надзорной и контролирующей деятельности государственных органов власти, их управленческая и внутриорганизационная деятельность, что позволяет эффективно формировать административно-правовые режимы организационной и правоохранительной деятельности государства. Классификация административно-правовых режимов имеет важное научно-практическое значение, позволяет систематизировать познания в этой области, уяснить, какие структурные части состава правоотношений подлежат урегулированию, какие правовые средства для этого необходимо применять и в результате выстраивать необходимые юридические конструкции административно-правовых режимов для осуществления регулирующего воздействия на оборот оружия и взрывчатых веществ для решения возникающих социальных проблем общества.

——————————————————————