О некоторых вопросах уголовной ответственности военнопленных

(Ермолович Я. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 4)

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОПЛЕННЫХ

Я. Н. ЕРМОЛОВИЧ

Ермолович Я. Н., адъюнкт кафедры уголовного права Военного университета, капитан юстиции.

Вопросы уголовной ответственности военнопленных в настоящее время носят во многом теоретический характер ввиду малой вероятности развязывания крупномасштабной или региональной войны. Однако активизировавшаяся в последнее время деятельность экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур, носящая международный характер, придает этому вопросу новое видение. В условиях возможности применения Вооруженных Сил Российской Федерации для пресечения международной террористической деятельности, наличия правовых прецедентов иностранных государств, связанных со статусом военнопленных в рамках борьбы с терроризмом, вопросы уголовной ответственности военнопленных приобретают актуальность. В настоящей статье в целях раскрытия содержания уголовной ответственности применительно к военнопленным будет использована структура этого института, предложенная А. А. Тер-Акоповым. Эта структура включает в себя три элемента: установление, возложение и реализацию уголовной ответственности.

Установление уголовной ответственности

Правовое положение военнопленных регулируется Женевской конвенцией об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.) <1>, Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г. <2>, Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 г., Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495) (далее — УВС ВС РФ). ——————————— <1> Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1954 г. <2> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 2001.

Правовым основанием уголовной ответственности военнопленных являются ст. ст. 82 — 108 Женевской конвенции об обращении с военнопленными (далее — Конвенция). Конвенция применяется в следующих случаях: — в случае объявленной войны, возникающей между двумя или несколькими участниками Конвенции, даже в том случае, если один из них не признает состояния войны; — в случае вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими участниками Конвенции, даже в том случае, если один из них не признает состояния вооруженного конфликта; — во всех случаях оккупации всей или части территории участника Конвенции, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления; — во всех вышеперечисленных случаях, если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей Конвенции. Участники Конвенции обязаны соблюдать ее требования даже в случае войны (вооруженного конфликта) с государством, не являющимся участником этого договора, независимо от того, соблюдает это государство фактически положения Конвенции или нет <3>. ——————————— <3> Так, например, фашистские военные преступники после окончания Второй мировой войны утверждали, что Германия была свободна от гуманного отношения к советским военнопленным потому, что СССР якобы не подписал Женевскую конвенцию о пленных 1929 г., в ст. 82 которой было указано, что страна — участница Конвенции обязана соблюдать ее требования в отношении всех военнопленных, оказавшихся в ее власти, вне зависимости от страны происхождения.

Женевские конвенции 1949 г., наряду с понятием «война», применяют понятия «международный вооруженный конфликт» (ст. 2) и «немеждународный вооруженный конфликт» (ст. 3). С юридической точки зрения войне (в ее классическом понимании) присущи следующие признаки: формальный акт ее объявления; разрыв дипломатических отношений между воюющими государствами; аннулирование двусторонних договоров, особенно политических. При вооруженном конфликте обычно преследуются более ограниченные, чем в войне, политические цели, которые не требуют кардинальной перестройки всего государственного механизма и перевода экономики на военные рельсы, общество в целом не переходит в особое состояние — состояние войны <4>. ——————————— <4> Батырь В. А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М., 2006.

Согласно ст. 1 Протокола II под немеждународным вооруженным конфликтом понимаются все не подпадающие под действие ст. 1 Протокола I вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо государства, «между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол». Таким образом, уголовная ответственность военнопленных устанавливается международным законодательством и законодательством государства, в плену у которого находятся военнослужащие. Вместе с тем уголовная ответственность военнопленных имеет ряд особенностей, ограничивающих преступность и наказуемость деяний, совершаемых военнопленными. Такие особенности уголовной ответственности военнопленных будут рассмотрены ниже.

Возложение уголовной ответственности

Статус военнопленных приобретают попавшие во власть неприятеля военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданский персонал, а также лица, которые не имеют статуса военнослужащего, но участвуют в войне в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и отвечают ряду требований: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Правовой режим военного плена начинается после того, как лицо попало во власть неприятеля, и оканчивается в момент его освобождения и репатриации. В этот же период лицо, имеющее статус военнопленного, наделяется определенными правами, влияющими на уголовную ответственность. В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» за военнослужащими, захваченными в плен, сохраняется статус военнослужащих. В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы при нахождении в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен). Таким образом, статус военнопленных имеют все военнослужащие Российской Федерации, попавшие во власть неприятеля в ходе войны, однако законодательством признаются исполняющими обязанности военной службы только военнослужащие, сдавшиеся в плен против их воли. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы (ст. 82). За преступления, совершенные в плену, они несут ответственность по уголовному законодательству страны, у которой они находятся в плену, применяемому в отношении ее военнослужащих. Причем преступность и наказуемость деяний, совершенных военнопленными, должна соответствовать установленной для военнослужащих держащей в плену державы и не противоречить положениям Конвенции. В случае если у Российской Федерации в плену будут содержаться военнослужащие иностранного государства, то на них будет распространяться гл. 33 УК РФ, что противоречит ст. 331 УК РФ, распространяющей действие этой главы только на военнослужащих Российской Федерации. В данной коллизии подлежат применению положения Конвенции, поскольку, являясь международным договором Российской Федерации, она обладает большей юридической силой, чем УК РФ. Положения Конвенции об уголовной ответственности военнопленных должны быть учтены в законодательстве Российской Федерации военного времени, определяющем уголовную ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, в целях избежания спорных ситуаций. За преступления, совершенные до взятия в плен, военнопленные несут уголовную ответственность также по законодательству держащей в плену державы, но в случае их осуждения на них распространяются положения Конвенции. Советский Союз сделал оговорку при подписании Конвенции о том, что не считает для себя обязательным распространение покровительства Конвенции на военнопленных, осужденных по законам страны, где они находятся в плену, за совершение военных преступлений и преступлений против человечества в соответствии с принципами Нюрнбергского процесса, так как осужденные за эти преступления должны подчиняться режиму, установленному в данной стране для лиц, отбывающих наказание, т. е. иностранные военнопленные в случае привлечения к уголовной ответственности компетентными органами Российской Федерации за военные преступления и преступления против человечества будут отбывать наказание в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета положений Конвенции. Иностранные военнопленные не могут быть субъектами таких воинских преступлений, как уклонение от военной службы, преступления против порядка несения специальных видов служб, преступления против порядка обращения с оружием и эксплуатации военной техники, поскольку не являются участниками указанных воинских правоотношений. Исходя из содержания правовых норм Конвенции, они могут быть привлечены к уголовной ответственности за указанные выше преступления, совершенные ими до плена, компетентными органами Российской Федерации. Иностранные военнопленные могут быть субъектами преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, также они могут быть потерпевшими в результате совершения этих преступлений как другими военнопленными, так и военнослужащими Российской Федерации, поскольку на военнопленных распространяются положения УВС ВС РФ о воинских взаимоотношениях и единоначалии. Статус военнопленных не распространяется на участников немеждународных вооруженных конфликтов. В случае такого конфликта действует лишь ст. 3 Конвенции, остальные положения вводятся в действие только в результате соглашения между сторонами конфликта. В Российской Федерации запрещены насильственный захват власти или насильственное удержание власти, руководство незаконными вооруженными формированиями и участие в них, а также вооруженный мятеж. За подобные действия установлена уголовная ответственность (ст. ст. 208, 278, 279 УК РФ). Поэтому все участники незаконных вооруженных формирований, участвующих в немеждународном вооруженном конфликте на территории Российской Федерации, являются преступниками и подлежат уголовной ответственности; соответственно, статуса военнопленных у них быть не может в силу того, что Российская Федерация не признает такие незаконные вооруженные формирования субъектами международного права. Однако военнослужащие Российской Федерации, попавшие в плен к таким незаконным вооруженным формированиям, также не будут обладать статусом военнопленных. К международным вооруженным конфликтам также относятся такие, в которых «народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение» (п. 4 ст. 1 Протокола I). Следовательно, к участникам таких конфликтов применяются международно-правовые нормы о военнопленных. Определение носит расплывчатый и политизированный характер ввиду отсутствия четких критериев и правового механизма признания страны колонией или расистского режима. Вследствие этого возможны различные толкования, со всеми вытекающими отсюда последствиями, связанные со статусом участников такого конфликта. Распространяются ли положения Конвенции на лиц, подозреваемых в террористической деятельности, задержанных в результате применения Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О противодействии терроризму»? По мнению представителей Международного комитета Красного Креста, там, где терроризм и борьба с ним принимают характер вооруженного конфликта, должно применяться право вооруженных конфликтов. Но когда аспекты войны с терроризмом не подпадают под определение вооруженного конфликта, в общих интересах необходимо обеспечить соблюдение принципов международного права <5>, т. е. если контртеррористическая операция приобретает характер общевойскового боя, то к лицам, подозреваемым в терроризме, попавшим во власть правительственных сил, должны применяться положения Конвенции. Такая точка зрения не представляется убедительной, потому как в большинстве случаев невозможно провести четкую грань между контртеррористической операцией и боевой деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации. ——————————— <5> Как применяется международное гуманитарное право в контексте терроризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. icrc. orgp>

Под контртеррористической операцией понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта (п. 5 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму»). Под вооруженным конфликтом понимается боевое (служебно-боевое) действие ограниченного контингента вооруженных сил, пограничных и внутренних войск, подразделений органов безопасности, а также специально сформированных миротворческих миссий с определенными ограничениями по политическим целям, масштабу и времени <6>. ——————————— <6> Усиков А. В., Яременко В. А. Анатомия малых войн // Независимое военное обозрение. 1998. N 42.

Кроме того, представители международных террористических (террористических) организаций не могут являться военнопленными, поскольку, исходя из смысла правового положения последних, они должны являться представителями государства, участвующего в конфликте, в крайнем случае «народов, ведущих борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение». Лица, участвующие в террористической деятельности, подлежат уголовному преследованию в соответствии с УПК РФ, или в отношении их применяются меры, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии терроризму». Из международной практики можно привести следующий пример. Используя в качестве повода теракты 11 сентября 2001 г. и обвинив в их совершении правительство Афганистана, США в октябре 2001 г. начали глобальную войну против терроризма, в рамках которой они оккупировали территорию Афганистана, а впоследствии и территорию Ирака. В связи с этими событиями широкую известность приобрела американская военная база в Гуантанамо на Кубе, где в настоящее время содержатся в качестве заключенных иностранные граждане, которые были задержаны по подозрению в причастности к совершению террористических актов. При этом дознания, предварительного следствия или суда в отношении этих граждан не было. США признают за этими заключенными статус военнопленных, однако правовой режим военного плена не соблюдается. Такое положение недопустимо и противоречит международно-правовым нормам, поскольку к лицам, подозреваемым в террористической деятельности, правовой статус военнопленных неприменим, в то же время недопустимо содержать подозреваемых много лет в заключении без предъявления обвинения и последующего суда. Из смысла презумпции невиновности следует, что лицо считается невиновным в совершении преступления пока его вина не доказана в установленном законом порядке. Само понятие «глобальная война против терроризма» правового смысла не имеет, поскольку не закреплено ни в одном из международных правовых актов. Таким образом, с момента приобретения статуса военнопленного и до его окончания на военнопленного возлагается уголовная ответственность в соответствии с Конвенцией и уголовным законодательством держащей в плену державы. Военнослужащие Российской Федерации, попавшие в плен в ходе войны, за преступления, совершенные в плену и до плена, будут привлекаться к уголовной ответственности по законодательству государства, в плену у которого они находятся. Иностранные военнослужащие, попавшие в плен Российской Федерации, за преступления, совершенные в плену и до плена, будут привлекаться к ответственности по УК РФ и Женевской конвенции.

Реализация уголовной ответственности

В Конвенции содержится ряд норм, устанавливающих общие требования к наказаниям, применяемым к военнопленным. Так, военнопленный может быть наказан только один раз по одному и тому же обвинению. Ни один военнопленный не может быть предан суду или осужден за проступок, который не является наказуемым по законодательству держащей в плену державы или по международному праву, которое действует в момент совершения проступка. Воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки, всякие телесные наказания, заключение в помещения, лишенные дневного света, и вообще какие бы то ни было виды пыток или проявления жестокости. Не может быть установлен специальный субъект преступления — военнопленный. Держащая в плену держава не может лишить ни одного военнопленного его звания или возможности носить знаки различия. Таким образом, к иностранным военнопленным не может быть применено такое наказание, как лишение воинского звания. Остальные виды наказаний, предусмотренных УК РФ, могут применяться к военнопленным в том же объеме, как это предусмотрено для военнослужащих Российской Федерации. Однако применение таких наказаний, как ограничение по военной службе, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, является нецелесообразным в силу правового положения военнопленных. Исправительные и обязательные работы не назначаются военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. К этой же категории военнослужащих может быть применено содержание в дисциплинарной воинской части. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Установление факта прохождения военной службы по призыву или наличия такого правового института в иностранном государстве значительно усложняет или исключает возможность назначения перечисленных выше наказаний военнопленным. С учетом изложенного к военнопленным наиболее целесообразно применять следующие виды наказаний: штраф, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Причем в случае вынесения военнопленному смертного приговора последний приводится в исполнение не ранее чем по истечении шестимесячного срока со дня получения державой-покровительницей по указанному ею адресу подробного сообщения. Конвенция также предусматривает обстоятельство, смягчающее наказание для военнопленных. При назначении наказания суды держащей в плену державы должны в максимально возможной степени учитывать тот факт, что, поскольку подсудимый не является гражданином держащей в плену державы, он не связан долгом верности по отношению к ней и что он находится в ее власти вследствие обстоятельств, не зависящих от его воли. Суды будут иметь возможность смягчить наказание, полагающееся за вменяемое военнопленному в вину правонарушение, и для этого не будут обязаны придерживаться предписанного минимума этого наказания (ст. 87). Военнопленному в силу его статуса может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление. В качестве обстоятельства, отягчающего наказание, не может рассматриваться побег или попытка к побегу, даже в случае рецидива <7>. ——————————— <7> Например, во время Первой мировой войны в германском, австро-венгерском, турецком и болгарском плену содержалось 2410000 русских военнослужащих, из них 60319 человек бежало из плена и не было поймано, 199948 человек бежало и было поймано (Головин Н. Н. Военные усилия России в Мировой войне. М., 2001. С. 135).

Военнопленный не подлежит уголовной ответственности за побег или попытку побега даже в случае рецидива или повторного пленения (ст. 83). Уголовным законодательством Российской Федерации не установлена ответственность за побег из мест содержания военнопленных. За побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи военнопленный не будет привлекаться к уголовной ответственности по ст. 313 УК РФ. Военнопленный также освобождается от уголовной ответственности за преступления, совершенные с единственной целью облегчить себе побег и не сопровождающиеся какими-либо насильственными действиями против жизни и здоровья, например такие, как преступления против общественной собственности (ст. ст. 158, 159, 160, 164, 165, 166, 167, 168 УК РФ), кража без намерения обогатиться (ст. 158 УК РФ), изготовление или использование фальшивых документов (ст. ст. 324 — 327 УК РФ). Указанные преступления влекут за собой только дисциплинарные взыскания (ст. 93 Конвенции). Военнопленные будут отбывать наказания, к которым они будут осуждены по вступившим в законную силу приговорам, в тех же учреждениях и в тех же условиях, что и лица из состава вооруженных сил держащей в плену державы. Эти условия должны, во всяком случае, отвечать требованиям гигиены и гуманности (ст. 108 Конвенции). Таким образом, на военнопленных будет распространяться уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации в том же объеме, что и в отношении военнослужащих Российской Федерации. В заключение следует отметить, что уголовная ответственность военнопленных устанавливается международным законодательством и законодательством государства, в плену у которого находятся военнослужащие. С момента приобретения статуса военнопленного и до его окончания на военнопленного возлагается уголовная ответственность в объемах международного договора и национального законодательства. Статусом военнопленного не обладают участники немеждународного вооруженного конфликта, а также лица, подозреваемые в террористической деятельности. Реализация уголовной ответственности военнопленных имеет ряд особенностей, таких как невозможность применения определенных наказаний, нецелесообразность применения некоторых видов наказаний, наличие дополнительного обстоятельства, смягчающего наказание, невозможность применения в качестве отягчающих наказание определенных обстоятельств, освобождение военнопленных от уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, в силу их особого статуса, отсутствие международно-правового механизма применения принудительных мер медицинского характера.

——————————————————————