О некоторых организационно-правовых вопросах деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности и участию в ней Вооруженных Сил Российской Федерации

(Ермолович Я. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2008, N 5)

О НЕКОТОРЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ВОПРОСАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ И УЧАСТИЮ В НЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Я. Н. ЕРМОЛОВИЧ

Ермолович Я. Н., адъюнкт кафедры уголовного права Военного университета, капитан юстиции.

В последние годы резко возросло количество миротворческих операций, проводимых как под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), так и в рамках региональных организаций (СНГ, ЕС, Африканский союз и др.). В различных документах ООН отмечается эффективность и целесообразность такого рода мероприятий. Представляют интерес вопросы правового регулирования миротворческих операций, статуса их участников, в том числе и вопросы уголовной юрисдикции. Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ на Вооруженные Силы Российской Федерации возлагается выполнение задач в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Положения Федерального закона «Об обороне» детализируются в Военной доктрине и Морской доктрине Российской Федерации. Одной из основных составляющих содержания обеспечения военной безопасности Российской Федерации в мирное время является обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности. Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на Вооруженные Силы Российской Федерации, также они должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Правовым основанием участия Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности является Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ. Указанная деятельность может осуществляться как Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, так и региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений Российской Федерации, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров Российской Федерации. Деятельность по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности осуществляется в следующих формах: 1) миротворческая деятельность: а) операции по поддержанию мира; б) другие меры, не являющиеся согласно Уставу Организации Объединенных Наций принудительными действиями; 2) международные принудительные действия с использованием вооруженных сил. Военнослужащие Российской Федерации могут участвовать во всех формах деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Миротворческая деятельность осуществляется на основании решения Совета Безопасности ООН, который определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и решает вопрос о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39 Устава ООН). В отличие от Федерального закона «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» в Уставе ООН все действия по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности разделяются на не связанные с использованием вооруженных сил и связанные с использованием вооруженных сил. Исходя из смысла норм указанного Федерального закона и Устава ООН под мерами, не являющимися принудительными действиями, следует понимать меры, не связанные с применением вооруженных сил, а под мерами, являющимися международными принудительными действиями, — меры, связанные с применением вооруженных сил. Меры, не являющиеся принудительными действиями, могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН). Международные принудительные действия с использованием вооруженных сил могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42 Устава ООН). Все члены ООН обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Также в целях обеспечения возможности проводить срочные военные мероприятия члены ООН обязуются держать в состоянии немедленной готовности контингенты национальных военно-воздушных сил для совместных международных принудительных действий. Миротворческая деятельность. Операции по поддержанию мира — целенаправленные и согласованные действия, принимаемые по решению Совета Безопасности ООН ее членами, либо региональными организациями (Европейский союз, СНГ и т. п.), либо в рамках и на основании двусторонних и многосторонних международных договоров, направленные на поддержание или восстановление международного мира и безопасности. Условиями проведения операции по поддержанию мира являются: 1) мир, который нужно поддерживать, уже должен быть установлен; 2) все основные стороны в конфликте должны согласиться прекратить боевые действия и принять роль ООН (иной международной организации), заключающуюся в оказании им помощи в урегулировании их спора, а также дать согласие на развертывание миссии по поддержанию мира. Правовыми основаниями проведения операции по поддержанию мира являются: 1) резолюция Совета Безопасности ООН (в которой указываются основания проведения операции, место, время проведения операции, состав участников и цели ее проведения); 2) мандат ООН (выдается на основании резолюции Совета Безопасности ООН и содержит перечень конкретных мер и задач, стоящих перед операцией ООН); 3) соглашение между ООН и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций ООН по поддержанию мира (заключается на основании резолюции и мандата Совета Безопасности ООН); 4) соглашение о статусе сил между ООН и страной, в которой проводится операция; 5) внутреннее законодательство страны-члена, предоставляющей персонал и оборудование для операций ООН по поддержанию мира (Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»). Операция по поддержанию мира заключается в проведении разного рода мероприятий, таких как: 1) наблюдение и контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня и других враждебных действий; 2) разъединение конфликтующих сторон; 3) поддержание связи между противоборствующими сторонами; 4) оказание правительствам помощи в обеспечении пограничного контроля; 5) оказание правительствам помощи в проведении перегруппировки вооруженных сил и обеспечение безопасности в местах расквартирования этих сил; 6) оказание правительствам помощи в осуществлении национальной программы разоружения, демобилизации; 7) обеспечение охраны оружия, боеприпасов и другого военного имущества, сданного бывшими комбатантами, и надежного хранения, обезвреживания или уничтожения этого имущества; 8) обеспечение защиты персонала, объектов и имущества ООН, обеспечение безопасности и свободы передвижения персонала ООН и обеспечение защиты гражданских лиц, подвергающихся непосредственной опасности физического насилия, в пределах своих возможностей и районов развертывания; 9) облегчение свободного перемещения людей и товаров и доставки гуманитарной помощи, в частности посредством оказания помощи в создании необходимых условий в плане безопасности; 10) содействие поощрению и защите прав человека и оказание помощи в расследовании нарушений прав человека в целях содействия пресечению безнаказанности; 11) оказание помощи в восстановлении присутствия гражданской полиции судебной власти и законности на всей территории операции; 12) содействие оказанию гуманитарной помощи, в том числе путем содействия созданию необходимых условий в плане безопасности, и др. Следует отметить, что военный и гражданский персонал миротворческой операции имеет право применять оружие только в целях самообороны; при этом процедура разъединения противоборствующих сторон не описывается ни в одном нормативном правовом акте. В состав операции по поддержанию мира включается военный и гражданский персонал (миротворческий персонал) и оборудование. К миротворческому персоналу относятся: 1) сотрудники ООН; 2) эксперты в командировках, включая полицейских и военных наблюдателей ООН; 3) подрядчики и консультанты; 4) добровольцы ООН; 5) служащие национальных контингентов. Военнослужащие Российской Федерации могут входить в состав национальных контингентов или выполнять функции военных наблюдателей ООН. Статус военнослужащих закрепляется в международных договорах, заключаемых ООН с государствами, предоставляющими персонал для операции по поддержанию мира, а также с государством, в котором проводится операция, о статусе сил для ее проведения. Международные договоры заключаются на основе Типового соглашения о статусе сил для проведения операции по поддержанию мира и Типового соглашения между Организацией Объединенных Наций и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Названные Типовые соглашения были приняты Генеральной Ассамблеей ООН Резолюциями: от 9 октября 1990 г. N А/45/594 на сорок пятой сессии и от 23 мая 1991 г. N А/46/85 на сорок шестой сессии соответственно. Военный и гражданский персонал, предоставляемый государством-участником, пользуется привилегиями и иммунитетами, правами и льготами и выполняет обязательства, предусмотренные в соглашении о статусе. До заключения такого соглашения ООН применяет обычные принципы и практику, которые закреплены в Типовом соглашении о статусе сил. Типовыми соглашениями устанавливается, что в течение всего срока операции военный персонал подчиняется главе миссии ООН, который, в свою очередь, подчиняется Генеральному секретарю ООН. Участие в операции по поддержанию мира не прекращает состояния военной службы и правоотношений, связанных со своим государством. Военный персонал осуществляет деятельность исключительно в интересах ООН и не должен осуществлять иные функции. В состав военного и гражданского персонала, предоставляемого Российской Федерацией для участия в миротворческой деятельности, могут включаться отдельные военнослужащие и воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации (воинские части и подразделения с соответствующими вооружением и военной техникой, средствами поддержки и обеспечения), а также гражданские лица — отдельные представители (или группы представителей) федеральных органов исполнительной власти. Для подготовки к выполнению этих задач выделяются специально назначенные соединения и воинские части. Российская Федерация осуществляет тыловое и техническое обеспечение, обучение, подготовку российских контингентов, планирование их применения и оперативное управление ими в соответствии со стандартами и процедурами ООН, ОБСЕ и Содружества Независимых Государств (п. 17 Военной доктрины). Формирования российских войск, находящиеся на территориях иностранных государств, независимо от условий размещения входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации и действуют в соответствии с установленным в них порядком, с учетом требований Устава ООН, резолюций Совета Безопасности ООН, двусторонних и многосторонних договоров Российской Федерации (п. 21 Военной доктрины). Военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, прошедшими предварительную специальную подготовку. Кроме указанных требований, военный персонал должен отвечать требованиям ООН с точки зрения опыта, физической готовности, специализации и знания языков, а также соблюдать любые положения и процедуры, которые могут быть установлены ООН в отношении медицинского освидетельствования и других формальностей, прививок, поездок, перевозок, отпуска или других прав. Типовые соглашения о статусе сил и о предоставлении персонала регулируют вопросы уголовной юрисдикции в отношении миротворческого персонала. Государство-участник осуществляет юрисдикцию в отношении преступлений или правонарушений, которые могут быть совершены его военным персоналом, находящимся в составе операции ООН по поддержанию мира. Все члены операции ООН по поддержанию мира обладают иммунитетом от судебной юрисдикции в том, что касается устных или письменных заявлений и всех действий, совершаемых ими в их официальном качестве. Такой иммунитет продолжает действовать и после того, как они перестают быть членами операции ООН по поддержанию мира или прекращают службу в операции, и после истечения срока действия других положений соглашения о статусе сил. В случае совершения преступления на территории иностранного государства военнослужащий может быть заключен под стражу по просьбе специального представителя (командующего) или если он задержан при совершении или попытке совершения уголовного преступления. Такое лицо вместе со всем изъятым у него оружием или другими предметами немедленно доставляется к ближайшему соответствующему представителю операции ООН по поддержанию мира, после чего оно передается представителям своего государства для привлечения к уголовной ответственности. Таким образом, иммунитет военнослужащего — участника операции по поддержанию мира от местной уголовной юрисдикции не освобождает его от уголовной ответственности по законам своего государства. Миротворческий персонал, участвующий в операции ООН по поддержанию мира, защищается также от преступных посягательств. Конвенцией о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала установлен ряд преступлений против персонала ООН и связанного с ней персонала, которые должны быть криминализованы в каждом государстве-участнике. К таким преступлениям относятся: 1) убийство, похищение или другое нападение, направленное против личности или свободы любого члена персонала ООН и связанного с ней персонала; 2) насильственное нападение на служебные помещения, жилые помещения или транспортные средства любого члена персонала ООН и связанного с ней персонала, которое может подвергнуть опасности личность или свободу этого члена персонала; 3) угроза любого такого нападения с целью принудить физическое или юридическое лицо совершить любые действия или воздержаться от их совершения; 4) попытка любого такого нападения; 5) соучастие в любом таком нападении, или в совершении попытки такого нападения, или в организации либо отдаче приказа о совершении такого нападения. Каждое государство-участник осуществляет свою юрисдикцию в следующих случаях: 1) преступление совершено на территории этого государства или на борту судна или летательного аппарата, зарегистрированного в этом государстве; 2) предполагаемый преступник является гражданином этого государства; 3) когда преступление совершено лицом без гражданства, которое обычно проживает в данном государстве; 4) преступление совершено в отношении гражданина данного государства; 5) целью преступления являлось принуждение данного государства совершить какое-либо действие или воздержаться от него. В соответствии со ст. 360 УК РФ нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, является преступлением против мира и безопасности человечества. Военнослужащие Российской Федерации могут участвовать в операциях по поддержанию мира в рамках региональной организации — Содружества Независимых Государств. Вопросы правового положения военнослужащих в проводимых миротворческих операциях в Содружестве Независимых Государств также находят свое закрепление в международных договорах в рамках Содружества. В соответствии со ст. 5 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г., подписанного главами государств Содружества, персонал Групп по поддержанию мира пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу операций ООН по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций. Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира создаются временно по решению Совета глав государств и могут быть введены в район конфликта только после достижения соглашений о прекращении огня или перемирии. В ходе проведения операции Группа по поддержанию мира не участвует в боевых действиях, использует прежде всего мирные средства и способы для содействия улаживанию конфликта. При выполнении своих функций Группа по поддержанию мира в порядке исключения имеет право применять оружие: — в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на жизнь и здоровье военнослужащих и персонала Группы по поддержанию мира в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону; — в случае попыток насильственного отстранения Группы по поддержанию мира от выполнения возложенных на нее функций; — для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания; — для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на их жизнь и здоровье (ст. 6 Протокола). Военный персонал Коллективных сил по поддержанию мира подпадает под исключительную уголовную юрисдикцию своего государства — участника указанного Протокола в случае совершения любых уголовных преступлений в принимающем государстве. Таким образом, положения Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ повторяют положения Типового положения о статусе сил ООН. Аналогичная названному Протоколу норма и ссылка на него закреплены в п. 39 Положения о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденного решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 19 января 1996 г. Названным Протоколом закрепляется также положение, в соответствии с которым в случаях задержания члена персонала Группы по поддержанию мира, в том числе военнослужащего, при совершении или попытке совершения уголовно наказуемого преступления должностными лицами правительства государства, в котором проводится операция, его немедленно должны доставить к ближайшему соответствующему должностному лицу Группы по поддержанию мира вместе со всем изъятым у него оружием и другими предметами. Международные принудительные действия с использованием вооруженных сил. В соответствии со ст. 43 Устава ООН Совет Безопасности должен был заключить одно или несколько соглашений с членами ООН или с группами членов ООН, которые бы определяли численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение, характер предоставляемых средств обслуживания и помощи. В практике ООН до сих пор не заключено ни одного подобного соглашения, что является одной из причин недостаточной эффективности деятельности Совета Безопасности. Для оказания помощи Совету Безопасности по военным вопросам в его подчинении находится вспомогательный орган — Военно-Штабной Комитет, состоящий из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности. Однако по вине западных стран, прежде всего США, работа этого важного органа была сорвана. Начиная с 1947 г. деятельность Военно-Штабного Комитета фактически прекращена <1>. ——————————— <1> Нестеров В. С. Эволюция и практика операций по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций // Право и политика. 2000. N 1.

Таким образом, правовая регламентация проведения международных принудительных действий с использованием вооруженных сил в настоящее время отсутствует. За все время существования ООН так и не было создано правового механизма проведения подобных операций. Не были в международном праве также решены вопросы статуса принудительных операций с использованием вооруженных сил, статуса участников таких операций, уголовной юрисдикции в отношении участников операции. Вооруженные Силы Российской Федерации (СССР) никогда не принимали участия в подобных мероприятиях, хотя Федеральным законом «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» предусмотрен правовой механизм принятия решения о предоставлении Российской Федерацией воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил (ст. ст. 10 — 12 данного Закона). Правовыми основаниями принятия такого решения являются: 1) решение Совета Безопасности ООН; 2) особое соглашение Российской Федерации с Советом Безопасности ООН, ратифицированное в установленном федеральным законом порядке; 3) постановление Совета Федерации Российской Федерации о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; 4) решение Президента Российской Федерации о направлении за пределы территории Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для участия согласно Уставу ООН в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил. При этом для осуществления международных принудительных действий с использованием вооруженных сил могут направляться также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящие военную службу по призыву. Добровольное согласие военнослужащих, направляемых для осуществления международных принудительных действий с использованием вооруженных сил, не требуется. В подп. «г» п. 17 Военной доктрины Российской Федерации как одна из задач, возлагаемых на Вооруженные Силы Российской Федерации, указано блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом, что является формой международных принудительных действий с использованием вооруженных сил. За время существования ООН имели место несколько случаев применения вооруженных сил для «принуждения к миру», однако роль ООН в подобных мероприятиях вызывает большие сомнения. Первый случай имел место в 1950 году в связи с событиями в Корее. США вмешались в военные действия, начавшиеся между двумя частями корейского государства, на стороне Южной Кореи. Вторично многонациональные войска были созданы в 1991 г. после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 г. Всего за время существования ООН проведена 61 операция по поддержанию мира. В них участвовали более 1 млн. человек военного, полицейского и гражданского персонала из 119 стран. Погибли в ходе операций 2392 человека, расходы на операции составили 47,19 млрд. долл. США, задолженность государств — 1,54 млрд. долл. США, из которых 958 млн. долл. составляет задолженность США. В настоящее время в 16 текущих операциях по поддержанию мира задействованы 82868 человек <2>. В целях объективного освещения рассматриваемого вопроса следует отметить, что большинство операций ООН по поддержанию мира не достигли своей цели (операции длятся десятилетиями, а конфликты, как правило, переходят в латентную стадию; при этом ни криминогенная, ни экономическая обстановка не улучшаются), а операции по принуждению к миру вообще в большинстве случаев не носят легитимного характера со стороны ООН. В последнее время отмечается стремление региональных организаций (НАТО, ЕС) взять на себя функции ООН или действовать в обход международных норм, что наводит на мысль о кризисе системы международной безопасности. ——————————— <2> http://www. un. org/russian/peace/pko/facts. htm#1

Таким образом, правовым основанием участия военнослужащих Российской Федерации в миротворческой деятельности и международных принудительных действиях является решение Президента Российской Федерации, принимаемое на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с решением Совета Безопасности ООН. Правовое положение военнослужащих Российской Федерации, участвующих в миротворческой деятельности, определяется как внутренним законодательством Российской Федерации, так и рядом международных договоров, заключаемых Российской Федерацией с Организацией Объединенных Наций или иностранным государством. Военнослужащие Российской Федерации сохраняют свой статус, однако им предоставляются дополнительно права (привилегии и иммунитеты) и на них возлагаются должностные и специальные обязанности в соответствии с выполняемыми функциями по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Военнослужащие Российской Федерации, участвующие в миротворческой деятельности, привлекаются к уголовной и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, к гражданско-правовой ответственности по делам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, — в соответствии с законодательством страны пребывания. Статус военнослужащих Российской Федерации, которые должны участвовать в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил, не определен. При отсутствии международно-правового регулирования правовое положение таких военнослужащих определяется законодательством Российской Федерации.

——————————————————————