Проблемы несудебной защиты прав и свобод военнослужащих Российской Федерации

(Цымбаренко А. Г.)

(«Российский военно-правовой сборник», N 1, 2004)

ПРОБЛЕМЫ НЕСУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Г. ЦЫМБАРЕНКО

Цымбаренко А. Г., кандидат юридических наук, нотариус г. Москвы, преподаватель кафедры гражданского права Военного университета.

Российское законодательство, обеспечивающее несудебную защиту прав граждан, представлено Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Основами законодательства РФ о нотариате.

Одним из важных направлений преобразований в современной России является военно-правовая реформа, которая должна быть направлена на создание новых и усиление имеющихся правовых гарантий защиты законных прав и интересов военнослужащих. Обеспечение в условиях Вооруженных Сил РФ прав военнослужащих при обращении за совершением нотариальных действий к командирам (начальникам) воинских частей является одной из серьезных несудебных гарантий защиты законных прав и интересов военнослужащих.

В последние годы законодательное регулирование порядка совершения нотариальных действий претерпело существенные изменения. Правовое положение военнослужащих в некоторых отношениях существенно отличается от положения других граждан. Эти особенности прослеживаются в законодательстве различных периодов развития Российского государства. Определяющими моментами при этом являлись и являются: особый публично-правовой характер Вооруженных Сил и других воинских формирований, особенности военно-служебных отношений и самой военной службы как особого вида государственной службы.

Следует особо подчеркнуть, что совершение командирами воинских частей и другими уполномоченными воинскими должностными лицами нотариальных действий возложено на них законодателем исключительно для обеспечения прав и интересов граждан (как военнослужащих, так и гражданского персонала воинских частей, а также членов их семей), которые в силу специфики своих трудовых отношений, исполнения воинского долга или в силу семейного положения не могут обратиться к нотариусу, а для командира выполнение такой функции требует специальных знаний, не связанных непосредственно с его военно-служебными полномочиями.

Полномочия воинского командира (начальника) по обеспечению и защите прав и свобод военнослужащих в сфере наследственных прав регламентируются с 1 марта 2002 года частью третьей Гражданского кодекса РФ. Командиры воинских частей помимо удостоверения завещаний военнослужащих в пунктах дислокации этих частей, где нет нотариусов, удостоверяют также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих (подп. 4 п. 1 ст. 1127 ГК РФ). Начальники, их заместители по медицинской части, дежурные врачи госпиталей и других стационарных лечебных учреждений удостоверяют завещания граждан, находящихся на лечении в этих госпиталях и других стационарных лечебных учреждениях (подп. 1 п. 1 ст. 1127 ГК РФ).

Особое внимание хотелось бы обратить на п. 2 ст. 1127 ГК: все завещания, удостоверяемые должностными лицами (в нашем случае — командирами воинских частей), перечисленными в данной статье ГК РФ, подписываются завещателем в присутствии указанного должностного лица и свидетеля, который также подписывает завещание. Присутствие свидетеля при составлении, подписании и удостоверении завещания является обязательным. При отсутствии свидетеля при совершении указанных действий, а также при несоответствии свидетеля требованиям п. 2 ст. 1124 ГК завещание может быть признано недействительным согласно п. 3 ст. 1124 ГК РФ.

Еще одной новацией части третьей Гражданского кодекса РФ является свидетельствование командиром воинской части подлинности подписи на заявлениях о принятии наследства и об отказе от наследства (соответственно п. 1 ст. 1153 и п. 2 ст. 1159), причем днем принятия наследства или отказа от наследства является день, когда заявление поступило в соответствующую нотариальную контору, а не день засвидетельствования таких заявлений у другого нотариуса, командира воинской части или иных должностных лиц, которые согласно п. 1 ст. 1153 и п. 2 ст. 1159 ГК РФ вправе свидетельствовать подлинность подписи на заявлениях такого рода.

Таким образом, несмотря на то что действующее законодательство о нотариате не включило упомянутых воинских должностных лиц в органы нотариата как систему специальных государственных органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия от имени государства, тем не менее действующее гражданское законодательство возлагает на командиров (начальников) воинских частей совершение таких действий, приравненных к нотариальным, как удостоверение доверенности и завещания.

В последние годы для обеспечения прав и законных интересов военнослужащих в особых условиях военной службы большое значение приобретают приравненные к нотариальным действия, совершенные уполномоченными воинскими командирами (начальниками) в условиях ведения боевых действий в Чечне, в местах нахождения российских военнослужащих в республиках СНГ, за пределами России (например, в г. Севастополе), а также в Абхазии, Грузии, Таджикистане, на космодроме Байконур, в составе миротворческих сил в республиках бывшей Югославии, когда обратиться к нотариусу, консулу затруднительно или невозможно ввиду их отсутствия в местах дислокации российских войск или воинских формирований.

В целях защиты прав и интересов военнослужащих и иных лиц, в отношении которых воинский командир (начальник) уполномочен совершать действия, приравненные к нотариальным, соответствующему воинскому должностному лицу необходимо соблюсти требования действующего законодательства о нотариате, военного законодательства, а также гражданского законодательства.

Организационно-правовые формы совершения командирами воинских частей нотариальных действий в отношении военнослужащих и некоторых других категорий граждан определены совокупностью и взаимодействием общих и специальных правовых норм, которыми установлен порядок и правила обращения военнослужащих к командирам воинских частей за удостоверением доверенностей (ст. 185 ГК РФ), завещаний и свидетельствованием подлинности подписи на заявлениях.

Необходима систематическая юридическая подготовка командиров воинских частей, на которых возложены полномочия по совершению нескольких видов нотариальных действий с тем, чтобы командиры воинских частей могли надлежащим образом правильно применять действующее законодательство и обеспечивать надлежащую защиту прав военнослужащих, с тем, чтобы в дальнейшем не приходилось обращаться в суд, например за толкованием завещания или признанием его действительным.

Необходимость правового анализа в рамках военного права обеспечивает представителям военно-юридической науки широкую возможность для изложения своих позиций по указанным вопросам с тем, чтобы устранить существующие коллизии между п. 2 ст. 3 ГК РФ, ст. 22 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате, ст. ст. 185, 1124, 1127, 1153, 1159 ГК РФ, а также надлежащим образом обеспечить защиту прав военнослужащих при написании нового закона о нотариате, который в настоящий момент формируется.

——————————————————————