Специфика режима военного положения в современной России

(Глушаченко С. Б., Померлян А. Н.) («Военно-юридический журнал», 2008, N 6)

СПЕЦИФИКА РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С. Б. ГЛУШАЧЕНКО, А. Н. ПОМЕРЛЯН

Глушаченко С. Б., доктор юридических наук, профессор.

Действующие в российской правовой системе правовые режимы многоплановы и многоаспектны. Каждый из них представляет собой своеобразный правовой институт с организационными обеспечивающими элементами, нацеленный на установление оптимальных с точки зрения государства отношений в конкретной сравнительно узкой, но жизненно важной сфере, обеспечивающей безопасность личности, общества и государства. Одним из видов чрезвычайных правовых режимов является режим военного положения. Впервые попытку анализа режима военного положения предпринял известный русский юрист В. М. Гессен в работе «Исключительное положение» <1>, которая стала фундаментальной юридической работой среди других, посвященных рассматриваемой проблематике, в начале XX в. <2>. В советской юридической доктрине военное положение определялось как установление на основании законов военного времени повышенной ответственности за неподчинение приказам и распоряжениям военных властей, а также введение комплекса мер, связанных с ограничением прав граждан и установлением дополнительных обязанностей различного характера <3>, что, однако, не в полной мере раскрывало довольно сложный его правовой режим. Более подробно данный институт был исследован Д. Н. Артамоновым <4>. Известный специалист в области военно-административного права под военным положением понимал особый правовой режим, устанавливаемый при чрезвычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности <5>. ——————————— <1> Гессен В. М. Исключительное положение. СПб., 1908. <2> Коркунов Н. М. Русское государственное право. Симбирск, 1892. Т. I. С. 431 — 450; Горбунов А. В. Политика исключительных мероприятий // Право. 1907. N 43; Магазинер Я. М. Чрезвычайно-указное право в России. СПб., 1911; Алексеев А. С. Происхождение чрезвычайного права и его политическое значение. М., 1913. <3> См.: Додонов В. Н., Румянцев О. Г. Энциклопедический юридический словарь. М., 1996. С. 43. <4> См.: Артамонов Д. Н. Институт военного положения по советскому праву: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1951. <5> Артамонов Д. Н. Институт военного положения по советскому праву. М., 1953. С. 53.

В современной юридической энциклопедической литературе под военным положением понимается особый государственно-правовой режим, устанавливаемый в интересах обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности <6>. Активизация исследований правового режима военного положения в современный период связана, прежде всего, с работами С. В. Пчелинцева <7>, а также И. А. Дьяченко, О. В. Зиборова, В. Б. Рушайло, В. П. Федорова, А. П. Короткова и Ю. Ю. Соковых <8>. ——————————— <6> Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2000. С. 83. <7> См.: Пчелинцев С. В. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998; Он же. Об основаниях объявления военного положения в Российской Федерации (теоретические аспекты) // Журнал российского права. 1998. N 4 — 5. С. 61 — 69; Он же. Проблемы реализации положений Конституции РФ об особых правовых режимах в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2003. N 11. С. 131 — 145; Он же. Закон о военном положении и нормы международного права. Сравнительный анализ // Российская юстиция. 2003. N 9. С. 43 — 45. <8> См.: Дьяченко И. Л. Конституционные основы государственного управления в условиях военного положения. Ростов н/Д, 2000; Зиборов О. В. Институт военного положения по российскому праву (историко-правовое исследование): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002; Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. М., 2000; Он же. Конституционные и административно-правовые основы содержания режима военного положения в Российской Федерации // Право и политика. 2003. N 12. С. 74 — 84; Он же. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2004; Федоров В. П. Правовой институт исключительного (военного и чрезвычайного) положения в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003; Коротков А. П., Соковых Ю. Ю. Правовые средства управлениями кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования // Государство и право. 1997. N 10. С. 65 — 72.

Заслуживает внимания труд, посвященный правовому анализу конституций ряда зарубежных государств о военном и чрезвычайном положениях, проведенному в 70-х годах Ю. И. Авдеевым. Несмотря на прошедшие сорок лет, в целом признаки указанных исключительных режимов не потеряли своей актуальности и в настоящее время <9>: переход высшей власти в стране в руки военной администрации, сопровождаемый либо роспуском представительных органов, либо фактическим прекращением их деятельности; значительное расширение полномочий административного аппарата и правоохранительных органов; отмена (или приостановление) основных конституционных прав граждан или их ограничение; прямая легализация для государственных органов беспрепятственного, без соблюдения обычной процедуры, проведения обысков, арестов, установления цензуры; легализация прослушивания телефонных переговоров; запрет собраний, забастовок, общественных организаций, печатных органов. Ю. И. Авдеев дедуцировал представленные выводы из исследований английских правоведов послевоенного периода Э. Уэйда и Д. Филипса, которые под военным положением понимали «…действия военных властей, когда они, для того чтобы справиться с чрезвычайным положением, связанным с состоянием войны, налагают ограничения на граждан в своей собственной стране и издают необходимые для этого постановления» <10>. ——————————— <9> Авдеев Ю. И. Чрезвычайное законодательство ФРГ. М., 1970. С. 19 — 21. <10> Уэйд Э., Филипс Д. Конституционное право / Пер. с англ. А. С. Никифорова; под ред. Б. С. Крылова. М., 1950. С. 473 — 476.

Правовой основой введения в Российской Федерации специального правового режима военного положения являются Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О военном положении» <11>, а также принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России в данной области. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Основанием для введения режима военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии. Определения агрессии и непосредственной угрозы агрессии как основания для введения правового режима военного положения сформулированы в ст. 3 Закона «О военном положении» с учетом Резолюции, принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 г. <12>, и предложений, выработанных специалистами на основе анализа норм международного права. Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранными государствами против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН <13>, равносильным указанным выше актам агрессии. ——————————— <11> Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375. <12> Определение агрессии: Резолюция XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 2. М., 1997. С. 3 — 5. <13> Устав Организации Объединенных Наций: принят в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. Вступил в силу с 24 октября 1945 г. Ратифицирован СССР 20 августа 1945 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 14 — 47. Актами агрессии, в частности, признаются вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации.

В качестве основания для введения военного положения может также рассматриваться непосредственная угроза агрессии, под которой понимаются действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации. С. В. Пчелинцев отмечает <14>, что непосредственная угроза агрессии как основание для введения режима военного положения предусмотрена законодательством и ряда других государств, которое вместе с тем не содержит исчерпывающего понятия такой угрозы, оставляя решение данного вопроса на усмотрение компетентных органов государственной власти. В этой связи определенным ориентиром здесь может служить проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества <15>. Чрезвычайная обстановка военного характера является общей причиной введения военного положения, а военное положение выступает как следствие этой чрезвычайной обстановки и как одно из средств, необходимых для скорейшего ее устранения. В случае устранения чрезвычайной обстановки, а также всей опасности, из нее вытекающей, отпадает необходимость и в средствах, которые для этого использовались. ——————————— <14> См.: Пчелинцев С. В. Закон о военном положении и нормы международного права. Сравнительный анализ // Российская юстиция. 2003. N 9. <15> См.: Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества (проект): принят в 1954 г. на 6-й сессии Комиссии международного права ООН // Международное публичное право: Сборник документов. Т. 2. М., 1996. С. 35 — 36. В данном Кодексе под угрозой агрессии понимаются заявления, сообщения, демонстрация силы или любые иные меры, которые дают правительству какого-либо государства веские основания полагать, что серьезно рассматривается возможность агрессии против этого государства.

Правовой режим военного положения включает в себя ряд тесно связанных между собой элементов. Во-первых, введение специального правового режима военного положения возможно лишь при наличии особых условий, под которыми понимается повышенная степень опасности для жизни и здоровья граждан, безопасности общества и государства и которая требует от органов власти и управления для ее нормализации правовых, организационных, тактических и иных мер, а также их ресурсного обеспечения. Причем особые условия, которые являются причиной военного положения, носят исключительно военный характер. В. А. Власов отождествляет особые условия с чрезвычайными мерами охраны общественного порядка <16>. Другие исследователи полагают, что содержание особых условий составляют объективно возникающие явления, которые характеризуются повышенной степенью общественной опасности <17>. Довольно подробно содержание особых условий раскрыто в работе В. Б. Рушайло «Административно-правовые режимы» <18>, где особые условия относятся к юридическим фактам, с которыми нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений. Таким образом, особые условия представляют собой, во-первых, правообразующие (правоизменяющие, правопрекращающие) факты, с которыми нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) особых правоотношений; во-вторых, факты реально существовавшего или существующего в данный момент явления действительности; в-третьих, факты ограниченного (однократного) действия, с которыми нормы права связывают юридические последствия только в данном конкретном случае; в-четвертых, по характеру их связи с волей людей они соответствуют относительным и абсолютным событиям. В монографии также высказывается интересная мысль о том, что особые условия как события приобретают юридическое значение не сами по себе, а потому, что они могут так или иначе влиять на волевое поведение людей, на характер общественных отношений. Введение специального правового режима военного положения всегда сопровождается введением в действие определенных чрезвычайных мер. К таким мерам можно отнести: создание специальных органов управления; издание специальных нормативно-правовых актов; применение усиленных мер охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; в случае необходимости — ограничение прав и свобод граждан, а также расширение их обязанностей. ——————————— <16> Власов В. А. Чрезвычайные меры охраны // Административный вестник НКВД. 1926. N 6. С. 4. <17> См. напр.: Разаренов Ф. С. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в особых условиях. М, 1958. С. 43. <18> Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. М.: Изд-во «Щит-М», 2000. С. 120 — 121.

Учитывая вышеизложенное, под военным положением можно понимать чрезвычайный правовой режим <19>, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против нее или непосредственной угрозы агрессии. ——————————— <19> Чрезвычайный правовой режим мы определяем как специальный правовой режим, вводимый в случаях, угрожающих жизненно важным интересам общества, государства или личности, в целях обеспечения граждан и защиты конституционного строя, допускающий определенные ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей в рамках законодательства, а также расширение полномочий органов государственной власти.

——————————————————————