Тезисы Методических рекомендаций «Юридическая ответственность руководителей и врачей физкультурно-спортивных организаций» (часть первая). Москва, 2010 г. (Начало)

(Сараев В. В.) («Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 2)

ТЕЗИСЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВРАЧЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ). МОСКВА, 2010 Г.

В. В. САРАЕВ

Сараев В. В., руководитель Рабочей группы по толкованию спортивного законодательства Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Вице-президент Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), директор Правового управления КХЛ, кандидат юридических наук.

С. В. Устелимова в книге «Спорт, который вас убивает» высказывает мнение, что увлечение спортом является опасным и негативно отражается на человеческом организме <1>. Не вступая в дискуссию о соотношении положительного и отрицательного при занятиях спортом, для нас безусловен тот факт, что медицинское обеспечение спорта несет определяющую роль в охране жизни и здоровья человека, посвятившего свою жизнь спорту. ——————————— <1> См.: Устелимова С. В. Спорт, который вас убивает. М.: Вече, 2007. 176 с.

«Врач должен постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни», — продекларировано в Международном кодексе медицинской этики <2>. ——————————— <2> Международный кодекс медицинской этики. Принят 3-й Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-й Всемирной медицинской ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г., и 35-й Всемирной медицинской ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 г. официально опубликован не был.

Юридическую ответственность руководителей и врачей физкультурно-спортивных организаций необходимо рассматривать: 1. При лицензировании медицинской деятельности (часть первая настоящей статьи). 2. При причинении вреда жизни и здоровью человеку (часть вторая статьи). 1. При лицензировании медицинской деятельности следует знать, что ведение медицинской деятельности в Российской Федерации осуществляется согласно законодательству, в соответствии с которым к учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в Номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Минздравом России. Медицинское учреждение подлежит регистрации как юридическое лицо в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <3>. ——————————— <3> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

В уставе организации, занимающейся медицинской деятельностью, обязательно упоминание об этом. Характер этой деятельности следует определять согласно разделу «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (класс 85) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) <4>. ——————————— <4> Введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст «О принятии и введении в действие Изменения 1/2007 ОКВЭД к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002)». Текст Приказа опубликован в ИУС «Национальные стандарты». 2008. N 2.

Согласно статье 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <5> медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. ——————————— <5> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 определяют порядок лицензирования в области охраны здоровья граждан: «Статья 5.1. Полномочия Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения: 1) осуществляет ведение единого реестра лицензий, в том числе выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения…» <6>. ——————————— <6> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (с изменениями от 7 апреля 2008 г.) <7>. ——————————— <7> Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (с изм. от 7 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 5. Ст. 656.

Лицензирование медицинской деятельности возложено на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» <8>. ——————————— <8> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 28. Ст. 2900.

Медицинская деятельность фактически является видом деятельности физкультурно-спортивной организации и неотъемлемой частью функционирования физической культуры и спорта как особой сферы общественных отношений (далее по тексту термин «спорт» включает в себя понятие «физическая культура и спорт»). Медицинская деятельность в спорте осуществляется в двух формах: 1) получения физкультурно-спортивной организацией на гражданско-правовой основе услуг от государственных, муниципальных и частных медицинских организаций (учреждений), в том числе имеющих спортивную специализацию; 2) образования в структуре физкультурно-спортивной организации медицинской службы как структурного подразделения. Если оказание медицинских услуг на основании гражданско-правового договора не имеет вопросов, то медицинская деятельность, осуществляемая посредством образования в структуре физкультурно-спортивной организации медицинской службы, совмещающая в себе характер предпринимательской деятельности, еще мало изучена и недооценена с позиций правоприменения. Как правило, лицензирование медицинской деятельности физкультурно-спортивной организации проводится по следующей номенклатуре работ и услуг (на примере хоккейного клуба Континентальной хоккейной лиги): «Центр восстановительного лечения (тренировочная и восстановительная база): «Доврачебная помощь: медицинский массаж. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: лечебная физкультура и спортивная медицина». Крытый каток (детско-юношеская спортивная школа): «Доврачебная помощь: лечебное дело, медицинский массаж. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: лечебная физкультура и спортивная медицина, педиатрия». Медицинский центр (место проведения официальных спортивных соревнований): «Доврачебная помощь: медицинский массаж. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому; лечебная физкультура и спортивная медицина, терапия, травматология и ортопедия, физиотерапия» <9>. ——————————— <9> Лицензия N 55-01-000299 от 14 декабря 2006 г. на осуществление медицинской деятельности Некоммерческого партнерства «Спортивный клуб «Авангард», Омская область.

За осуществление медицинской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, физкультурно-спортивная организация несет ответственность, предусмотренную положением (регламентом) о спортивном соревновании, утвержденную его организатором и (или) законодательством Российской Федерации: 1.1. Спортивно-дисциплинарную. 1.2. Гражданско-правовую. 1.3. Административную. 1.4. Уголовную.

1.1. Спортивно-дисциплинарная ответственность

Спортивно-дисциплинарная ответственность за неправомерную медицинскую деятельность — новое явление в спорте, и многие физкультурно-спортивные организации находятся еще в начале пути по лицензированию медицинской деятельности. Так, например, в Континентальной хоккейной лиге невыполнение требования о проведении лицензирования медицинской деятельности влечет спортивно-дисциплинарную ответственность в виде штрафа на руководителя и (или) хоккейный клуб или дисквалификации руководителя хоккейного клуба в системе клубов и Континентальной хоккейной лиги в целом <10>. ——————————— <10> Дисциплинарный регламент Континентальной хоккейной лиги сезона 2009 — 2010 годов, статья 29. М., 2009. С. 44.

1.2. Гражданско-правовая ответственность

При отсутствии лицензии сделки по медицинской деятельности на основании требования (иска) заинтересованных лиц (в число которых входят лицензирующие органы) могут быть признаны недействительными (статья 167 «Общие положения о последствиях недействительности сделки», статья 173 «Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности» Гражданского кодекса Российской Федерации <11> (далее — ГК РФ)). ——————————— <11> Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

1.3. Административная ответственность

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <12> (далее — КоАП РФ). ——————————— <12> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

В соответствии со ст. 19.20 КоАП РФ («Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)») за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена также административная ответственность. Административно-правовая норма (статья 14.1 КоАП РФ) носит формальный характер (формальный состав правонарушения) и поэтому не требует установления факта причинения ущерба. Достаточно лишь установить факт нарушения правового предписания <13>. ——————————— <13> См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2006. N 12 («Решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации… Предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг… Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом»).

1.4. Уголовная ответственность

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по статье 171 «Незаконное предпринимательство» Уголовного кодекса Российской Федерации <14> (далее — УК РФ). ——————————— <14> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 22 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954; 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3601.

При решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ необходимо для определения предпринимательского характера доказать направленность умысла на систематическое извлечение прибыли от незаконной деятельности, факт наступления последствий в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо сопряжение с извлечением дохода в крупном размере. Размер ущерба может складываться из различных составляющих, в зависимости от обстоятельств дела, это могут быть все расходы, которые понесли гражданин, предприниматель, организация или государство в результате неправомерных действий по отношению к ним, а также убытки в виде упущенной выгоды. Именно данный подход характерен для незаконного предпринимательства при осуществлении неправомерной медицинской деятельности (например, при незаконном амбулаторном наблюдении, лечении и медицинских рекомендациях спортсменам, нарушающих их права как потребителей) <15>. ——————————— <15> См.: Сараев В. В. Уголовно-правовая охрана современного профессионального спорта в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2009. 22 с.

При этом необходимо учитывать, что спортсмен наделен обязанностью в части медицинского обеспечения в своей спортивной деятельности и согласно пункту 5 части 2 статьи 24 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» обязан «соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья» <16>. ——————————— <16> Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242.

(Окончание см. «Спорт: экономика, право, управление», 2010, N 3)

——————————————————————