Переход к саморегулированию в здравоохранении как естественный эволюционный процесс правового становления Российской Федерации
(Кузьмин С. Б.)
(«Медицинское право», 2010, N 6)
ПЕРЕХОД К САМОРЕГУЛИРОВАНИЮ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
ПРАВОВОГО СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Б. КУЗЬМИН
Кузьмин Станислав Борисович, врач, юрист, МУЗ «Клиническая больница N 5», г. Волгоград.
Статья посвящена актуальной проблеме — переходу отечественного здравоохранения на принципы саморегулирования.
Ключевые слова: саморегулируемая организация, Национальная медицинская палата, основные принципы саморегулирования.
Transition to self-regulation in public health services as natural evolutionary process of legal formation of the Russian Federation
S. B. Kuz’min
The article is devoted to a topical issue — transfer of Russian health care to the principles of self-regulation.
Key words: the self-adjustable organisation, National medical chamber, main principles of self-regulation.
Развитие гражданского общества, модернизация институтов власти относятся к долгосрочным задачам, стоящим перед Российской Федерацией.
Важнейшим направлением деятельности государства является охрана здоровья населения страны, которое выступает условием прогресса общества, в то же время служит интегрированным показателем уровня общественного развития.
Однако существующие организационные недостатки в отечественном здравоохранении не позволяют добиться уровня медицинской помощи, отвечающей мировым стандартам.
Достижения медицины развитых стран во многом зависят от наличия негосударственных структур (палат, ассоциаций), эффективно действующих на принципах саморегулирования. Благодаря их деятельности достигаются реальные положительные эффекты для общества и государства:
— сокращение государственных расходов на регулирование и контроль в соответствующей сфере деятельности;
— повышение эффективности государственного управления, так как субъектов регулирования — всего несколько саморегулируемых организаций (далее — СРО), а не множество субъектов предпринимательства;
— дебюрократизация за счет устранения необходимости непосредственного взаимодействия предпринимателей с чиновниками по вопросам повседневной деятельности;
— появление возможности влияния на деятельность регулятора;
— установление и оперативное поддержание порядка в соответствующей сфере за счет дисциплинарного воздействия со стороны СРО к своим членам, нарушителям действующих правил и (или) прав клиентов.
Обычно стимулом к саморегулированию становятся: чрезмерное давление на отрасль со стороны государства или потребителей (внешняя угроза) и недобросовестная, некачественная конкуренция (внутренняя угроза).
Современное состояние отечественного здравоохранения реально таково, что все эти раздражители существуют. Население страны в подавляющем большинстве недовольно качеством медицинских услуг, в СМИ активно культивируется антагонизм «медицинский работник — пациент»; в геометрической прогрессии растет количество судебных исков к ЛПУ.
В сложившейся непростой ситуации инициативу пытается взять на себя созданная в конце 2009 г. Национальная медицинская палата. Предполагается, что она будет контролировать создание стандартов лечебно-профилактической деятельности, сертификацию специалистов, ведение реестра медицинских работников, подготовку проектов соответствующего законодательства, а в перспективе — обеспечение постепенного перехода к саморегулированию медицинского сообщества.
Собственно сегодня создан координационный центр, который задал вектор развития.
Здравоохранение относится к сферам деятельности, требующим узкого профессионализма, собственных внутренних правил и регламентов. Соответственно, и управлять ею должны не просто менеджеры, а профессионалы, разбирающиеся во всех нюансах своего дела.
Потребуется строгое соблюдение основных принципов саморегулирования:
— базой саморегулирования является действующее законодательство;
— саморегулирование направлено на частичное замещение государственного регулирования в определенной области экономики;
— правила поведения, выработанные в СРО, дополняют и конкретизируют соответствующие нормы законодательства;
— нормы саморегулирования, как правило, ужесточают требования к участникам рыночных отношений.
Максимальная эффективность саморегулирования достигается при следующих условиях:
а) обязательное членство в СРО для возможности функционирования в соответствующем сегменте рынка;
б) обеспечение саморегулированием высоких стандартов функционирования отрасли, что подразумевает наличие кодекса правил, систему контроля за их выполнением и систему адекватных санкций за их нарушение;
в) исключение механизмов противодействия эффективной конкуренции;
г) наличие механизмов исключения преимущественного соблюдения интересов членов СРО в ущерб интересам общества.
Адаптация Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315 «О саморегулируемых организациях» к нуждам отечественного здравоохранения потребует серьезной правовой проработки, а также создания нормативных актов, конкретизирующих деятельность соответствующих структур. И хотя сама идея перехода к саморегулированию в здравоохранении воспринята медицинским сообществом неоднозначно, однако предпосылки к кардинальным переменам в организационном плане назрели давно.
Становление саморегулирования логичнее проводить поэтапно, начиная с частного сектора, который уже готов морально, да и уже консолидируется, создавая ассоциации, союзы, объединения единомышленников.
Пока эти объединения функционируют разрозненно, бессистемно, выполняя локальные задачи. С большой долей вероятности, для более органичного вхождения в саморегулирование будет осуществлен пилотный проект с участием типичных региональных представителей.
Прогнозируемо активизируется региональный рынок медицинских услуг. В настоящее время государственные и бюджетные медицинские учреждения оказывают населению социально значимые бесплатные услуги. В то же время негосударственные лечебные и диагностические клиники и центры, а также врачи, занимающиеся частной практикой, заняты предоставлением населению наиболее востребованных и дорогостоящих видов медицинских услуг. В результате возросшей конкуренции за пациента между коммерческой клиникой и муниципальным учреждением, оказывающим аналогичные платные услуги, повысится контроль качества и сервис оказываемых услуг, потребуется гибкая ценовая политика.
В процессе формирования базовых принципов саморегулирования самые актуальные вопросы можно будет решать в режиме реального времени, формируя адекватную правовую базу, имеющую практический прикладной характер.
Реализация саморегулирования на законодательной основе с выработкой национальных и региональных приоритетов позволит упорядочить рынок медицинских услуг, конкретизировать и унифицировать требования к участникам рынка, контролировать четкость их функционирования, позволит эффективно решать насущные проблемы.
——————————————————————