О праве военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и находящихся в распоряжении командира (начальника), на получение ежемесячного денежного поощрения
(Кондаков А. А.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 8)
О ПРАВЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО
КОНТРАКТУ И НАХОДЯЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ КОМАНДИРА
(НАЧАЛЬНИКА), НА ПОЛУЧЕНИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ПООЩРЕНИЯ
А. А. КОНДАКОВ
Кондаков А. А., помощник командира войсковой части 26219 по правовой работе, капитан юстиции.
В целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные знания, Президент Российской Федерации подписал Указ от 18 февраля 2005 г. N 177, в соответствии с которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, с 1 марта 2005 г. выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по воинской должности (должности) (далее — ЕДП).
Во исполнение данного Указа Министр обороны Российской Федерации издал Приказ от 22 февраля 2005 г. N 65 «О денежном довольствии отдельных категорий военнослужащих», п. 1 которого было установлено, что выплата ЕДП производится со дня зачисления военнослужащего в списки воинской части и по день исключения его из списков этой воинской части одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц и отражается в раздаточной ведомости в отдельной графе.
Указанный Приказ Приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 сентября 2006 г. N 358 был признан утратившим силу с 1 октября 2006 г. Одновременно с этим Министром обороны Российской Федерации был издан Приказ от 30 июня 2006 г. N 200, которым был утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Порядок).
В соответствии с п. 106 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением военнослужащих, занимающих воинские должности в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по воинской должности.
В соответствии с п. 92 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, месячные дополнительные выплаты (к которым относится и ЕДП) выплачиваются со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой) воинской должности (сдачи дел и должности), если иное не предусмотрено данным Порядком.
Таким образом, если до утверждения Порядка ЕДП выплачивалось с момента зачисления военнослужащего в списки личного состава воинской части и до момента исключения из списков личного состава воинской части, то после утверждения производство выплаты было ограничено моментом принятия дел и должности и моментом их сдачи.
Редакция п. 46 Порядка, до внесения в него изменений Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 367, была следующей: «военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, определенных статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности и процентная надбавка за выслугу лет, если иное не предусмотрено настоящим Порядком».
17 января 2007 г. решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N ВКПИ 06-94, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 15 марта 2007 г. N КАС 07-66, п. 46 Порядка в указанной редакции признан недействующим с момента вступления приказа в силу в части, допускающей производство военнослужащим, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), дополнительных выплат только в случаях, предусмотренных самим Порядком.
В решении было отмечено, что в п. 46 Порядка перечислены выплаты, полагающиеся военнослужащим, зачисленным в распоряжение. Хотя их перечень не является исчерпывающим, однако разъяснение, допускающее его расширение, ссылается исключительно на случаи, предусмотренные самим Порядком.
Вместе с тем п. п. 9, 10 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что, кроме выплат, предусмотренных данным Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
Кроме дополнительных выплат, предусмотренных ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», сохраняются другие дополнительные выплаты, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, согласно прямому указанию вышеназванного Федерального закона предусмотрена возможность установления различными нормативными правовыми актами дополнительных выплат для военнослужащих.
При таком положении п. 46 Порядка необоснованно ограничивается производство военнослужащим, находящимся в распоряжении, иных выплат, положенных им в силу других нормативных правовых актов.
Однако Верховный Суд Российской Федерации не вправе самостоятельно рассмотреть вопросы производства военнослужащим, находящимся в распоряжении, конкретных выплат в соответствии с иными нормативными правовыми актами.
Верховный Суд Российской Федерации применительно к данному делу может лишь установить общее положение о возможности производства военнослужащим, находящимся в распоряжении, дополнительных выплат не только в случаях, предусмотренных самим Порядком, но также в случаях, когда выплаты будут положены им в силу иных нормативных правовых актов.
Одновременно суд не решает вопросов о необходимости такого производства по каждой конкретной надбавке, подлежащей выплате тому или иному военнослужащему, зачисленному в распоряжение. В случае возникновения споров подобные требования должны будут рассматриваться отдельно в установленном законом порядке.
На основании указанного решения Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 сентября 2007 г. N 367 п. 46 Порядка был изложен в ныне действующей редакции: «военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, определенных статьей 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности, процентная надбавка за выслугу лет и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в порядке, предусмотренном пунктами 109 — 110 настоящего Порядка, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлено иное».
Применительно к настоящей публикации заслуживают внимания также выводы, сделанные Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в решении от 30 мая 2007 г. N ВКПИ 07-8: «Согласно Указу Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 177 «О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» ежемесячное денежное поощрение военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается в размере одного оклада по воинской должности. Названный Указ издан в целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В его пункте 9 статьи 13 указано, что, кроме выплат, предусмотренных этим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, и в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты.
Следовательно, положения пункта 92 Порядка не содержат запрета на производство каких-либо месячных дополнительных выплат военнослужащим в зависимости от их служебного положения, в том числе зачисленным в распоряжение, а определяют только сроки начала (окончания) их производства. Порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим в период нахождения в распоряжении командиров (начальников) определен пунктами 46 — 48 обжалуемого Приказа Министра обороны Российской Федерации.
При этом, вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 2007 года по делу Ц. об оспаривании пункта 46 Порядка (N ВКПИ06-94) определено, что военнослужащим, зачисленным в распоряжение командиров (начальников), дополнительные выплаты производятся не только в случаях, предусмотренных самим Порядком, но и в силу других нормативных правовых актов.
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 92 Порядка не противоречит имеющему большую юридическую силу Указу Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 177 и не нарушает его права как военнослужащего на получение установленных им выплат и не может быть признан противоречащим действующему законодательству».
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, зачисленные в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), помимо выплат, определенных п. 46 Порядка, имеют право на получение иных выплат, установленных действующим законодательством.
2. Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 177, закрепляя право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение ЕДП, не содержит ограничений на получение данной выплаты военнослужащими, зачисленными в распоряжение командиров (начальников).
3. Положения п. 92 Порядка не содержат запрета на производство каких-либо месячных дополнительных выплат военнослужащим в зависимости от их служебного положения, в том числе и зачисленным в распоряжение.
Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и зачисленные в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), имеют право на получение ЕДП.
На практике право на получение ЕДП отдельными военнослужащими рассматриваемой категории подтверждено вступившими в законную силу решениями гарнизонных военных судов, в которых было указано, что выплата ЕДП должна производиться, в частности, вне зависимости от временного возложения либо невозложения на данную категорию военнослужащих должностных обязанностей.
——————————————————————