И снова о понятиях «временное исполнение обязанностей» и «временное исполнение должности»
(Закиров Р. А.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 11)
И СНОВА О ПОНЯТИЯХ «ВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ» И «ВРЕМЕННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ»
Р. А. ЗАКИРОВ
Закиров Р. А., старший лейтенант юстиции, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета.
Четкое и понятное разграничение обязанностей военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в зависимости от занимаемой ими воинской должности способствует укреплению воинской дисциплины и правопорядка в войсках <1>. ——————————— <1> Титов А. В. Временное исполнение обязанностей по воинской должности — дополнительная обязанность или дополнительная ответственность? // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 2.
Институт временного исполнения обязанностей по воинской должности необходим для поддержания боевой готовности и нормального функционирования подразделений и воинских частей в случаях, когда военнослужащие, занимающие определенные должности, по каким-либо причинам отсутствуют и в связи с этим не имеют возможности исполнять свои должностные обязанности либо данные должности являются вакантными <2>. ——————————— <2> Шорин А. В. Некоторые вопросы соотношения временного исполнения обязанностей (врио) и временного исполнения должности (врид) // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 5.
Под воинской должностью в юридической литературе понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица в Вооруженных Силах Российской Федерации, созданная для обеспечения выполнения задач и функций Вооруженных Сил Российской Федерации, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица <3>. ——————————— <3> Кудашкин А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование: Моногр. М., 2001.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы. Согласно ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, в связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по следующей равной или высшей воинской должности, которую он не занимает: а) вакантной (незанятой) воинской должности — с его согласия (временное исполнение должности — врид); б) невакантной (занятой) воинской должности — в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности (временное исполнение обязанностей — врио). В этом случае военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается. При этом непрерывный срок временного исполнения обязанностей по воинской должности, которую военнослужащий не занимает, не должен превышать: а) шести месяцев — в случае исполнения обязанностей по вакантной воинской должности; б) четырех месяцев — в случае исполнения обязанностей по невакантной воинской должности. Положением о порядке прохождения военной службы не ограничена возможность неоднократного возложения на военнослужащего временного исполнения обязанностей по одной и той же или иной воинской должности. В связи с этим не будет являться нарушением законодательства возможность последующего возложения указанных обязанностей после его перерыва, т. е. издания приказа о прекращении временного исполнения обязанностей по воинской должности и через определенный промежуток времени (продолжительность которого не установлена) издания приказа о возложении этих обязанностей вновь. Возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности и освобождение его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности осуществляются должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность. Командир воинской части, ему равный по должности или вышестоящий командир (начальник) в случае своего временного отсутствия возлагает временное исполнение обязанностей по своей воинской должности на одного из заместителей. При этом возложение на военнослужащих временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, подлежащим замещению высшими офицерами, осуществляется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с разрешения Президента Российской Федерации. В иных случаях временное исполнение обязанностей по невакантной воинской должности возлагается на военнослужащего командиром воинской части, ему равным по должности или вышестоящим командиром (начальником), являющимся его прямым начальником и ближайшим прямым начальником временно отсутствующего военнослужащего. Таким образом, законодатель выделяет два варианта возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, которую военнослужащий не занимает, — врид и врио. При анализе вышеизложенных норм возникает ряд следующих выводов. Во-первых, понятия «обязанности по воинской должности» и «должностные обязанности» не тождественны. В Военно-юридическом энциклопедическом словаре под должностными обязанностями военнослужащих подразумеваются обязанности, которые определяются соответствующими законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами применительно к должностям, занимаемым военнослужащими <4>. ——————————— <4> Военно-юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева. М., 2008. С. 140.
Должностные обязанности военнослужащих определяют объем и пределы практического выполнения порученных им согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные обязанности военнослужащих делятся на общие (например, всех прямых начальников — ст. ст. 75 — 86 УВС ВС РФ) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т. д.; для корабельного состава ВМФ они закреплены в Корабельном уставе Военно-Морского Флота). Для военнослужащих, находящихся на иных должностях, разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности <5>. ——————————— <5> Военно-юридический энциклопедический словарь. С. 140.
В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач. Должностные обязанности исполняются только в интересах военной службы. Исходя из вышеуказанного, можно сформулировать еще одно определение должностных обязанностей военнослужащих: под должностными обязанностями военнослужащих понимаются обязанности, исполняемые только в интересах военной службы, которые определяют полномочия должностного лица, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач. Что касается понятия «обязанность по воинской должности», то его терминологической интерпретации ни в законодательстве, ни в юридической литературе не имеется. Не совсем понятно, что подразумевается под «обязанностями по воинской должности»: либо это общие, должностные и специальные обязанности, либо общие и должностные, либо только должностные обязанности. Данный вопрос не урегулирован на нормотворческом уровне, по этой причине в процессе временного исполнения обязанностей по воинской должности возникает неопределенность в их объеме. Представляется, что под обязанностями по воинской должности подразумевается исполнение должностных, общих и специальных обязанностей, обусловленных должностью, независимо от того, исполняет военнослужащий обязанности по вакантной (незанятой) воинской должности (временное исполнение должности — врид) или по невакантной (занятой) воинской должности (временное исполнение обязанностей — врио). При этом военнослужащий не освобождается от занимаемой воинской должности, но освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. Однако для исполнения некоторых специальных обязанностей военнослужащие должны наделяться дополнительными правами (на применение оружия, специальных средств, физической силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В таком случае представляется, что военнослужащий, исполняющий обязанности по вакантной (незанятой) воинской должности или по невакантной (занятой) воинской должности, при исполнении некоторых специальных обязанностей, обусловленных должностью, должен быть наделен дополнительными правами, необходимыми для их исполнения. Что касается ответственности военнослужащего, то в обоих случаях ответственность он несет только за исполнение обязанностей, которые на него временно возложены. Во-вторых, как было указано выше, должностные обязанности определяют полномочия должностного лица, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач. В свою очередь, в Военно-юридическом энциклопедическом словаре полномочия определяются как права юридического или физического лица на совершение каких-либо действий, например хозяйственных операций, а также на представительские функции, зафиксированные нормативно или нотариально. Передача или делегирование полномочий, официально переданных другому лицу от имени лица или органа, обладающего полномочиями, предоставляет права, дающие ему основания осуществлять определенные действия <6>. ——————————— <6> Военно-юридический энциклопедический словарь. С. 269.
В Большом юридическом словаре под редакцией профессора А. Я. Сухарева указано, что полномочие — право одного лица (представителя) совершать сделки от имени другого (представляемого), тем самым создавая, изменяя или прекращая права и обязанности представляемого <7>. ——————————— <7> Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М., 2007.
По гражданскому праву России полномочие может быть основано на доверенности, акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, на законе (например, ст. 31 ГК РФ), явствовать из обстановки, в которой действует представитель. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (ст. 183 ГК РФ). Толковый словарь русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова содержит следующее определение полномочий: полномочие — власть или право, предоставленные кому-нибудь; права, предоставленные должностному лицу или учреждению органами власти <8>. ——————————— <8> Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935 — 1940.
Назначение временно исполняющим обязанности руководителя — обычное явление. Временно исполняющие обязанности (врио) довольно часто выступают от имени организации в заключении договоров и при совершении юридически значимых действий <9>. ——————————— <9> Каплан В. Проблемы с ВРИО // Практический бухгалтерский учет. 2007. N 1.
В деловом мире принято приравнивать врио к единоличному исполнительному органу. Для суда, налоговых и правоохранительных органов врио можно вообще не назначать. Достаточно выдать на соответствующее лицо доверенность, содержание которой будет включать максимальный объем полномочий доверенного лица. Н. В. Козлова указывает на существование двух концепций понимания природы отношений между единоличным исполнительным органом и юридическим лицом: «Во-первых, орган рассматривается в качестве особого представителя, полномочия которого действовать от имени юридического лица в гражданских отношениях основаны на законе и уставе, а потому не требуют выдачи доверенности. Во-вторых, орган рассматривается как структурно обособленное, организационно оформленное подразделение самого юридического лица, предназначенное для реализации его правосубъектности» <10>. ——————————— <10> Шустер П. Э. Правовая природа единоличного исполнительного органа // Закон. 2007. N 3.
Вторая концепция объясняется возможностью юридического лица приобретать гражданские права и принимать гражданские обязанности с использованием института представительства, т. е. путем выдачи доверенности. Д. И. Степанов пишет, что традиционно орган юридического лица понимается в доктрине и законодательстве большинства развитых правопорядков как лицо (лица), выражающее вовне волю юридического лица, при этом орган юридического лица рассматривается как его представитель. В современном гражданском праве России вопрос о квалификации отношений, возникающих между юридическим лицом и его органом, является во многом дискуссионным, однако, не вдаваясь в детальный анализ этой проблемы, можно признать, что исполнительный орган юридического лица выступает в гражданском обороте в качестве представителя этого лица. Орган юридического лица является его законным представителем, т. е. полномочия органа основываются на указании закона (п. 1 ст. 182 и п. 3 ст. 53 ГК РФ). Особенностью данного представительства является не только то, что объем полномочий представителя вытекает из закона и эти полномочия могут осуществляться без доверенности, но, кроме того, сама возможность возникновения подобного представительства, основание для появления представителя у представляемого также закрепляются в законе постольку, поскольку закон указывает на определенные органы юридического лица, а также на их состав, порядок формирования и осуществления деятельности <11>. ——————————— <11> Там же.
Подтверждением изложенной выше позиции является Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2005 г. N 9467/05, из которого следует ряд выводов: 1. Представитель — это лицо (физическое или юридическое), признаваемое законодательством самостоятельным субъектом права, в то время как орган юридического лица не является самостоятельным субъектом права. 2. Представитель как субъект права выступает обособленно по отношению к юридическому лицу, а орган юридического лица является лишь обособленной частью самого юридического лица, представленной либо одним, либо несколькими физическими лицами. 3. Между представителем и юридическим лицом существуют самостоятельные гражданско-правовые отношения, которых нет между органом и юридическим лицом. 4. Представитель действует самостоятельно в рамках предоставленных ему полномочий, реализуя собственную волю. У органа юридического лица нет собственной воли, поскольку своими действиями он реализует волю юридического лица. 5. Действия представителя — это действия самостоятельного субъекта права, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей непосредственно у представляемого им юридического лица. Действия же органа юридического лица признаются именно действиями самого юридического лица. 6. Представитель действует на основании доверенности, выданной исполнительным органом от имени юридического лица, которой представитель наделяется полномочиями во исполнение обязанностей, возложенных на этот исполнительный орган. Орган юридического лица действует в соответствии с уставом этого юридического лица в объеме полномочий, не являющихся его субъективным правом, а принадлежащих юридическому лицу, устанавливающихся для исполнительного органа учредителями (участниками) посредством формирования компетенции этого органа в уставе юридического лица <12>. ——————————— <12> Могилевский С. Д., Самойлов И. А. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности. М., 2006. С. 67, 68.
Таким образом, на основании вышеизложенного представляется, что единоличный исполнительный орган как орган юридического лица не является его представителем. Единоличный исполнительный орган рассматривается как орган юридического лица, реализующий его волю в отношениях с третьими лицами, что подтверждается судебной практикой. В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Однако если правовой статус исполнительных органов юридических лиц регулируется гражданским и трудовым законодательством и установлен в нормативных правовых актах, то с врио и врид ситуация иная. Ни в гражданском, ни в трудовом законодательстве нет норм, регулирующих отношения исполнения обязанностей руководителя при его временном отсутствии. Таким образом, если законом или учредительными документами не предусмотрен институт временного исполнения обязанностей руководителя и не определен порядок назначения врио и врид, то получается, что лицо, временно исполняющее обязанности, выполняет функции руководителя (единоличного исполнительного органа) неправомерно. В этом случае все юридически значимые действия врио и врид не могут расцениваться как совершенные от имени организации. Что касается совершения сделок, то в соответствии со ст. 183 ГК РФ в случае совершения сделки неуполномоченным лицом она считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если представляемый впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Как уже указывалось выше, временное исполнение обязанностей по равной или высшей, вакантной или невакантной воинской должности, которую военнослужащий не занимает, определено п. 2 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а порядок временного исполнения обязанностей установлен ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы. Как известно, все нормативные правовые акты подразделяются на два вида (или две группы): законы и подзаконные акты. Основанием их классификации при этом выступает юридическая сила, определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов <13>. ——————————— <13> Теория государства и права: Учеб. / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2004.
Закон, в свою очередь, — это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой» <14>. Или: закон — это нормативный правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны» <15>. «В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений» <16>. ——————————— <14> Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 219. <15> Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2003. С. 182. <16> Общая теория права / Отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1994. С. 181.
Получается, что порядок временного исполнения обязанностей по равной или высшей, вакантной или невакантной воинской должности, которую военнослужащий не занимает, законом не определен, а установлен подзаконным нормативным правовым актом. Данное обстоятельство не в полной мере соответствует положениям п. 1 ст. 53 ГК РФ, смысл которого заключается в том, что лицо, временно исполняющее обязанности по вакантной или невакантной воинской должности руководителя военной организации — юридического лица (командира (начальника)), является единоличным органом военной организации — юридического лица в том случае, когда порядок назначения или избрания этого единоличного органа определяется законом и учредительными документами. Таким образом, одним из выходов из данной ситуации является установление порядка назначения временно исполняющего обязанности по вакантной или невакантной воинской должности командира (начальника) — единоличного органа военной организации (юридического лица) в учредительных документах (в уставе). В противном случае лицо, временно исполняющее обязанности по вакантной или невакантной воинской должности руководителя военной организации (командира (начальника) — единоличного органа военной организации — юридического лица), не будет являться единоличным органом военной организации — юридического лица. Для осуществления полномочий руководителя военной организации (командира (начальника)) такому лицу будет необходима доверенность на совершение определенных действий (заключение различного рода договоров, в том числе трудовых, и т. п.) (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Такое лицо будет являться представителем военной организации — юридического лица и не будет обладать всей совокупностью полномочий единоличного органа военной организации — юридического лица (командира (начальника)). Представителю военной организации — юридического лица будут присущи следующие характерные черты: — он будет являться самостоятельным субъектом права; — как субъект права он будет выступать обособленно по отношению к военной организации — юридическому лицу; — между представителем и военной организацией — юридическим лицом будут существовать самостоятельные гражданско-правовые отношения; — представитель будет действовать самостоятельно в рамках предоставленных ему полномочий, реализуя собственную волю; — представитель будет действовать на основании доверенности, выданной исполнительным органом от имени военной организации — юридического лица, которой представитель будет наделяться полномочиями во исполнение обязанностей, возложенных на этот исполнительный орган. В-третьих, временное исполнение обязанностей по невакантной должности от временного исполнения обязанностей по вакантной должности отличается следующим:
Временное исполнение обязанностей Временное исполнение должности
1. Для возложения на военнослужащего 1. Возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по обязанностей по вакантной невакантной должности не требуется его должности происходит только согласия, за исключением возложения с его согласия обязанностей по невакантной должности в период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком
2. Временное исполнение 2. Возложение на военнослужащего обязанностей по невакантной воинской временного исполнения обязанностей должности возлагается на по вакантной воинской должности и военнослужащего командиром воинской освобождение его от исполнения части, ему равным и выше, являющимся обязанностей по занимаемой для него прямым начальником и воинской должности осуществляются ближайшим прямым начальником временно должностным лицом, имеющим право отсутствующего военнослужащего. назначения на эту воинскую Командир воинской части, ему равный по должность. При этом возложение должности или вышестоящий командир на военнослужащих временного (начальник) в случае своего временного исполнения обязанностей по отсутствия возлагает временное вакантным воинским должностям, исполнение обязанностей по своей подлежащим замещению высшими воинской должности на одного из офицерами, осуществляется заместителей руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с разрешения Президента Российской Федерации
3. Денежное довольствие по временно 3. Денежное довольствие по исполняемой невакантной должности временно исполняемой вакантной выплачивается исходя из оклада по должности выплачивается исходя занимаемой, а не исполняемой воинской из оклада по временно должности исполняемой воинской должности
4. Непрерывный срок временного 4. Непрерывный срок временного исполнения обязанностей по невакантной исполнения обязанностей по воинской должности составляет четыре вакантной воинской должности месяца. При этом на военнослужащего составляет шесть месяцев может быть с его согласия возложено исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком
В-четвертых, военнослужащий может проходить военную службу как на воинской должности, так и не на должности в случаях: — нахождения в распоряжении командира (начальника) — не более трех месяцев; — нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более шести месяцев; — нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу. Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), но не более сроков, определенных ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности, процентная надбавка за выслугу лет и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлено иное <17>. ——————————— <17> Пункт 46 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200.
В соответствии с п. 44 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на которых в установленном ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы порядке возложено временное исполнение обязанностей по вакантным воинским должностям (врид), со дня вступления в исполнение обязанностей по этим воинским должностям и по день освобождения от их исполнения включительно, но не более предельного срока временного исполнения обязанностей по воинским должностям, которые военнослужащие не занимали, установленного подп. «а» п. 2 ст. 12 указанного Положения, выплачиваются оклады по временно исполняемым воинским должностям. В таком же порядке выплачиваются оклады за периоды временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров (начальников). При этом указанным военнослужащим за периоды временного исполнения этих обязанностей выплачиваются месячные дополнительные выплаты, установленные по исполняемым воинским должностям. Согласно п. 45 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащим, на которых возложено временное исполнение обязанностей по невакантным воинским должностям (врио), выплачиваются оклады по занимаемым штатным воинским должностям. Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3 августа 2007 г. N ВКПИ07-84, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. N КАС07-594, п. 44 Порядка обеспечения денежным довольствием в части слов «вакантным» и «(врид)» признан не противоречащим действующему законодательству. Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 г. N ВКПИ 07-53, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2007 г. N КАС 07-426, п. 45 Порядка обеспечения денежным довольствием также признан не противоречащим действующему законодательству. Из анализа вышеуказанных норм следует, что если военнослужащий, находящийся в распоряжении командира (начальника), временно исполняет обязанности по вакантной должности, то ему должно выплачиваться денежное довольствие по этой должности. При этом указанным военнослужащим за периоды временного исполнения этих обязанностей выплачиваются месячные дополнительные выплаты, установленные по исполняемым воинским должностям. Если же военнослужащий, находящийся в распоряжении командира (начальника), временно исполняет обязанности по невакантной должности, то ему выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности, процентная надбавка за выслугу лет и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы. При этом указанным военнослужащим за периоды временного исполнения этих обязанностей месячные дополнительные выплаты, установленные по исполняемым или ранее занимаемым воинским должностям, не предусмотрены. В данном случае получается, что если военнослужащие, находящиеся в распоряжении, временно исполняют обязанности по одинаковым воинским должностям, но одна должность является вакантной, а другая — нет, выполняют один и тот же объем работы, одни и те же обязанности, то в итоге они получают разное по сумме денежное довольствие. Причем в некоторых случаях эта разница весьма существенна. Не прослеживается ли в таком случае нарушение ст. 37 Конституции Российской Федерации? Представляется, что было бы рациональней, если бы военнослужащему, находящемуся в распоряжении командира (начальника), временно исполняющему обязанности по невакантной должности, помимо оклада по воинскому званию, оклада по ранее занимаемой воинской должности, процентной надбавки за выслугу лет и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, выплачивались месячные дополнительные выплаты, установленные по исполняемым воин ским должностям, за периоды временного исполнения обязанностей. В свою очередь, правомерность выплаты таким военнослужащим оклада по ранее занимаемой, а не исполняемой воинской должности была разъяснена Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в решениях от 3 августа 2007 г. N ВКПИ07-84 (оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда от 15 ноября 2007 г. N КАС07-594) и от 17 мая 2007 г. N ВКПИ07-53 (оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2007 г. N КАС07-426). В таком случае было бы целесообразным внести соответствующие изменения в Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
——————————————————————