Правовая природа интернет-услуг

(Ситдикова Л. Б.) («Гражданское право», 2008, N 2)

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ

Л. Б. СИТДИКОВА

Ситдикова Л. Б., профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений (г. Москва), кандидат юридических наук.

Жизнь современного общества немыслима без широко разветвленных и устойчиво функционирующих систем передачи, хранения и обработки информации, важнейшей частью которой является система связи. Под системой связи в самом общем виде понимают совокупность технических средств для передачи сообщений от источника к потребителю. Необходимость обладания информацией в определенное время, увеличение ее объема, сокращение времени передачи и получения делают связь необходимым и неотъемлемым атрибутом жизни общества и человека. Все это способствует постоянному росту потребительского спроса на услуги связи и информацию. В силу указанных обстоятельств связь стала одной из наиболее динамично развивающихся отраслей инфраструктуры современного «информационного общества». Массовое использование различных видов услуг связи, в том числе для ведения предпринимательской деятельности, оказания информационных услуг, сделало актуальными вопросы реализации правовых форм услуг связи, а также определения их места в договоре на возмездное оказание услуг. В настоящее время в науке гражданского права не сложилось единого подхода к определению правовой природы Интернета, хотя к проблемам исследования Интернета, и в частности к их правовому регулированию и правовой природе, неоднократно обращались ученые <1>. ——————————— <1> См.: Новикова О. Проблемы правового регулирования сети Интернет // Экономический журнал. 2002. N 9; Петровский С. В. Интернет-услуги в правовом поле России. Ростов-на-Дону, 2003; Рассолов И. М. Интернет-право: Учеб. пособие. М., 2004; Михайленко Е. В. К вопросу о необходимости применения новых подходов к правовому регулированию правоотношения в сфере Интернета // Юрист. 2004. N 3; Маношкин М. Б. Правовое обеспечение информационной безопасности абонента в отношениях с оператором интернет-связи: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005; Бабкин С. А. Интеллектуальная собственность в Интернете. М., 2006; Дмитрик Н. А. Осуществление субъективных гражданских прав с использованием сети Интернет. М., 2006 и др.

В связи с этим необходимо вновь подвергнуть анализу отношения, возникающие в сфере Интернета. Представляется достаточно спорным утверждение о том, что электронная сеть в полной мере может выступать субъектом права. Субъект права, по мнению И. М. Рассолова, должен обладать рядом существенных признаков, например правосубъектностью, которыми электронная сеть не обладает в полной мере <2>. Достаточно трудно охарактеризовать Интернет как юридическое лицо, поскольку он не обладает характеризующими эту правовую категорию признаками: организационным единством, Интернет не имеет собственного обособленного имущества, так как используемые в нем материальные и информационные ресурсы принадлежат на праве собственности самым разным субъектам (каналы связи — телекоммуникационным компаниям; компьютеры, производящие подключение к сети, — поставщикам услуги; техническое и программное обеспечение работы магистральных сетей — владельцам таких сетей; распространяемая на коммерческих условиях информация — ее производителям и прочим владельцам), а также не способен Интернет и иметь какие-либо самостоятельные права и нести обязанности, так как за каждым возникающим в Интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект. ——————————— <2> См.: Рассолов И. М. Указ. соч. С. 57 — 58.

Более определенно, на наш взгляд, на этот счет высказался А. А. Вешняков, отмечая, что правоспособностью в сети Интернет могут обладать непосредственно участники информационных общественных отношений: пользователи (юридические и физические лица), провайдеры, компании — собственники поисковых систем, собственники сетевых ресурсов <3>. ——————————— <3> См.: Вешняков А. А. Проблемы использования Интернета на выборах в РФ // Информационное право. 2006. N 3(6). С. 19 — 20.

По нашему мнению, не является Интернет и объектом права. Мы не можем согласиться с высказыванием И. М. Рассолова, что «Интернет может выступать объектом права, а точнее — объектом правового регулирования» <4>. Правовые отношения возникают здесь не по поводу самого Интернета как глобальной компьютерной сети, а по поводу тех объектов, которые так или иначе связаны с такой сетью. В тех случаях, когда они возникают, их предметом становятся в основном услуги, субъективные права и материальные объекты, вопросы которых детально регламентированы соответствующими правовыми актами. Тем не менее мы не можем отрицать наличие юридически значимых особенностей общественных отношений, возникающих при использовании сети Интернет. Следует отметить, что под объектом правоотношения понимается все то, на что направлены права и обязанности его субъектов, т. е. в данном случае весь комплекс отношений, складывающийся как между пользователем и поставщиком доступа к сети, так и между пользователями. Основными объектами, по поводу которых возникают отношения в сети Интернет, по мнению В. А. Копылова, являются: программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций; информация, информационные услуги; информационные права и свободы; интересы личности, общества и государства в информационной среде; доменные имена; информационная целостность и информационный суверенитет государства; информационная безопасность <5>. ——————————— <4> Рассолов И. М. Указ. соч. С. 57. <5> См.: Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М., 2005. С. 238 — 239.

Вышеизложенное свидетельствует, что по своей правовой природе Интернет представляет собой совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде, где содержанием правоотношения являются отношения между сторонами. Основные субъекты правоотношений, складывающихся в сети Интернет, можно подразделить на группу потребителей информации и услуг, в которую входят: потребители информации, осуществляющие поиск и получение информации; потребители услуг по хостингу, т. е. размещению информации в сети Интернет на серверах; потребители услуг электронной почты, и группу субъектов, которую можно назвать производителями информации и услуг, с которыми вступает во взаимоотношения группа потребителей информации и услуг в сети Интернет. Во вторую группу входят производители услуг по подключению и работе в сети Интернет; производители информационных технологий и средств их обеспечения, например собственники поисковых систем, а также непосредственно сами производители информации (обладатели информации). Таким образом, правоотношения в сети Интернет можно свести к двум основным видам: распространению информации с использованием сети Интернет и предоставлению доступа к информации с использованием данной сети. Распространение информации с использованием сети Интернет может производиться двумя различными способами: путем размещения информации для свободного доступа и путем непосредственного обмена информацией между пользователями в частной переписке. По форме размещения информации в сети Интернет С. А. Бабкин выделяет размещение информации в Интернете с неограниченным и ограниченным доступом <6>. Последняя может быть предоставлена как на безвозмездной основе (ограничение выражается в предоставлении информации в обмен на совершение действий неимущественного характера — заполнение анкеты, ответы на вопросы и т. д.), так и на возмездной основе (информация предоставляется в обмен на уплату денежных средств). Сторонами в данных правоотношениях выступают потребители услуг связи, и взаимоотношения между данными субъектами осуществляются при помощи серверов. ——————————— <6> См.: Бабкин С. А. Указ. соч. С. 290 — 291.

Для возникновения таких правоотношений потребители и производители информации должны воспользоваться сервером провайдера, который осуществляет предоставление доступа к информации с использованием сети Интернет. По мнению И. М. Рассолова, «именно услуги такого рода (сервер) составляют предмет данных отношений» <7>. На важность и зависимость отношений между участниками сети и провайдером обращает внимание и Н. А. Дмитрик, останавливаясь на двух аспектах данной проблемы: «…во-первых, участие информационного провайдера является необходимым для доступа к сети Интернет, во-вторых, информационный провайдер участвует во многих отношениях между сторонами, когда непосредственный обмен информацией между ними невозможен либо неудобен» <8>. Аналогичной точки зрения придерживается и С. В. Петровский <9>. ——————————— <7> Рассолов И. М. Указ. соч. С. 58. <8> Дмитрик Н. А. Указ. соч. С. 77. <9> См.: Петровский С. В. Указ. соч. С. 261.

В то время как С. А. Бабкин считает обратное, что «нет необходимости выделения таких услуг в самостоятельный объект интернет-отношений, так как предметом таких отношений выступает информация, а интернет-сервисы — это лишь определенные операции, совершаемые с информацией, лишь форма, опосредующая суть сетевых отношений — информационный обмен, и самостоятельного значения они не имеют» <10>. Вышеизложенные суждения авторов требуют аргументации. ——————————— <10> Бабкин С. А. Указ. соч. С. 281.

Необходимо отметить, что поставщики услуг доступа к сети — интернет-провайдеры могут предоставлять услуги как по организации доступа к сети, так и услуги по организации доступа и размещению информации в сети. В последнем случае провайдер не отличается от пользователя сети. Поэтому важно разграничить деятельность провайдеров и деятельность пользователей сети Интернет. Данное разграничение считаем необходимым прежде всего для разрешения вопросов ответственности сторон в названных правоотношениях. Интересным примером может служить судебное разбирательство между ЗАО «Тройка-Сталь» и ООО «Мегасофт». Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что сведения, указанные в исковом заявлении, являются порочащими деловую репутацию истца, и возможность размещения таких сведений на сайте ООО «Мегасофт» является следствием создания соответствующих технологических условий ответчиком как владельцем — «администратором» этого интернет-сайта. Таким образом, суд счел ответственным за распространение информации, порочащей деловую репутацию, не лицо, предоставившее такую информацию, а информационного посредника — ООО «Мегасофт» <11>. ——————————— <11> См.: Постановление ФАС Московского округа от 9 марта 2004 г. по делу N КГ-А41/390-04, КГ-А41/3503-03 // СПС «КонсультантПлюс: Судебная практика».

В данном случае провайдер, обеспечивая доступ пользователя к сети Интернет и предоставляя свой сайт для размещения информации пользователя, в итоге выступил ее распространителем, обеспечивая свободный и неограниченный доступ к такой информации. Возникшие при этом правоотношения можно разделить на: услуги по обеспечению доступа к сети Интернет; услуги по предоставлению своего сайта для размещения информации пользователя; распространение информации путем технического обеспечения свободного доступа к такого рода информации любого пользователя сети Интернет. Таким образом, в перечень оказываемых услуг в сети Интернет могут входить все услуги, осуществляемые при интернет-отношениях. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что все услуги по обеспечению доступа в сеть Интернет регулируются Законом о связи, а отношения сторон оформляются посредством договора на возмездное оказание интернет-услуг связи. К числу таких договоров можно отнести: договоры на подключение пользователя к сети Интернет, договоры на оказание услуг электронной почты, договоры на размещение информационного сайта в сети Интернет — услуги хостинга. В настоящее время широко распространены в сфере интернет-услуг такие виды договоров, как: — получение информации с различных баз данных; — реклама на сайтах и в электронных изданиях, распространяемых через Интернет; — маркетинговые исследования с использованием средств сбора статистической информации о потребительском поведении в сети, опросы и дистанционные электронные дискуссии в целевых фокус-группах потребителей; — консультирование (например, передача письменных консультаций и заключений по электронной почте), и др. При этом следует отметить, что главным отличием договора на оказание информационных интернет-услуг от ранее рассмотренных выше договоров (маркетингового, рекламного и т. д.) является направленность на передачу существующей информации без необходимости ее существенной переработки. Как отмечает С. В. Петровский, «экономический эффект от исполнения такого типа договора достигается за счет экономии времени заказчика на поиск информации» <12> и передача информации посредством сети Интернет ОФОРМЛЯЮТСЯ ДОГОВОРОМ НА ОКАЗАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ (выделено мной. — Л. С.). Все это позволяет квалифицировать группу названных общественных интернет-отношений, еще не получивших самостоятельную гражданско-правовую регламентацию, как разновидность договора на возмездное оказание информационных услуг, регулируемых гл. 39 ГК РФ. ——————————— <12> Петровский С. В. Указ. соч. С. 72.

Таким образом, Интернет представляет собой совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде, где содержанием правоотношения являются отношения между сторонами, в которых предметом выступают информационные услуги.

——————————————————————