Особенности предпринимательской деятельности экологических некоммерческих организаций
(Калинина О. Е.) («Право и экономика», 2012, N 12)
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
О. Е. КАЛИНИНА
Калинина Ольга Евгеньевна, доцент кафедры гражданского права и процесса НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», Председатель правления Некоммерческого партнерства «Центр по содействию устойчивому развитию гражданского общества», юрист, член Тульской Торгово-промышленной палаты, ученый секретарь ученого совета НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики», кандидат педагогических наук, автор монографии «Некоммерческие организации как субъекты гражданского права». Основные направления научных исследований: проблемы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, вопросы инфраструктуры товарного рынка. Родилась 10 июля 1975 г. в г. Туле. Осуществляла руководство, выполнение и координацию проектов по экологизации промышленных предприятий, прежде всего в сфере химической промышленности. В качестве руководителя экспертной группы участвовала в подготовке и реализации сетевого проекта ООН по открытию информационных центров в регионах, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Координировала подготовку ряда проектов социально-ориентированных некоммерческих организаций. Автор (соавтор) более 60 публикаций (статей, книг, иных материалов).
В статье рассмотрены вопросы совершенствования предпринимательской деятельности экологических некоммерческих организаций. В частности, сделан вывод о необходимости исследования возможных путей совершенствования гражданского законодательства Российской Федерации в связи с расширением направлений экологически ориентированной деятельности некоммерческих организаций.
Ключевые слова: некоммерческие организации, юридические лица, предпринимательская деятельность.
Peculiarities of entrepreneurial activity of ecological non-commercial organizations O. E. Kalinina
Questions of improvement of entrepreneurial activity of ecological non-commercial organizations are considered. In particular the author makes a conclusion on the necessity of research of possible ways of improvement of civil legislation of Russia in connection with effectuation by activity of ecological non-commercial organizations.
Key words: non-commercial organizations, legal bodies, entrepreneurial activity.
Правовое социальное государство создает условия для нормального функционирования и развития гражданского общества. Однако гражданское общество в стране сегодня не готово эффективно противодействовать издержкам ускоряющегося глобализационного процесса [1]. В числе системообразующих элементов указанного института выступают такие конституционно-правовые средства, как конструкция, цели, принципы деятельности некоммерческой организации, право граждан на объединение (ст. 30 Конституции Российской Федерации) и иные конституционные положения [2]. Среди них можно назвать свободу мысли, слова, получения и распространения информации, свободу средств массовой информации (ст. 29), право на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право на образование (ст. 43). Отсюда вытекает необходимость анализа некоммерческих организаций как средства осуществления конституционных прав и свобод на благоприятную окружающую среду. Результаты социологических исследований, проведенных фондом «Общественная экспертиза» <1>, а также ВЦИОМом в январе 2005 г., свидетельствуют о том, что большинство населения не видят значительной пользы от существования общественных экологических организаций. Рассматриваются проблемы внутреннего развития «третьего сектора», среди которых выделяются такие как несогласованность действий, слабость контактов между НКО, трудности во взаимодействии с государственными структурами и несовершенство законодательной базы [3]. ——————————— <1> Итоги опроса, посвященного состоянию гражданского общества в России (декабрь 2004 г.) // http://www. freepress. ru.
К основополагающим признакам экологической некоммерческой организации по современному законодательству России относятся: 1) целевое предназначение ее создания и деятельности. Подход, предполагающий обособление некоммерческих организаций исходя из критерия основной цели деятельности (функционально-целевой критерий), не является отечественным изобретением: он известен многим зарубежным странам и состоит в том, что некоммерческая организация рассматривается как юридическое лицо, призванное реализовать те или иные общественно полезные цели негосударственного (не публично-властного) профиля, в данном случае — экологические. Во Франции законом особый статус предоставляется организациям, деятельность которых «признана полезной для народа», а в японском законодательстве многие налоговые льготы связаны со статусом «общественно полезные организации». Особое место в правовом поле Японии занимают местные законы, подробно регулирующие отношения местных органов власти и экологических некоммерческих организаций. Экологические некоммерческие организации действуют успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения, что подтверждают исследования, проводившиеся во многих странах (США, Франция, Швеция, Германия и др.). Наибольшая их доля в ВВП составляет в Нидерландах (15,3%), Израиле (12,6%), средняя — в Испании (4,0%), Германии (4,0%), Финляндии (3,9%), наименьшая — в Румынии (0,3%). По количеству занятых в некоммерческом секторе: все страны — 1,67%, США — 7%, Нидерланды — 5,5%, Франция — 3,4%, Швеция — 5,39%, Мексика — 0, 14%, Египет — 0,08%, Россия — 0,2%, Польша — 0,17%. Экологически ориентированные некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, экологической сертификации, проведения экологического аудита, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») (ред. от 16 ноября 2011 г.). Закон не дает исчерпывающего перечня целей деятельности экологических некоммерческих организаций, предлагая учредителям таких юридических лиц самим определять данную цель путем указания ее в учредительных документах. Учитывая достаточно расплывчатую формулировку: «…в иных целях, направленных на достижение общественных благ», представляется, что цель деятельности может быть предусмотрена любая, за исключением цели извлечения прибыли (ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях») и цели, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ). Имеющийся российский вариант законодательного ограничения целей получения прибыли при создании и деятельности некоммерческих организаций, по нашему мнению, не является оптимальным, поскольку чрезмерно ограничивает целевую направленность анализируемых объединений, сдерживая тем самым и развитие гражданского общества. Как показывает практика государственной регистрации некоммерческих организаций в г. Москве, отмечается динамичный, но не устойчивый рост численности экологических организаций общественного сектора. Однако продолжительность жизнедеятельности одной организации в среднем 2 — 3 года. Причины такой ситуации: недостаточная материальная база, неготовность членов организации к такой деятельности, временный характер решаемых НКО задач [4]. Исследование некоммерческих организаций в Тульской области показало значительное расширение сферы предоставляемых экологических услуг. Если 10 лет тому назад круг их интересов ограничивался 5 — 6 направлениями, сегодня организации работают более чем по 30 направлениям. Учитывая злободневность природоохранной проблематики для Тульского региона, необходимо как увеличение численности некоммерческих экологических организаций (Тульское региональное отделение общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры» действует на территории Тульской области с ноября 2006 г.), так и расширение сферы их деятельности, в том числе в контрольно-экспертной сфере. Особо отмечается, что во всех наиболее значимых направлениях деятельности экологически ориентированных экологических организаций Тульской области важное, а часто и преобладающее место занимают экологическая экспертиза, экологическая сертификация, экологический аудит, экологически значимая деятельность совместно с производственными предприятиями химического, сельскохозяйственного, строительного комплекса. В рамках поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций правительством Тульской области разрабатываются меры поддержки в виде софинансирования социальных проектов, информационной и консультационной поддержки (создание сайта на портале правительства Тульской области, проведение дополнительных правовых проверок специалистами Тульской Торгово-промышленной палаты с целью гармонизации документооборота экологически ориентированных некоммерческих организаций), предоставление помещений для активно действующих некоммерческих организаций. Большая работа проводится также экологическими некоммерческими организациями, занимающимися проблемами реформирования жилищно-коммунальной сферы Тульской области (водоснабжение, водоотведение, анализ качества питьевой воды). В то же время проведенное нами исследование показало, что в их деятельности еще много проблем и недостатков: востребована деятельность экологических организаций, предоставляющих юридические, экспертные услуги, а также участвующих в сопровождении экологически ориентированных проектов коммерческих организаций различного профиля; требуется проверка соответствия действительности данных, представляемых на регистрацию, поскольку уведомительный, по сути, порядок внесения изменений в зарегистрированные учредительные документы позволяет осуществлять разнообразные корпоративные захваты (незаконное изъятие и перераспределение долей участников). В таких условиях о публичной достоверности данных государственного реестра юридических лиц остается только мечтать [5, с. 8]. Между тем, например, в Нидерландах регистрацию юридических лиц осуществляют торговые палаты, которые обязаны направлять на проверку в Министерство юстиции сведения об учредителях, проверяемые затем в течение месяца. Очевидно, что «либеральный» принцип «одного окна» и регистрация юридического лица за несколько минут в «электронной форме» в действительности лишь способствуют злоупотреблениям, в связи с чем от них рано или поздно придется отказываться; наряду с усилением требований к достоверности данных государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо и определенное упрощение ее оформления, в частности, путем введения примерных уставов некоммерческих партнерств и других некоммерческих организаций. Идея о закрытом перечне разрешенной предпринимательской деятельности, которая выражена в ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и в Федеральном законе от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», заслуживает самого пристального внимания. При этом можно продуктивно использовать идею о подразделении предпринимательской деятельности на активную и пассивную [6]. По общему правилу экологическим некоммерческим организациям должно быть строго запрещено заниматься активным предпринимательством. Некоторые исключения могли бы оставаться в федеральных законах, посвященных отдельным видам деятельности, осуществляемым некоммерческими организациями. Например, законодательство о техническом регулировании предоставляло бы некоммерческим организациям право оказывать платные услуги по экологической сертификации, законодательство об аудиторской деятельности разрешало бы некоммерческим организациям оказывать платные услуги по экологическому аудиту и т. д. Что касается пассивных видов приносящей доход деятельности, то в отношении всех некоммерческих организаций имеет смысл разработать исчерпывающий перечень видов подобной деятельности, которыми им разрешено заниматься, и закрепить его в законе. Представляется, что всем экологически ориентированным некоммерческим организациям должно быть разрешено сдавать имущество в аренду, отдавать имущество в доверительное управление, покупать и продавать акции, выпускать облигации, участвовать в хозяйственных обществах и получать дивиденды от их деятельности, получать процентные доходы от собственного имущества (например, от денежных средств, размещенных на банковских депозитах), создавать результаты интеллектуальной деятельности и получать вознаграждение за их использование третьими лицами и т. п. Таким образом, сегодня законодательство Российской Федерации определяет, что основной целью деятельности некоммерческой организации не является извлечение прибыли; 2) отсутствие распределения полученной прибыли между ее участниками. В основе данного критерия лежит обособление друг от друга некоммерческой и предпринимательской деятельности, из которых вторая основана на присвоении полученной прибыли (в том числе путем ее распределения). Представляется, что второй критерий позволяет увидеть особое место экологически ориентированных некоммерческих организаций в совокупности негосударственных (немуниципальных) образований. Однако приходится констатировать, что в российском законодательстве о некоммерческих организациях четкая формализация названного критерия далека от завершения. Отсутствие закрытого перечня видов предпринимательской деятельности привело к тому, что статусом некоммерческих организаций стали наделяться объединения, которые, по существу, занимаются предпринимательством либо активно содействуют предпринимательству [5. С. 3 — 8]. Обращаясь к зарубежному опыту, заметим, что предпринимательская деятельность наиболее развита у объединений профессионалов, бизнесменов и у экологических организаций Франции, а деятельность НКО США широко распространена в сегментах научных исследований, образования. Обобщая результаты анализа, можно сделать вывод: главными отличительными особенностями экологических некоммерческих организаций от коммерческих является либо полное отсутствие прибыли, либо ее несущественность для оценки эффективности деятельности организации. В случае если некоммерческие организации собираются наряду со своей основной деятельностью участвовать в предпринимательской деятельности, т. е. становиться активными, постоянными участниками гражданских правоотношений, к ним должны быть предъявлены и соответствующие дополнительные требования, гарантирующие соблюдение интересов их контрагентов и вместе с тем определенным образом ограничивающие возможность постоянного предпринимательства под маской экологически ориентированной некоммерческой организации. Такие юридические лица вправе заниматься не любыми видами предпринимательства, а лишь соответствующими основному профилю их деятельности. Такие виды деятельности должны быть исчерпывающим образом перечислены в их уставах (учредительных документах). Наконец, эти юридические лица должны иметь и определенный уставный капитал, хотя бы в размере минимального уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью [5. С. 7]. Таким образом, два основных отличительных признака, указанных в российском законодательстве в качестве критериев обособления некоммерческих организаций от иных коллективных субъектов, требуют совершенствования. Необходимо уточнение границы между экологически ориентированной деятельностью негосударственного профиля и теми или иными вариантами государственной (муниципальной) активности, а также между деятельностью некоммерческой и деятельностью предпринимательской. Ряд ученых [7, 8] выделяют и другие признаки экологических некоммерческих организаций: специальная (целевая) правоспособность. Так, согласно п. 4 ст. 213 ГК РФ общественные организации являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами; наличие юридического лица. Поскольку общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица, следует указать на возможность использования понятия «экологическая некоммерческая организация» в двух значениях: широком и узком. В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экологические функции, а потому, хотя они и наделены определенными правами и обязанностями, но не могут выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом смысле под экологическими некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица. Классификацию некоммерческих организаций проводят по различным основаниям. Для комплексной классификации экологических некоммерческих организаций можно соединить следующие критерии: источники закрепления правового положения некоммерческих организаций; особенности статуса участников; особенности учредительных документов; организационно-правовая форма, территория их деятельности, форма собственности, экономические предпосылки объединения, основной (преобладающий) вид и цель деятельности, источники финансирования, экономический характер деятельности и др. В зависимости от поставленных целей экологические некоммерческие организации могут быть подразделены на: создаваемые для достижения экологически ориентированных целей в широком смысле (образовательные, научные и др.); создаваемые в экспертных целях (экологическая экспертиза, проведение экспертизы для последующей экологической сертификации, экологический аудит); правозащитные экологические организации; организации, создаваемые для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан (экологический туризм). Отечественные ученые исследуют отдельные виды экологически ориентированных некоммерческих организаций, а также взаимодействие некоммерческих организаций с органами власти и бизнесом [9 — 11]. По организационно-правовым формам можно выделить три укрупненные группы некоммерческих организаций как субъектов анализируемого нами института: общественные объединения (общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности); некоммерческие организации, прямо указанные в законе, но не относящиеся к общественным объединениям (фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономная некоммерческая организация и государственная корпорация); некоммерческие организации, действующие на основе специального законодательства. В отличие от форм коммерческих организаций, которые исчерпывающе определены ГК РФ, перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций является открытым, но лишь в пределах, предусмотренных федеральными законами. Российское законодательство допускает создание экологических некоммерческих организаций в разнообразных формах, которые характеризуют специфику имущественных отношений между организацией и ее учредителями, а также конкретные цели и содержание деятельности. Так, за последние 10 лет появились такие государственные корпорации, как Российская корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Госкорпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции, Госкорпорация по атомной энергии, Госкорпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, что вызвало различные точки зрения в юридической литературе [12, 13]. Такая ситуация привела к появлению более двадцати организационно-правовых форм экологических некоммерческих организаций в России, к отсутствию системы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. Наличие множества федеральных законов, регулирующих статус отдельных форм некоммерческих организаций, способствовало возникновению пробелов, повторов и противоречий в законодательстве. Итак, экологической некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Список литературы
1. Васильева Т. А. Взаимодействие государственных органов власти и негосударственных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в современной России: тенденции, противоречия, перспективы развития: Автореф. д-ра полит. наук. М., 2009. С. 20. 2. Кожевников О. А. Право некоммерческих организаций в Российской Федерации (конституционно-правовое исследование): Автореф. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 24. 3. Коновалова Л. Н. Гражданское общество в реформируемой России: проблемы, механизмы взаимодействия, международные аспекты. М., 2002. С. 30. 4. Лозовская С. О. Гражданско-правовой статус некоммерческих партнерств // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 2. С. 21 — 25. 5. Суханов Е. А. О Концепции развития законодательства о юридических лицах // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 8. 6. Гутников О. В. Концепция развития корпоративного законодательства // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова. М., 2010. С. 241 — 270. 7. Гришаев С. П. Некоммерческие организации. М., 2010. С. 5. 8. Сойфер Т. В. Выступление некоммерческих организаций в качестве поручителей: позиции судебной практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 6. С. 19 — 28. 9. Гамольский П. Ю. Некоммерческие организации. Особенности налогообложения и бухгалтерского учета. М., 2001. 10. Мерсиянова И. В. Добровольные объединения граждан в местном самоуправлении: проблемы институционализации. М.: Academia, 2004. 11. Якимец В. Н. Третий сектор в регионах России: особенности развития и взаимодействия с местной властью и бизнесом // Регионы России: взаимодействие и развитие (междисциплинарный подход). М.: Инсайт Полиграфик, 2001. С. 29 — 41. 12. Мозолин В. П. Правовой статус государственной корпорации и юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009. N 1. С. 21. 13. Клочай В. В. Теория и практика функционирования государственных корпораций в российской экономике. М., 2009. С. 6.
——————————————————————