Факторы, определяющие развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин при прохождении военной службы

(Зайков Д. Е.) («Военно-юридический журнал», 2010, N 12)

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Д. Е. ЗАЙКОВ

Зайков Д. Е., начальник юридической службы федерального автономного учреждения «25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации», кандидат юридических наук.

Принцип равенства является одним из основополагающих начал, на которых зиждется современное правовое государство и гражданское общество. При этом разнообразие и специфические черты субъектов, являющихся участниками общественных отношений, обусловливают необходимость широкой градации видов равенства, среди которых особое место занимает равенство прав и свобод мужчин и женщин (далее — равенство мужчин и женщин, тендерное равенство). Необходимо отметить, что принцип равенства мужчин и женщин — комплексная категория, включающая в себя не только равные права, свободы и возможности для их реализации, но и корреспондирующие с ними обязанности с учетом установленных законом ограничений. Данная позиция основывается на изучении равенства как социально-правового явления и его особенностей в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Особую актуальность и злободневность указанная проблематика имеет в специфических, достаточно закрытых сферах общественной жизни, в особенности таких, как оборона и безопасность государства, где осуществление принципа равенства затруднено не только в силу коллизионной и пробельной нормативно-правовой базы, но и ввиду наличия стереотипов, уже не отражающих реальное состояние общества. Новый облик Вооруженных Сил Российской Федерации, новые подходы к их формированию и организации, изменившиеся требования к личному составу и численное соотношение военнослужащих различных категорий, специфика выполняемых задач, трансформация статуса военнослужащих и порядка прохождения военной службы — все это диктует необходимость пересмотра взаимоотношений между государством и военнослужащими, между обществом и армией, между самими военнослужащими, в основу которых исторически не заложен принцип равенства, а также дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в части закрепления и реализации принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы, современная регламентация которого не удовлетворяет сегодняшним реалиям и способствует дезорганизации боевого слаживания подразделений и воинских частей, снижению их боеготовности и боевого духа, ухудшает социально-правовое положение Вооруженных Сил Российской Федерации в целом. Принцип равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы является новым для России, сформировавшимся в середине XX в. и получившим свое наибольшее развитие в конце XX — начале XXI в. При этом, как правило, определяющим критерием его состояния является правовой статус военнослужащих женского пола, что обусловлено его стремлением к сближению с «эталонным» правовым статусом военнослужащих мужского пола и, как идеальной целью, полным соответствием ему. Факторами, влияющими на зарождение, развитие и реализацию принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы, являются: нахождение государства в состоянии вооруженного конфликта (его интенсивность, угроза самому существованию государства, наличие мобилизационных ресурсов и др.) и сложившаяся исторически феминизация армии, обусловленная различными объективными обстоятельствами: демографические проблемы, профессионализация армии, повышение социального статуса женщин и их значения для общества и государства, особенности реализации женщинами права на труд. Наиболее яркими примерами влияния факта нахождения государства в состоянии вооруженного конфликта на зарождение и развитие принципа гендерного равенства при прохождении военной службы являются: — Гражданская война в России (произошло формальное уравнение мужчин и женщин в праве и обязанности прохождения военной службы, впервые было закреплено положение о возможности призыва на военную службу женщин); — Вторая мировая война и Великая Отечественная война (произошло резкое увеличение количества военнослужащих женского пола, женщины призывались на военную службу, участие женщин в боевых действиях и право на занятие любых воинских должностей практически не ограничивалось); — война во Вьетнаме (в США нехватка мужских ресурсов, повальное дезертирство военнослужащих мужского пола из армии обусловили резкий скачок в развитии гендерного равенства при прохождении военной службы: снят запрет на поступление женщин в военные академии, им стали доступны большинство «боевых» специальностей, появились первые командиры воинских частей и подразделений из числа военнослужащих женского пола); — многолетнее нахождение Израиля в состоянии войны (женщины составляют более 20% от общей численности армии и подлежат призыву на военную службу наравне с мужчинами (с некоторыми ограничениями), имеют неограниченные карьерные возможности) и т. п. Другим фактором, определяющим развитие принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы, является феминизация армии. Феминизация армии (вооруженных сил) — это процесс увеличения количества военнослужащих женского пола в пропорциональном соотношении с военнослужащими мужского пола в составе вооруженных сил. Критерием феминизации армии является ее степень — характеризующее феминизацию армии количественное соотношение военнослужащих мужского и женского пола в составе вооруженных сил. Степень феминизации армии, как правило, выражается не в абсолютных величинах, а в процентном соотношении (в виде пределов — от x% до y%) военнослужащих женского пола к общей численности вооруженных сил. Однако она фактически зависит от общей численности вооруженных сил и в разных государствах может принимать различные значения, в связи с чем указанное обстоятельство также необходимо принимать во внимание. Например, общая численность вооруженных сил государства А — 200000 человек, из них 10000 человек, или 5%, — военнослужащие женского пола. Общая численность вооруженных сил государства Б — 1000 человек, из них 50 человек, или 5%, — военнослужащие женского пола. В рассматриваемых примерах степень феминизации армии является равной, однако ее влияние на формирование и развитие принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы будет неодинаковое. Численность военнослужащих женского пола вооруженных сил государства Б является ничтожно малой в своей абсолютной величине, в связи с чем необходимого воздействия на военно-служебные отношения, обеспечивающего формирование принципа гендерного равенства при прохождении военной службы, не окажет. При определении степени феминизации армии необходимо учитывать только количество женщин, проходящих военную службу. Так, например, лица гражданского персонала (федеральные государственные гражданские служащие) женского пола, работающие в органах военного управления, воинских частях и военных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации (проходящие государственную гражданскую службу в Министерстве обороны Российской Федерации) в указанном исследовании участвовать не должны. Можно выделить следующие степени феминизации армии: Минимальная степень феминизации армии (до 5 — 8%) — минимальное количество военнослужащих женского пола в составе вооруженных сил, при достижении которого можно говорить о начале феминизации армии и зарождении принципа гендерного равенства при прохождении военной службы. При недостижении указанного предела численность военнослужащих женского пола признается ничтожно малой, вследствие чего не оказывает сколько-нибудь значительного воздействия на военно-служебные отношения, равенство мужчин и женщин при прохождении военной службы как правовое явление фактически отсутствует. Характерна для армий начала XIX в., современных армий развивающихся государств, а также арабских государств. Средняя степень феминизации армии (от 5 — 8% до 30 — 35%) — количество военнослужащих женского пола в составе вооруженных сил, при котором они оказывают достаточное влияние на военно-служебные отношения, принимают активное участие в деятельности вооруженных сил, принцип гендерного равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы находится в развитом состоянии, женщины практически уравнены в обязанностях с военнослужащими мужского пола, при этом в силу особого правового статуса, определяемого их физическими возможностями, выполняемыми общественными функциями и традиционно сложившимся патерналистским отношением к женщинам, военнослужащие женского пола находятся, как правило, в более привилегированном положении. Характерна для армий современных развитых государств — США, Франции, Великобритании, стран Северной Европы, Израиля, стран СНГ, в том числе России. Процесс усиления феминизации армии от минимальной степени до средней степени является наиболее болезненным для вооруженных сил, когда осуществляется внедрение в слаженный мужской военный механизм военнослужащих женского пола (продолжается значительное время, причем может быть инициирован резким набором женщин вследствие различных объективных причин — объявления войны, острой нехватки мобилизационных и призывных людских ресурсов и др.). Именно в этот период происходит наиболее активное развитие принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы и расширение его диапазонов, определение приоритетов для военнослужащих женского пола: «женщина — мать» или «женщина — защитник Отечества», что находит отражение в соответствующих изменениях законодательства (закрепляются особенности правового положения военнослужащих женского пола, обусловленные в основном выполняемой ими репродуктивной функцией). При этом большое значение в указанный период начинает играть «феномен меньшинства» — презумпция нарушения прав, незащищенности, зависимости военнослужащих женского пола, обусловленная несовершенным законодательством, направленным в первую очередь на регулирование порядка прохождения военной службы и статуса военнослужащего без учета половой стратификации военнослужащих, исправление которого зачастую приводит к ограничению обязанностей военнослужащих женского пола в ущерб военной безопасности государства и неоправданному ущемлению прав военнослужащих мужского пола. Максимальная степень феминизации армии (от 30 — 35% и более) — количество военнослужащих женского пола в составе вооруженных сил, при достижении которого можно говорить о начале процесса девирумизации <1> армии — уменьшении количества военнослужащих мужского пола в пропорциональном соотношении с военнослужащими женского пола в составе вооруженных сил и постепенном деформировании ранее установившегося принципа гендерного равенства при прохождении военной службы. На сегодняшний день практические примеры отсутствуют. ——————————— <1> От лат. virum — «мужчина».

Феминизация и девирумизация <2> являются постепенно заменяющими друг друга процессами <3>, прекращение действия первого из которых совпадает с моментом начала действия второго. При этом если феминизация армии начинается с момента достижения минимально необходимого для ее начала количества военнослужащих женского пола, то девирумизация начинается с приближением численности военнослужащих женского пола к численности военнослужащих мужского пола. ——————————— <2> Вирумизация как процесс увеличения количества военнослужащих мужского пола в пропорциональном соотношении с военнослужащими женского пола в составе вооруженных сил, как и дефеминизация, как процесс, обратный феминизации, также может иметь место в случае соответствующего изменения соотношения численности военнослужащих мужского и женского пола. В результате они также приведут к постепенному деформированию ранее установившегося гендерного равенства при прохождении военной службы. <3> Применительно к имеющемуся в настоящее время в вооруженных силах любого государства соотношению военнослужащих мужского и женского пола.

В связи с тем что количественное уравнение военнослужащих мужского и женского пола неизбежно приведет к пересмотру сложившихся отношений гендерного равенства при прохождении военной службы, потребует принятия ряда кардинальных решений: учета физиологических и психологических особенностей военнослужащих женского пола при разработке вооружения и военной техники, специального снаряжения, обмундирования, применения различных форм и способов вооруженной борьбы, существенной переработки перечня воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола вплоть до его отмены, пересмотра позиции о возможности привлечения военнослужащих женского пола для участия в боевых действиях, частичного перепрофилирования системы медицинского, продовольственного и иных видов материально-технического обеспечения вооруженных сил и, конечно же, изменения и дополнения нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих с учетом изменения гендерного соотношения личного состава вооруженных сил, — целесообразно говорить не о феминизации, а о девирумизации армии. Причинами феминизации армии являются <4>: ——————————— <4> На примере Российской Федерации.

1. Демографические проблемы. Современная демографическая ситуация в нашей стране — проблема государственного уровня <5>. ——————————— <5> См., напр.: Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2005 г. N 1226 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 43. Ст. 4374; Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 42. Ст. 5009.

По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2002 г. численность населения в Российской Федерации составляла 143,9 млн. человек. Из них мужчин — 67,3 млн. человек, женщин — 76,7 млн. человек <6>. ——————————— <6> Бровчак С. Гендерные различия размеров пенсий в современной российской пенсионной системе. URL: http://fundshub. ru/?ro=14650/.

По состоянию на начало 2007 г. численность населения России составила 142,2 млн. человек, из них мужчин — 65,8 млн. человек, женщин — 76,4 млн. человек <7>. ——————————— <7> URL: http:// www. gks. ru/ wps/ portal/!ut/ p/.cmd/ cs/.ce/ 7_0_A/.s/ 7_0_2UK/ _th/ J_0_69/ _s.7_0_A/ 7_0_2V5/ _s.7_0_A/ 7_0_2UK.

В 2006 г. продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин — 60,6 года, женщин — 73,1 года. Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80% из них — мужчины. По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 — 2005 гг. без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 г. на 6,2 млн. человек (4,4%) и составит 136 млн. человек, а к 2025 г. — 124,9 млн. человек <8>. ——————————— <8> Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 42. Ст. 5009.

Таким образом, феминизация армии — это неизбежное явление, являющееся в том числе следствием кризиса рождаемости, повышения смертности, отсутствия в течение предыдущих пятнадцати лет какой-либо демографической политики государства, нехватки населения мужского пола, годного для прохождения военной службы. Так, например, ситуация с призывными ресурсами с каждым годом ухудшается. Если в 2006 г. на воинский учет было поставлено 1031 тыс. человек, то в 2008 г. этот показатель снизился до 870 тыс. человек, а в 2010 г. он достигнет примерно 600 — 660 тыс. человек, т. е. почти на 40% уменьшится количество призывников <9>. ——————————— <9> URL: http://www. expert. ru/news/2007/10/12/priziv/.

В связи с этим количество военнослужащих женского пола растет и будет увеличиваться и впредь. 2. Профессионализация армии. Профессионализация армии способствует увеличению количества военнослужащих женского пола, так как рост числа контрактников за счет сокращения числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, ведет к повышению удельной численности представителей женского пола в погонах. Данное обстоятельство обусловлено в том числе и отсутствием достаточного количества граждан мужского пола, желающих поступить на военную службу по контракту. Так, за два с половиной месяца 2005 г. военкоматы Самарской области смогли организовать поступление на военную службу по контракту лишь 16 граждан, хотя только для комплектования воинских частей постоянной готовности надлежало набрать 230 человек. И это при том, что Самарская область имеет потенциально высокие возможности обеспечения контрактниками Вооруженных Сил Российской Федерации: по численности населения она занимает 11-е (из 89) место в России (3 млн. 217 тыс. человек) и там высок уровень безработицы <10>. ——————————— <10> Плугатарев И., Цыганок А. Россия строит новую армию старого типа // Независимое военное обозрение. 2005. N 11.

Кроме того, сравнительный анализ динамики общей численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и в том числе количество военнослужащих женского пола, показывает, что тенденция к росту доли женщин в составе Вооруженных Сил Российской Федерации происходит не только (и даже не столько, особенно в последние годы) за счет более активного привлечения их к военной службе, сколько по причине преимущественного оттока (главным образом увольнения) с военной службы военнослужащих мужского пола <11>. ——————————— <11> См.: Мельниченко П. И. Проблема «женщина и армия» в современных Вооруженных Силах Российской Федерации // Материалы Всеармейской научной конференции. СПб.: ВМедА, 1999. С. 11.

Так, например, попытка укомплектовать солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту, 76-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию дала весьма показательный результат — только 4,2% из отобранных военкоматами кандидатов остались служить в соединении <12>. ——————————— <12> Цыганок А. Армейская оптимизация оптимизма не вызывает // Независимое военное обозрение. 2006. N 1.

При этом женщины рядового и сержантского состава служат дольше и лучше по сравнению с мужчинами: у них меньше «отсев» из армии, меньше самовольных отлучек и случаев дезертирства, у них меньше потери служебного времени по дисциплинарным причинам <13>. ——————————— <13> Рыков С. Л. Совершенствование профессионального воспитания военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации. С. 44.

3. Повышение социального статуса женщин и их значения для общества и государства. Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций, закрепление как в международном, так и в национальном законодательстве и реализация на практике важнейших положений о гендерном равенстве привели к кардинальным изменениям роли женщин в обществе. Они все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких как политика, государственное управление, предпринимательство, служба в армии. При этом повышение социального статуса женщин в обществе является государственной задачей. Так, согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 932 «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» <14>, всестороннее участие женщин на основе равенства с мужчинами во всех сферах жизни общества имеет приоритетное значение для стабильного социального и экономического развития страны. ——————————— <14> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 26. Ст. 3060.

В настоящее время военная служба женщин уже не выглядит необычным явлением и представляет собой пример преодоления социального неравенства женщин, которое, с одной стороны, связано с существующими в обществе традициями и морально-этическими нормами, а с другой — с природно-биологическими факторами <15>. ——————————— <15> Боровик М. А., Шемберко М. В. Женщины в вооруженных силах стран — членов НАТО. URL: http://www. inion. ru/product/eurosec/st7v2.htm.

4. Особенности реализации женщинами права на труд. Дискриминация женщин в сфере труда является фактом, признанным в том числе и государством <16>. Женщины изначально находятся в менее защищенном в части соблюдения трудовых прав состоянии, несмотря на закрепленный как в международном праве (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» <17>), так и в национальном праве (ст. ст. 3 и 132 Трудового кодекса Российской Федерации <18>) запрет на дискриминацию в сфере труда. ——————————— <16> См., напр.: Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. N 6 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 185. <17> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12. <18> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I) (с изм. и доп.).

Из-за выполнения женщинами репродуктивной функции и связанных с ней необходимости особой охраны труда и действия социальных льгот на рынке труда являются обычными дискриминационные тенденции в отношении представителей женского пола, их конкурентоспособность в сравнении с мужчинами является достаточно низкой. Так, при явном преобладании женщин-специалистов с высшим и средним специальным образованием их доля среди руководителей организаций составляет примерно 39%, наоборот, традиционно количество женщин велико в низкооплачиваемых отраслях экономики (образование, наука, сфера обслуживания) <19>. ——————————— <19> URL: http:// www. gks. ru/ bgd/ regl/ b08_11/ Isswww. exe/ Stg/ d01/ 06-04.htm.

Концентрация женщин в традиционных секторах экономики, на относительно низко оплачиваемой работе ведет к сохранению, а в ряде случаев к увеличению разрыва в заработной плате мужчин и женщин. Число работниц, выполняющих работу низкой квалификации, более чем в два раза превышает аналогичный показатель у мужчин. По статистике 2006 г., среднемесячная заработная плата женщин составляла лишь чуть более 65% среднемесячной заработной платы мужчин. Среди мотивов стремления женщин к военной службе — стабильное социальное положение, денежное содержание, социальные льготы и реальные гарантии по сравнению с возможностями современного рынка труда и гражданской жизни. Чувство социальной обеспеченности, постоянный заработок, бесплатное жилье, медицинское обслуживание, обмундирование и обеспечиваемый отпуск, пенсионное обеспечение привлекают женщин <20>. ——————————— <20> Павлова В. Г. О роли женщин в армии. URL: http:// www. mil. ru/ 849/ 13812/ 54036/ index. shtml.

При этом прохождение военной службы дает возможность реализовать свое право на труд женщинам, которым в условиях военных городков и удаленных от населенных пунктов воинских частей не могут найти другую работу и зачастую вынуждены поступать на военную службу по контракту. Так, социальный опрос среди военнослужащих женского пола показал, что для 54% его участниц армия — не призвание. Это необходимость хоть как-то трудоустроиться и стремление посильно укрепить материальный достаток своих семей <21>. ——————————— <21> URL: http://news. rin. ru/news/116269/.

——————————————————————