Тюмень — столица регионального франчайзинга

(Пантелеев А. В.)

(«Торговое право», 2012, N 9)

ТЮМЕНЬ — СТОЛИЦА РЕГИОНАЛЬНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА

А. В. ПАНТЕЛЕЕВ

Пантелеев А. В., начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области.

Франчайзинг постепенно выходит в регионы России. Регионом, в котором франчайзинг развивается наиболее активно, можно смело назвать Тюменскую область. Именно в Тюмени в формировании условий для развития франчайзинговых отношений одновременно принимают участие как предприниматели, так и органы власти. В статье представлен взгляд начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области на развитие франчайзинга в регионе.

Ключевые слова: франчайзинг, региональное развитие, поддержка субъектов франчайзинга, программный подход к развитию торговли, инфраструктура франчайзинговых отношений.

Общеизвестно, что одной из наиболее успешных и широко распространенных в мире стратегий ведения бизнеса является франчайзинг, согласно которой одна компания передает другой во временное пользование торговую марку и сопутствующий комплекс услуг, технологий и стандартов организации бизнеса.

Преимущества франчайзинга

Масштабность развития франчайзинга обусловлена следующими его преимуществами.

Во-первых, это минимизация рисков, ведь, начиная франчайзинговый бизнес, предприниматель идет по дороге, по которой до него многократно прошел франчайзер, и использует успешный опыт, избегая ошибок, которые были совершены до него.

Во-вторых, франчайзи получает юридическую самостоятельность. Являясь звеном в сети предприятий франчайзера, он остается независимым владельцем бизнеса и работает с франчайзером исключительно на договорных условиях.

В-третьих, происходит значительная экономия на расходах. Изучение рынка, обучение сотрудников, поиск успешных бизнес-технологий, разработка маркетинговой стратегии, реклама, поиск поставщиков — эти и другие весьма дорогостоящие аспекты успешного бизнеса берет на себя франчайзер.

В-четвертых, франчайзи получает поддержку со стороны опытного партнера — за его спиной всегда стоит компания-франчайзер, которая тоже заинтересована в успехе предприятия и всегда будет готова помочь.

Эффективность работы по франчайзингу высоко оценили не только столичные предприниматели, но и региональное бизнес-сообщество. В настоящее время наблюдается интенсивная франчайзинговая экспансия во многие регионы России, что способствует внедрению новых бизнес-технологий, стандартов организации бизнеса, повышению деловой культуры и, как следствие, инновационному развитию данных регионов.

Франчайзинг в Тюмени

Тюменская область является одним из наиболее перспективных регионов для активного развития франчайзинговых технологий, обладающим большим потенциалом. Устойчивое социально-экономическое положение области создает серьезную базу для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса. За период январь — май 2012 года Тюменская область была признана самым инвестиционно привлекательным регионом России (по данным Министерства регионального развития РФ).

Активнее всего франчайзинговыми инструментами в области пользуются предприятия потребительского рынка, в том числе осуществляющие деятельность в сферах торговли, общественного питания и услуг. Именно здесь сегодня наблюдаются положительные темпы роста и высокий уровень конкуренции.

Торговля в Тюмени

Рынок товаров и услуг выполняет важные экономические и социальные функции, такие как поддержание уровня жизни населения, повышение уровня занятости, развитие малого бизнеса, а также ряд других задач по обеспечению макроэкономической стабильности.

Кроме того, в 2011 году (по данным федеральной службы государственной статистики по Тюменской области) доля торговли составляла:

— 13,6% в структуре валового регионального продукта Тюменской области и занимала второе место после обрабатывающих производств;

— 6% в налоговых платежах, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации.

Удельный вес занятых в торговле от общего количества занятых в экономике составил 12,9%, так как зачастую именно торговля становится для многих предпринимателей «первым шагом» в бизнесе.

Инвестиции, направленные на развитие торговли, составили 1,2 млрд. рублей, или 1,2% в общем объеме инвестиций в основной капитал.

За последние 5 лет в регионе торговые площади увеличились почти в два раза. Ежегодный прирост торговых площадей позволил довести уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов до 773,7 кв. метров на 1000 человек, что выше утвержденного норматива на 131,1% (норматив 590 кв. метров на 1 тыс. человек).

Оборот сферы розничной торговли вырос с 177,9 млрд. рублей в 2010 году до 203,7 млрд. рублей в 2011 году.

Положительное влияние на общее развитие предпринимательства в регионе также оказало повышение оборота предприятий общественного питания в 2011 году по сравнению с 2010 годом более чем на 10% — в итоге его величина составила 13,5 млрд. рублей. Это означает, что каждый житель потратил в среднем более 10 тыс. рублей в кафе, ресторанах и других объектах питания.

Анализируя показатели, характеризующие состояние потребительского рынка региона, можно говорить об устойчивом, поступательном развитии отрасли. Однако, чтобы сохранить заданные темпы роста в перспективе, необходимы качественные структурные изменения, использование современных экономических механизмов.

Франчайзинг, как способ развития малого и среднего бизнеса, в последнее время является одним из самых востребованных в Тюменской области: под известными федеральными и международными марками только в региональном центре работает более 100 предприятий, из них около 84% составляют франшизы в сфере розничной торговли.

Согласно экспертной оценке в регионе количество субъектов малого предпринимательства, применяющих франчайзинг, увеличивается ежегодно в среднем на 30 единиц. Все чаще потенциальным инвестором ведения бизнеса с использованием франчайзинга становится молодежь, в том числе студенты и выпускники вузов.

Поддержка франчайзинга в регионе

Развитие франчайзинга активно поддерживается правительством Тюменской области. Для региона это не только создание новых рабочих мест и дополнительные налоговые поступления, но и формирование цивилизованного рынка, повышение качества обслуживания, более высокий уровень предпринимательской деятельности. Региональная экспансия крупных франчайзеров влечет за собой повышение конкуренции, что подталкивает местных бизнесменов, вынужденных адаптироваться к новым условиям, к разработке и внедрению инновационных методов работы с целью дальнейшего развития своего бизнеса. Присутствие известных франчайзеров положительно сказывается на инвестиционной привлекательности региона как для зарубежных, так и для крупных российских инвесторов.

Региональная программа развития торговли

Франчайзинг способствует технологическому обновлению и техническому перевооружению предприятий региона, увеличивает их объемы продаж и прибыль, в итоге наблюдается развитие экономики в целом.

Для стимулирования развития данной бизнес-технологии правительством региона проводятся следующие мероприятия.

В рамках реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» распоряжением правительства Тюменской области от 23.03.2011 N 316-рп утверждена Региональная программа развития торговли в Тюменской области на 2011 — 2014 годы.

Целью региональной программы определено создание условий для комплексного развития сферы торговли и обеспечения населения области качественными товарами и услугами.

Для достижения поставленной цели программой предусмотрен ряд задач, в том числе:

— совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли;

— повышение экономической (ценовой) и территориальной доступности товаров для населения области;

— содействие развитию инвестиционной деятельности в сфере торговли;

— обеспечение приоритетного продвижения товаров отечественного производства на региональном потребительском рынке;

— создание условий для повышения качества реализуемых товаров и услуг.

Одним из направлений деятельности областного Правительства по реализации региональной программы развития торговли является содействие развитию франчайзинга путем проведения круглых столов, конференций, форумов, семинаров с привлечением экспертов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области и др.

Мероприятия по поддержке развития франчайзинга

Правительством Тюменской области совместно с РАФ в региональном центре регулярно проводятся крупномасштабные мероприятия с целью развития франчайзинга. Предварительная работа в данном направлении началась в 2010 году, когда была организована областная конференция «Франчайзинг как основной фактор успешного развития потребительского рынка Тюменской области». Конференция нашла большой отклик у предпринимателей области, и многие высказали пожелание получить больше информации о данном бизнес-методе.

Логичным продолжением этого мероприятия стало проведение в марте 2011 года форума «Франчайзинг: новые возможности для предпринимателей Тюменской области». В рамках мероприятия были представлены презентации наиболее востребованных франшиз из различных сфер бизнеса, организована мини-выставка франшиз и параллельно проведен обучающий семинар «Разработка франчайзингового пакета». В данных мероприятиях приняло участие более 600 человек.

Проведение подобных мероприятий, на которых начинающим субъектам малого предпринимательства оказывалась практическая помощь в разработке франшизы, состоялись выставки-продажи франшиз, способствовало активному внедрению франчайзинговых технологий.

В мае 2012 года в Тюмени прошел Всероссийский форум-выставка «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов», который посетили более 300 участников из 11 регионов России. В качестве партнеров данного мероприятия выступили Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, РАФ, Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, Западно-Сибирский банк ОАО «Сбербанк России».

Об эффективном сотрудничестве власти и бизнеса в области развития франчайзинга свидетельствует появление на данном мероприятии наряду с известными российскими и зарубежными франшизами региональных франчайзинговых продуктов, которые были продемонстрированы успешными компаниями Тюменской области.

Примечателен тот факт, что на форуме в присутствии Губернатора Тюменской области В. В. Якушева состоялось подписание 9 соглашений о заключении договоров коммерческой концессии в сфере потребительского рынка, из них в 7 соглашениях в качестве франчайзеров выступили именно местные предприниматели с собственными брендами.

В рамках форума состоялся круглый стол на тему «Франчайзинг — инструмент развития муниципальных районов» с участием представителей органов местного самоуправления, РАФ, региональных франчайзеров, органов исполнительной власти Тюменской области. На круглом столе были рассмотрены перспективы развития франчайзинга в муниципальных районах Тюменской области, банковские продукты для малого бизнеса, использующего технологию франчайзинга применительно к муниципальным районам.

По итогам проведения Всероссийского форума его участники предложили использовать г. Тюмень в качестве ежегодной площадки для обмена опытом и обсуждения вопросов развития франчайзинга, выстраивания планов взаимоотношений власти и бизнеса, что было поддержано губернатором Тюменской области В. В. Якушевым.

Кроме того, именно на данном мероприятии впервые было применено понятие «региональный франчайзинг», когда местные предприятия создают свои франшизы и реализуют их на рынке.

Региональный франчайзинг

Региональный франчайзинг — это одно из наиболее актуальных направлений совершенствования потребительского рынка. Сегодня порядка 5 стабильных и успешных предприятий региона готовы «тиражировать» свой бизнес. Приемлемая цена на региональные франшизы и близкое территориальное соседство франчайзера открывают широкие возможности малому и среднему предпринимательству. В настоящее время в Тюменской области это направление франчайзинга находится в стадии развития, но потенциальные возможности его внедрения достаточно велики.

Приход франчайзи местных компаний оказывает благоприятное влияние на экономику небольших населенных пунктов, где развитие крупных федеральных предприятий затруднено низкой адаптированностью бренда на данном потребительском сегменте.

Преимущество региональных франшиз также заключается в том, что потребитель лояльно относится к местным товарам и услугам, доверяет их качеству.

Учитывая перспективность продвижения бизнеса в муниципальных образованиях Тюменской области, региональные франчайзеры начинают активно выходить на данный рынок.

Участие франчайзеров в государственных программах

Некоторым региональным франчайзерам участие в государственных программах помогло увеличить масштабы своей деятельности. К примеру, компания «Арсенал +», являясь партнером областной программы «Расширяя горизонты», призванной повысить компьютерную грамотность жителей области (в том числе проживающих и в труднодоступных поселениях), плодотворно тиражирует свою франшизу — в муниципальных образованиях региона открыто уже 18 центров продаж компании, в которых представлена линейка социальных компьютеров.

11.09.2012 с целью развития регионального франчайзинга в областном центре состоялся круглый стол на тему «Собственная франшиза: регистрация, контроль, отраслевая специфика». Организаторами круглого стола выступили управление лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, ООО «КонгрессБюро» и РИА «ФедералПресс».

На заседании круглого стола потенциальные франчайзеры познакомились с региональными особенностями разработки, регистрации и реализации франчайзинговых продуктов, а предприятия, уже работающие по данной бизнес-технологии, получили возможность обменяться опытом по продвижению франшиз.

В работе круглого стола приняли участие представители органов государственной власти Тюменской области, уполномоченных на проведение политики в области государственной поддержки предпринимательства, Торгово-промышленной палаты Тюменской области, Тюменского областного совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, Патентный поверенный Российской Федерации, руководители региональных компаний. В рамках круглого стола состоялась онлайн-конференция с компанией «Бейкер и Макензи» (Москва) — экспертом в области юридического оформления франчайзинговых отношений.

В настоящее время осуществляется тесное взаимодействие управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области с РАФ, реализуются совместные проекты на основе франчайзинга, идет активный обмен опытом по вопросам содействия развитию современных бизнес-технологий с представителями органов власти других субъектов Российской Федерации.

Финансовая поддержка

Помимо организационной, консультационной и информационной поддержки субъектов предпринимательства, планирующих вести франчайзинговый бизнес и уже работающих в данном направлении, правительством Тюменской области в рамках Долгосрочной целевой программы «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области на 2012 — 2014 годы» реализуются меры по финансовому стимулированию франчайзинга. Так, Постановлением правительства Тюменской области от 26.03.2012 N 88-п внесены изменения в Постановление правительства Тюменской области от 08.06.2009 N 150-п «Об утверждении порядка предоставления грантов в форме субсидии начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса», в соответствии с которым субъекты малого предпринимательства сферы оптовой и розничной торговли получили возможность претендовать на грантовую поддержку в форме субсидии на финансирование части выплаты по передаче прав на франшизу (паушальный взнос). Грант предоставляется на безвозвратной основе, в размере 50% произведенных расходов, максимальный размер гранта составляет 300 тыс. рублей. Данной формой поддержки активно пользуются региональные предприятия, в их числе гостиница «Спасская», работающая под брендом всемирно известной сети «Бест Вестерн».

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.4 Постановления правительства Тюменской области от 08.06.2009 N 150-п начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе таких сфер деятельности, как общественное питание и услуги, предусмотрены и другие виды грантовой поддержки на финансирование части целевых расходов по регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (на оплату государственной пошлины) и расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в частности на:

— приобретение не бывшего в эксплуатации оборудования при заключении договора коммерческой концессии. Гранты в рамках коммерческой концессии предоставляются после предоставления зарегистрированного в установленном порядке договора коммерческой концессии;

— приобретение офисного, производственного и непроизводственного оборудования, не бывшего в эксплуатации, новой офисной мебели;

— приобретение производственного и непроизводственного инвентаря, не бывшего в эксплуатации;

— получение лицензий в период начала деятельности;

— разработку и согласование проектно-сметной документации, связанной с реализацией бизнес-плана;

— приобретение, разработку, внедрение и обслуживание программного обеспечения;

— сертификацию продукции (работ, услуг);

— приобретение не бывших в эксплуатации специализированной техники и автотранспорта (за исключением легковых автотранспортных средств, мотоциклов, снегоходов);

— приобретение и установку средств противопожарной безопасности, пожарной и охранной сигнализации.

Фонд микрофинансирования Тюменской области предоставляет микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства в размере до 1 млн. рублей сроком до 12 месяцев на пополнение оборотных средств. Преимущества микрозаймов в сравнении с иными финансовыми продуктами заключаются в минимальном пакете документов для рассмотрения заявки и оперативном сроке принятия решения о предоставлении займа. В 2011 году через Фонд микрофинансирования Тюменской области субъектам малого и среднего предпринимательства были выделены микрозаймы на приобретение франшиз в сумме 3 млн. 187 тыс. рублей.

Субсидирование части затрат

Также для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в Тюменской области, доступны такие формы поддержки, как субсидирование части затрат на оплату образовательных услуг, процентов по договорам кредита, лизинга на приобретение оборудования, присоединение к объектам электросетевого хозяйства (Постановление правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии и порядке предоставления субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта»).

В рамках Программы «Гарантийный фонд» Фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства по их обязательствам перед банками, участвующими в программе. Поручительство Фонда предоставляется в размере до 50% от суммы запрашиваемого кредита, но не более 14 млн. рублей.

В 2012 году в городах и районных центрах Тюменской области состоялись совещания, посвященные развитию регионального франчайзинга, в которых приняли участие представители исполнительных органов власти Тюменской области, органов местного самоуправления, руководители предприятий и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере потребительского рынка. На совещаниях предприниматели получили разъяснения преимуществ внедрения франчайзинга, консультации по вопросам государственной поддержки, познакомились с некоторыми представленными на российском рынке франшизами.

Дальнейшее развитие франчайзинга

Сегодня франчайзинг — это одно из наиболее перспективных направлений развития дорожного сервиса в Тюменской области. В регионе назрела острая необходимость создания новых современных объектов дорожного сервиса с качественно иным уровнем обслуживания и более широким спектром предоставляемых услуг. Использование франчайзинговых технологий в данной сфере позволит не только быстро и качественно поднять уровень развития дорожной инфраструктуры, но и будет способствовать развитию сопутствующих отраслей и местности в целом.

Для дорожного сервиса Тюменской области существует 2 пути развития на основе франчайзинга. Прежде всего это выход на дорогу сильных федеральных брендов розничной торговли, общественного питания и т. д. Также в будущем возможно открытие региональными дорожными предприятиями своих франчайзинговых точек за пределами области.

Дальнейшее применение франчайзинга в Тюменской области связано со следующими предпосылками:

— во-первых, это обусловленная необходимость продвижения на региональном и российском рынках отечественных производителей;

— во-вторых, это формирование малого предпринимательства, субъектам которого необходима оперативная поддержка не только и не столько материальная, сколько поддержка в организации самого бизнеса, информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях и рекламе;

— в-третьих, это необходимость формирования и отработки системы управления качеством на всей цепи взаимосвязанных циклов «производитель-потребитель».

Франчайзинг предоставляет широкие возможности для развития структуры отношений в целом, интеграции крупного, среднего и малого бизнеса, продвижения организаций-производителей и отечественных товаров на внутреннем и международном рынках, формирования дополнительной системы контроля качества продукции, создания условий для формирования приверженности населения местному производителю, достижения определенного уровня защищенности участников малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест.

Столица регионального франчайзинга

Уже сейчас мы говорим о Тюмени как о столице регионального франчайзинга. В ближайшей перспективе 3 — 5 лет мы видим масштабное внедрение франчайзинговых технологий в Тюменской области, расширение линейки иностранных и федеральных брендов, представленных на рынке, становление и развитие тюменских франчайзеров, активное продвижение их в небольшие муниципальные образования региона, в другие субъекты Российской Федерации, а затем и за ее пределы.

В свою очередь, с целью развития франчайзинга, органы исполнительной власти Тюменской области совместно с органами местного самоуправления, как и прежде, будут содействовать формированию благоприятной инвестиционной и правовой среды в регионе, изыскивать возможности для поддержки предпринимательства, проводить необходимые информационно-консультационные мероприятия и т. д.

Мы приглашаем представителей органов власти, бизнес-сообщество, всех заинтересованных лиц обсудить вопросы развития франчайзинга, познакомиться с российскими и тюменскими франшизами, поделиться своим опытом на Всероссийском форуме по франчайзингу, который будет проходить в апреле 2013 года в Тюмени. Информация о проведении Форума будет размещена на официальном портале органов исполнительной власти Тюменской области.

——————————————————————