Трансформация реализации государственных функций в виртуальном пространстве
(Федосеева Н. Н.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2009, N 5)
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Н. Н. ФЕДОСЕЕВА
Федосеева Н. Н., старший преподаватель кафедры ГиМПД Муромского института Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России, юрисконсульт.
Сегодня виртуальное пространство стало частью жизни многих членов общества в связи с распространением различного рода электронной техники. Компьютерные технологии, глобальные электронные сети послужили причиной возникновения новых общественных отношений и серьезно видоизменили некоторые из существующих (трудоустройство, досуг, общение с органами государственной власти, образование и др.), что требует соответствующего их государственно-правового регулирования. Системный подход к рассматриваемым процессам требует их научного осмысления и обоснования, с точки зрения юриспруденции в том числе. Термин «виртуальность» легально не закреплен в российских нормативных правовых актах. Однако ввиду его широкого использования в современной юридической доктрине представляется своевременным и необходимым выработать приемлемое определение рассматриваемого феномена, а затем закрепить его нормативно. Автор считает возможным понимать под виртуальным пространством пространство, возникающее в процессе использования компьютера и (или) функционирующей электронной компьютерной или иной технической сети, в котором возникают особые информационные отношения. При этом виртуальное пространство должно выступать объектом правового регулирования, а отношения, в нем возникающие, — предметом. Широкое распространение виртуального пространства в современных государствах обусловило их взаимодействие в процессе функционирования, т. е. при реализации <1> общегосударственных функций. Данное воздействие осуществляется преимущественно в виде правового регулирования виртуального пространства <2>, наряду с другими традиционными сферами функционирования государства — политической, социальной, экономической и культурной. При этом можно сказать, что виртуальное пространство охватывает и дополняет все эти сферы, одновременно видоизменяя процесс реализации в них основных государственных функций. ——————————— <1> В современной литературе по теории государства при обозначении процесса реализации функций государства наблюдается терминологическое разнообразие. Данный процесс именуется по-разному: осуществлением, исполнением, реализацией, функционированием, и при этом не проводится какое-либо различие данных терминов, не дается их определения. Поэтому необходимо уточнить, что так как приведенные термины признаются в толковых словарях синонимами (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ), их параллельное употребление для обозначения одного и того же процесса вполне допустимо. <2> Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая на совещании стран «Восьмерки» 22 июля 2000 г.; Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и Декларация принципов, определившая концепцию и основные принципы формирования информационного общества, подписанная в Женеве 10 декабря 2003 г., Устав и Конвенция Международного союза электросвязи, подписанные в Женеве 22 декабря 1992 г., Конституция РФ, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи», Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе», Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации», часть четвертая Гражданского кодекса РФ, вступившая в силу с 1 января 2008 г., Доктрина информационной безопасности, Федеральная целевая программа «Электронная Россия», Концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами, Концепция создания системы персонального учета населения РФ, Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти», Концепция использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти до 2010 г. и др.
Так, при реализации политической функции наблюдается явление «виртуализации политики», означающее, что современные государства должны демонстрировать политические процессы в электронной форме в сетях общего пользования, переводить все государственные услуги на электронный документооборот, что позволит значительно повысить прозрачность власти и в результате добиться повышения эффективности управления. Функционирование современных демократических институтов существенно затрудняется без адекватного информационного сопровождения, тогда как обеспечение равного доступа к сетям может способствовать закреплению демократических стандартов на всех уровнях власти <3>. ——————————— <3> Дзялошинский И. Права человека в киберпространстве // Право знать: история, теория, практика. 2003. N 11 — 12(83 — 84).
В эпоху всеобщей информатизации единое виртуальное пространство становится одним из важнейших государствообразующих признаков, характеристикой самого информационного общества и государства. Государственное управление в информационном обществе при применении компьютерно-сетевых технологий становится более открытым, децентрализованным, с развитой обратной связью, уменьшением времени на согласование и принятие решений, расширенным перечнем функций, делегируемых частному сектору. Вместе с тем наблюдаются также и отрицательные тенденции. Так, достижения в области новых технологий изменяют характер политической коммуникации. В процессе конструирования политический реальности по каналам средств массовой информации (в том числе и электронным) создается «новая реальность», выгодная субъектам ее конструирования <4>. Виртуализация политического процесса является процедурой подмены освещения деятельности реальных акторов политического процесса символическими (виртуальными) фигурами («борца», «своего», «талантливого управленца», «хозяйственника» и т. д.). Таким образом, политический процесс становится не борьбой реальных индивидов, их идей и действий между собой за легитимное признание их власти, а борьбой имиджей, неких виртуальных конструктов, опирающихся на образы и стереотипы, навязываемые СМИ или массовой культурой. ——————————— <4> Садриев А. Ш. Компьютерные технологии и виртуальная реальность: Опыт философского анализа: Дис. … канд. филос. наук. Набережные Челны, 2005. С. 50.
Также происходит снижение свобод личности, централизация, обеспечиваемая усилением регламентации общественной жизни, формированием государства-«надзирателя» вследствие распространения манипуляций сознанием населения. В результате формирования информационных империй относительно небольшая группа людей навязывает представление об окружающем мире человечеству. Аналогичные негативные тенденции можно наблюдать и в социальной сфере. Информация как основной продукт производства одновременно выступает в роли мощного властного ресурса, концентрация которого приводит к возникновению нового варианта тоталитарного государства. Однако если тоталитарное общество на индустриальном этапе развития для навязывания гражданам единой модели восприятия мира вынуждено прибегать к грубому административному насилию над свободной волей, то современное информационное общество располагает для решения этой задачи соответствующими технологиями. На такие негативные последствия институционализации информационного общества указывали Масуда, Тоффлер, Маркузе <5>. ——————————— <5> Грибанов Д. В. Правовое регулирование кибернетического пространства как совокупности информационных отношений: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 132.
Также в сфере политики находят распространение следующие тенденции. Во-первых, происходит ослабление роли национальных политических институтов и возвышение структур транснациональных. Во-вторых, укрепляется статус личности, воплощающийся в версии сетевого общества на базе принципа самоорганизации против иерархии. Окинавская хартия глобального информационного общества гласит, что «информационные технологии становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. Они дают возможность частным лицам, фирмам и сообществам, занимающимся предпринимательской деятельностью, более эффективно и творчески решать экономические и социальные проблемы». Содержание экономической функции дополнено на современном этапе необходимостью регулировать электронную торговлю, электронные банковские процессы, информационную безопасность и др. Телематика (телепокупки, телеразвлечения, телеобразование) существенно снижает экологическую нагрузку и потери времени. Стандартизация в системах передачи данных облегчает обмен информацией, позволяет координировать материальные потоки при преодолении организационных препятствий и границ. В сфере учета наблюдается широкое распространение ведения государством различного рода электронных реестров и кадастров (собственности, земли, транспортных средств и др.) <6>. ——————————— <6> Darrel Menthe, Jurisdiction In Cyberspace: A Theory of International Spaces 4 Mich. Tel. Tech. rev. 3 (April 23, 1998); Шипилов А. И. Инстинкт территории // Компьютерра. 1998. N 2. С. 10.
В промышленности используется экологический подход — создание замкнутых циклических систем, подобных природным экосистемам, в которых происходят непрерывные преобразования и круговорот. Для управления такими структурами необходимы сложные информационные системы, к которым относятся электронная торговля и электронный бизнес. Таким образом, виртуальное пространство порождает «виртуальную экономику», отличительная черта которой появление информационной составляющей любого стоимостного отношения. В становлении «виртуальной экономики» наблюдаются также отрицательные тенденции, например создание международной финансовой олигархии, в результате деятельности которой наблюдается стирание самобытности и идентичности. В процессе реализации культурной функции государства явственно наблюдаются тенденции унификации культурных образцов, эталонов и ценностей. Однако наряду с этим в информационном обществе возникают социальные движения, альтернативные глобализации и унификации, утверждающие локальные ценностные системы. На данную особенность указывали идеологи информационного общества А. Турен и Кастельс, называя ее «самобытностью сопротивления» и «самобытностью, устремленной в будущее». Новую самобытность реализуют религиозные, национальные и территориальные сообщества. Территориальная самобытность и рост ее активности ведут к возвращению на историческую сцену «городов-государств». В рамках успешной реализации охранительной функции на базе виртуального пространства планируется переход к системе электронного правосудия, которая предоставит возможность участникам процесса совершать различные процессуальные действия в электронной форме (например, подавать исковые заявления). Основные задачи государства в области виртуального пространства состоят в построении единой информационной системы, охватывающей все регионы, все государственные органы власти и управления, правоохранительные органы, органы местного самоуправления; в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан России; в совершенствовании и защите отечественной информационной инфраструктуры, интеграции России в мировое информационное пространство и т. д. На каждом этапе развития указанные задачи конкретизируются. Так, в современный период усилия государства сосредоточены на создании благоприятной правовой среды для развития информационных технологий и электронной торговли; стимулировании развития отраслей экономики, связанных с информационными технологиями; интеграции России в глобальное информационное сообщество; расширении использования новых информационных технологий в государственном управлении и государственном секторе экономики в процессе становления электронного государства; распространении информационных технологий в обществе с целью перехода к электронной демократии и др. Таким образом, широкое распространение виртуального пространства обусловливает трансформацию процесса реализации основных государственных функций, что выражается в неизбежном использовании для этого современных информационных технологий и необходимости правового регулирования данного процесса. При этом трансформации подвергается не только форма реализации функций, что наглядно демонстрирует интенсивный процесс перехода к системе электронного государства, но и методы их осуществления, среди которых распространены саморегулирование и сорегулирование, т. е. участие негосударственных структур в регулировании виртуального пространства наряду с государственными органами <7>. ——————————— <7> См., например: Нормы пользования Сетью, проект РОЦИТ «Этический кодекс интернет-торговли» и др.
——————————————————————