Государственный контроль виртуального пространства в системе функций современного Российского государства
(Федосеева Н. Н.) («Информационное право», 2009, N 3)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Н. Н. ФЕДОСЕЕВА
Федосеева Н. Н., старший преподаватель кафедры государственных и международно-правовых дисциплин Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России, юрисконсульт.
В статье анализируются соответствующие доктринальные источники, обосновывается необходимость государственного контроля виртуального пространства как самостоятельного обособленного направления деятельности Российского государства. Рассматривается структура государственного контроля и его взаимосвязь с другими функциями государства.
В современных условиях экономической нестабильности контрольная функция выступает одной из основополагающих функций Российского государства наряду с законодательной, исполнительной и судебной. Государственный контроль является непременным атрибутом каждого государства на любом этапе его исторического развития. Объективная необходимость контроля убедительно доказана историей государств всех типов и форм, при этом налицо прямая зависимость стабильности власти от действенности и эффективности государственного контроля <1>. ——————————— <1> Хомерики Г. В. Вопросы совершенствования организации государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции в РФ.: Дис. … д-ра экон. наук. М., 2001. С. 34.
Будучи тесно связанными с государством — явлением очень сложным по своей структуре, функции государства представляют собой не менее сложное явление, имеющее собственную структуру. Как и все функции государства, контрольно-надзорная функция состоит из совокупности элементов, основополагающее значение при рассмотрении которых имеет выделение в их составе субфункций — относительно самостоятельных, устойчивых, интегрированных в единое целое, предметно обусловленных направлений государственного контроля и надзора. Выделение данных направлений возможно, исходя из их объектов, широкий диапазон которых обусловлен многообразием сфер общественной жизни, наблюдение за которыми и сдерживание отклонения в них является необходимым условием социальной стабильности. Выделение субфункций и их рассмотрение позволяет избежать излишней абстрактности и неопределенности при исследовании контрольно-надзорной деятельности в целом. Так, в структуре контрольной функции можно выделить контроль в экономической сфере (формирование и исполнение государственного бюджета, кредитно-денежная система, банковская система, налогообложение, антимонопольная политика, рынок ценных бумаг и т. д.); контроль в политической сфере (основы конституционного строя, выборы и референдум, права и свободы человека, федеративное устройство, судебная система и т. д.); контроль в социальной сфере (социальное обеспечение, защита и обслуживание населения, пенсии и пособия, социальное страхование, здравоохранение, образование, культура) и т. д. В современных высокотехнологических условиях развития российского информационного общества и государства целесообразно выделять и рассматривать в качестве самостоятельной субфункции государственный контроль за виртуальным пространством, в котором возникают особые информационные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Виртуальное пространство является частью многообразной информационной сферы, и под ним необходимо понимать создаваемое при использовании компьютера и (или) функционирующей электронной компьютерной или иной технической сети пространство, в котором возникают особые информационные отношения. Необходимость государственного контроля обусловлена целым комплексом причин, важнейшими из которых автор считает следующие. Во-первых, виртуальное пространство тесно связано с реализацией конституционных информационных прав и свобод физических и юридических лиц посредством использования информационных технологий. Во-вторых, существование виртуального пространства обусловливает возможность совершения в нем различных неправомерных действий, что также требует соответствующего государственного контроля. Субфункция государственного контроля за виртуальным пространством представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую в себя цели контроля, принципы контроля, субъекты контроля, методы контроля и сам процесс контроля, в совокупности составляющие механизм реализации данного направления государственной деятельности <2>. В механизм контроля виртуального пространства как управленческой обеспечительной функции государственного механизма в качестве неотъемлемого элемента включаются также формы ее реализации — правовые и организационные. ——————————— <2> При изучении функциональной характеристики государства, на взгляд ряда современных исследователей (В. В. Дьяконов, Л. А. Морозова) и автора настоящей работы, правомерно использовать категорию «механизм реализации государственных функций».
Необходимо отметить, что контрольно-надзорную функцию нельзя рассматривать исключительно как репрессивную деятельность. Контроль должен прежде всего носить информационную нагрузку <3>, что подтверждает тесная взаимосвязь контрольной функции с другими функциями государства — экономической, политической, социальной и др. Особенно тесно субфункция контроля за виртуальным пространством связана с информационной функцией. ——————————— <3> Величко А. Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и ее элементы // Государство и право. 2008. N 1. С. 103.
Так, информационная функция государства, как и контрольная, выполнялась государством всегда, «с момента своего возникновения государство осуществляло сбор, хранение, обработку и распределение информации по различным направлениям деятельности: для принятия управленческих решений, проведения бюджетной, налоговой политики, осуществления разведывательной и контрразведывательной деятельности, охраны правопорядка и т. п. Информационная функция всегда существовала как функция государственных органов для реализации их компетенции в соответствии с местом и назначением в государственном механизме и политической системе» <4>. Распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшей задачей государства на любом этапе развития. ——————————— <4> Просвирнин Ю. Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2002. N 3. С. 29 — 35; Просвирнин Ю. Г. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном российском государстве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 41.
А. Б. Венгеров утверждает, что «одной из важных первоначальных функций города-государства (полиса) является функция информационного обслуживания общества. Необходимость учитывать потребность «больших семей» свободных земледельцев-общинников — основной социальной и производительной силы раннеземледельческого общества — в земельных угодьях, в воде, ирригационных сооружениях, необходимость учитывать вклад в общественные работы — строительство каналов, мостов, потребность создавать и учитывать общественные фонды, поступления дани, налогов, организовывать учет запасов и многое другое объективно приводили к возникновению в первых городах-государствах разветвленных информационных систем. В этих системах фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до данных о каждом члене соответствующей семьи (это было, например, в государстве инков), о выходах и невыходах на работу (у шумеров, египтян) <5> и т. д. Функцию создания и управления информационной системой берет на себя выделяющаяся из общества специальная группа «информационных работников» — жрецы, писцы, держатели «кипу» — у инков («кипу» — специальное веревочное письмо). Эта группа монополизирует знание, осуществляет контроль над общественными фондами, выполняет судебные и карательные функции, контролирует информационные потоки, служит социальной интеграции» <6>. ——————————— <5> Записи писцов, прочитанные в XX в., о невыходах работников на работу дают нам знание причин весьма своеобразного социального поведения. Так, в Древнем Египте во II тыс. до н. э., т. е. 4000 лет назад, одной из причин наряду с болезнями и укусами скорпионов были… забастовки. Если работникам на строительстве, обустройстве гробниц не выдавали вовремя заработанное (ячмень, пшеницу, пиво, материю), они не выходили на работу до тех пор, пока не получали все сполна. Существовали специальные структуры, которые рассматривали возникавшие трудовые споры. Записи писцов показывали представителям фараона, которые периодически посещали некрополи, сооружение которых было важным религиозным и социальным занятием египтян. Эти работники не были рабами, имели семьи, жилища, получали за свою работу достаточное вознаграждение, могли иметь и «приусадебные участки» для выращивания овощей и других продуктов. Словом, раннеклассовые государства имели разветвленные информационные системы, сложную социальную структуру, обеспечивали многие общесоциальные интересы. <6> Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000.
Таким образом, можно отметить, что информационная функция имеет сходные цели с контрольной — достижение эффективности управления в какой-либо сфере. Возникновение и развитие института контроля обусловлено интересом и потребностью общества в том, чтобы располагать информацией о происходящем для своевременного реагирования на те или иные отклонения от заданных (ожидаемых) параметров. Функции современного государства носят комплексный, синтезирующий характер; одна функция может быть частью или формой реализации нескольких других функций. Поэтому государственный контроль виртуального пространства можно рассматривать как субфункцию контрольно-надзорной функции либо как субфункцию информационной функции Российского государства. Государственное регулирование виртуального пространства как направление деятельности государства тесно связано с его политической функцией, что на современном этапе развития выражается в построении системы электронного государства. Также контроль в информационной сфере вообще и в виртуальном пространстве в частности тесно связан с экономической функцией Российского государства (регулирование лицензирования, сертификации, стандартизации, подтверждения соответствия, развитие единой системы информационной инфраструктуры, расширение инновационных разработок и др.). В научный оборот уверенно вошел термин «сетевая экономика», которым обозначают состояние экономики, которое возникает, когда инфраструктура, обслуживающая функционирование экономики некоторой страны или группы стран, основывается на использовании интернет-технологий, возникают сетевые формы организации, происходят изменения в рыночных институтах и др. <7>. Так, реклама, производство, закупка сырья, платежи могут осуществляться электронным способом через виртуальное пространство глобальной сети Интернет и сопряженных с ней частных сетей. «Сдерживающим фактором развития данного процесса является сложность регулирования вопросов правового, таможенного, налогового и иного характера в отношении таких сделок» <8>, а также вопросов информационной безопасности и защиты прав на интеллектуальную собственность в виртуальном пространстве. ——————————— <7> Паринов С. И. К теории сетевой экономики. Новосибирск, 2002. С. 13. <8> Попов В. М., Маршавин Р. А., Ляпунов С. И. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / Под ред. В. М. Попова. М., 2001. С. 70.
Также контроль государством виртуального пространства тесно связан с охранительной функцией Российского государства: в условиях широкого использования в органах государственного управления ИКТ повысятся государственные расходы на обеспечение сохранности информации и информационной безопасности в целом. С целью определения системы государственных функций в современной науке проводится их классификация по самым разнообразным критериям, которая также создает условия для более глубокого и разностороннего изучения государственной деятельности и выработки рекомендаций более эффективной ее реализации не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам или к отдельно взятым функциям. Одной из основных доктринальных классификаций функций государства является их классификация по принципу разделения властей на законодательные, управленческие и судебные. Вместе с тем разнообразная деятельность государства не охватывается только законодательной, исполнительной и судебной, поэтому современные исследователи все чаще выделяют также контрольно-надзорную деятельность в качестве самостоятельной ветви власти и функции государства. Контрольная функция государства, как и любое другое направление государственной деятельности, состоит из ряда самостоятельных субфункций, одной из которых можно считать субфункцию государственного контроля за виртуальным пространством. В свою очередь, субфункция государственного контроля за виртуальным пространством представляет собой сложную систему, включающую в себя цели контроля, принципы контроля, субъекты контроля, методы контроля и формы (процесс) контроля, в совокупности составляющие механизм реализации данного направления государственной деятельности в контексте других функций Российского государства. Кроме указанных значений, государственный контроль за виртуальным пространством можно также понимать и в широком смысле — как самостоятельное направление деятельности современного Российского государства. Таким образом, государственный контроль виртуального пространства можно определить как деятельность государства по обеспечению эффективного и целесообразного функционирования государства и общества в информационной сфере посредством установления соответствия фактического состояния информационных общественных отношений социальным (прежде всего юридическим) установлениям и сдерживания выявляемых отклонений. Причем важно подчеркнуть, что отмеченные положения в данный период развития в науке проработаны недостаточно и представляют ее перспективное направление. В связи с ростом преступности в сфере информации, информатизации и информационной безопасности государственный контроль виртуального пространства должен стать перспективным направлением развития российской юридической науки и правоприменительной практики как условие формирования в России гражданского информационного общества.
——————————————————————