Организационно-правовые и криминалистические вопросы обеспечения международного информационного взаимодействия по линии Интерпола
(Стронский Д. Д., Бесаев И. Ю.)
(«Общество и право», 2009, N 3)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПО ЛИНИИ ИНТЕРПОЛА
Д. Д. СТРОНСКИЙ, И. Ю. БЕСАЕВ
Стронский Данил Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России
Бесаев Илез Юсупович, адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России.
В статье разносторонне освещены организационно-правовые и криминалистические вопросы международного информационного взаимодействия по линии Интерпола.
Ключевые слова: Интерпол; информационное взаимодействие; криминалистическая регистрация; международный розыск; антитеррористическая деятельность.
The article highlights the multi-organizational-legal and forensic issues of international information exchange through Interpol.
Key words: Interpol; interaction; criminalistic registration, the international search, the anti-terrorist activities.
В соответствии с Концепцией информатизации органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России до 2012 г., утвержденной Приказом Министра внутренних дел России генералом армии Р. Г. Нургалиевым от 4 апреля 2009 г. N 280, создание организационных, правовых и технических возможностей обеспечения внутриведомственного, межведомственного, международного информационного взаимодействия отнесено к числу основных задач информатизации органов внутренних дел и внутренних войск (п. 11.4 Концепции).
Вопросы, связанные с организационно-правовыми и техническими основами международного информационного взаимодействия, в большей мере относятся к деятельности Интерпола и достаточно подробно рассматривались в работах отечественных юристов [1].
В 1923 г. формирование постоянно действующего рабочего аппарата Международной комиссии уголовной полиции началось с создания двух служб: отдела сбора информации о международных преступниках и международной службы розыска скрывшихся преступников. Информация в МКУП поступала от полицейских структур государств, входивших в комиссию, где велся учет преступников, скрывшихся из конкретных стран. Оповещение о розыске осуществлялось через журнал «Международная общественная безопасность». В 1970 г. было принято решение перевести систему уголовной регистрации на электронно-вычислительную технику. К 1992 г. была разработана единая автоматизированная поисковая информационная система Интерпола (ASF) [2. С. 26].
Как справедливо отмечал В. С. Овчинский, на протяжении нескольких лет возглавлявший российское НЦБ, Интерпол — мировой центр по выработке совместной стратегии и тактики борьбы с преступностью [3. С. 36], а ведущую роль уголовной регистрации в дельности Интерпола К. С. Родионов и Я. М. Бельсон подчеркивали следующим образом: уголовная регистрация есть наиболее эффективное средство Интерпола в международной борьбе с преступностью [4. С. 91] и «сердцем» организации является ее информационная картотека [5. С. 122].
Согласно заявлениям начальника российского бюро Интерпола генерал-майора милиции Т. А. Лахонина, объем информации в базах данных Генерального секретариата Интерпола за последние 5 лет увеличился вдвое. Сейчас в них содержатся сведения более чем на 40 тыс. разыскиваемых лиц, 10 тыс. подозреваемых в террористической деятельности, 3 млн. похищенных автомашин [6. с. 4].
Комментарии, как говорится, излишни, а используемые в регистрационной деятельности Интерпола научные положения криминалистики явно указывают на ее интернациональный характер [7. С. 192 — 196].
Как нам представляется, возможно сформулировать следующие выводы по существу заявленной проблематики:
1. Криминалистическая регистрация в системе Интерпола — это научно обоснованная особая информационная система, созданная на международном уровне для собирания, учета, накопления, обработки сведений о преступлениях, лицах, причастных к их совершению, и некоторых других объектах с целью их использования правоохранительными органами государств — членов МОУП для решения идентификационных, информационно-справочных, поисково-розыскных и других задач в рамках правоприменительной деятельности.
При этом в ряде случаев (особенно по трансграничным преступлениям) использование криминалистических, розыскных и оперативно-справочных учетов, ведущихся в системе Интерпола, как правило, способствует более быстрому и полному раскрытию и расследованию преступлений, а также их профилактике. Например, по статистическим данным, в нашей стране с помощью информации, накопленной в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска [8. С. 24].
2. В настоящий момент наблюдается централизация (в том числе и на международном уровне) всех видов учетов и преобладает устойчивая тенденция к переводу всех существующих видов учетов на базу ЭВМ, что позволит создать в дальнейшем единую информационно-справочную сеть с упрощенной системой доступа для национальных правоохранительных структур. Кстати, уже внедрены технологии, позволяющие с помощью глобальной полицейской телекоммуникационной системы I-24/7 обращаться напрямую к базам данных Интерпола не только через национальные центральные бюро, но и непосредственно из пограничных и таможенных пунктов.
3. Действующие научно-правовые основы криминалистической регистрации в системе Интерпола требуют дополнительного совершенствования, в том числе в части возможного использования учетных данных в процессе доказывания [9], а также защиты информации, содержащейся в учетах на электронных носителях. К слову, еще в советские времена в криминалистической литературе перспективы дальнейшего развития уголовной регистрации виделись «в устранении имеющихся в ее функционировании недостатков, постоянном совершенствовании ее научно-технической базы (в первую очередь средств и методов кодирования и ввода информации о признаках регистрируемых объектов) и введении новых видов учета» [10. С. 92].
4. Достоверность и полнота собранных данных зависят от добросовестности, умений и навыков сотрудников, представляющих информацию [11. С. 7 — 13], несмотря на самое совершенное научно-техническое обеспечение организации всех видов учетов, в связи с чем, мы разделяем позицию о том, что «повышение эффективности использования криминалистических учетов в деятельности правоохранительных органов невозможно без принципиально новых способов организации работы с информационными массивами. Одной из важных проблем остается своевременное пополнение банков данных актуальной и достоверной информацией» [12. С. 9].
5. В современных условиях в связи с повышенной террористической активностью особое внимание уделяется антитеррористической составляющей в деятельности МОУП [13]. В соответствии с действующей концепцией терроризм и сопутствующие ему преступления признаются Интерполом как главные угрозы правопорядку во всем мире, а террористические организации как преступные вне зависимости от целей и мотивов деятельности. В связи с этим значительным изменениям были подвергнуты толкования положений Устава МОУП о невмешательстве в дела политического, расового, религиозного и военного характера. Соответственно, возможности МОУП должны использоваться значительно шире, например, когда никто не взял на себя ответственность за совершенные террористические действия, имеется информация о том, что при подготовке, совершении, сокрытии преступления присутствовал транснациональный аспект и т. п. [14. С. 93 — 95].
Сведения о фактах терроризма и лицах, причастных к ним, поступают из национальных центральных бюро в Генеральный секретариат Интерпола, где систематизируются и регистрируются в Международной системе криминальной информации [15. С. 334 — 336].
На основе регистрационных данных ГС издает международные извещения (они же циркуляры, оповещения, уведомления, «углы»). Программа международных извещений является важным, эффективным и оправдавшим себя инструментом полицейской деятельности (в связи с чем следует отметить факт принятия в мае 2004 г. на 33-й Европейской конференции Интерпола в г. Киеве решения об использовании международных извещений «оранжевый угол», в которых должна отражаться информация о новых формах и методах проведения террористических актов, используемых взрывных устройствах и способах их камуфляжа).
Исследование заявленной проблематики позволяет отнести к числу приоритетных направлений информационного обеспечения в рамках криминалистической регистрации в системе Интерпола следующие:
активное развитие информационно-поисковых и справочно-аналитических проектов, тактически нацеленных на выявление международных организованных преступных групп, в том числе террористического характера (Россия участвует в 12 таких проектах) [16. С. 72 — 74];
применение современных автоматизированных дактилоскопических информационных систем, которые благодаря своей модульной масштабируемой архитектуре способны поддерживать базу данных любого объема с гарантированными характеристиками точности и надежности;
создание особого массива сведений в виде генетических паспортов биологических объектов на лиц, причастных к террористической деятельности (включая задержанных, арестованных, осужденных, освобожденных в результате обмена или амнистии), лиц из числа освобожденных заложников либо подвергнутых фильтрации в зоне вооруженного конфликта с целью идентификации уничтоженных в ходе специальных операций террористов и выявления преступников, замаскировавшихся под заложников, беженцев, мигрантов и т. п. [17. С. 3 — 6];
совершенствование порядка учета и проверки огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ;
пополнение баз данных по утерянным и похищенным заграничным паспортам, которыми могут пользоваться лица, причастные к террористической деятельности (на учет в МОУП уже поставлено 1,5 млн. заграничных паспортов из 40 стран) [18. 229 — 230].
Литература:
1. Бельсон Я. М. МОУП — Интерпол. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981; Родионов К. С. Интерпол: миф и действительность. М.: Международные отношения, 1982; Бельсон Я. М. Интерпол в борьбе с уголовной преступностью. М.: Наука, 1989; Родионов К. С. Интерпол вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 1990; Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб.: СПб ЮИ МВД России, 1995; Овчинский В. С. Интерпол в вопросах и ответах. М.: Инфра-М, 2000; Стронский Д. Д. Организационно-правовое становление и развитие Национального центрального бюро Интерпола в России. Краснодар: КЮИ МВД России, 2003; Самарин В. И. Международная организация уголовной полиции. СПб.: Питер, 2004; Стронский Д. Д. Криминалистическая регистрация в системе Интерпола. Краснодар: КрУ МВД России, 2008; и др.
2. Путова И. В. Банки данных и учеты лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Вып. N 2.
3. Овчинский В. С. Русский Интерпол // Международная жизнь. 1998. Вып. N 9.
4. Родионов К. С. Интерпол вчера, сегодня, завтра. М.: Международные отношения, 1990.
5. Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб.: СПб ЮИ МВД России, 1995.
6. Лахонин Т. А. Об итогах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола // Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. Вып. N 2.
7. Порубов Н. И., Порубов А. Н. Интернациональный характер криминалистики в противодействии терроризму // Проблемы криминалистического обеспечения антитеррористической деятельности и возможные пути их решения: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Краснодар: КрУ МВД России, 2007.
8. Аленин А. П. Криминалистические учеты. Омск: ОмЮИ МВД России, 1997.
9. Гусев А. В. О совершенствовании правовых основ криминалистической регистрации // Вестник криминалистики. 2006. Вып. 3 (19). С. 89; Долженко Н. И. Правовой статус информации, полученной при проверке по криминалистическим учетам // Вестник криминалистики. 2007. Вып. 2 (22). С. 72.
10. Ищенко Е. П., Девиков Е. И. Уголовная регистрация. Омск: ОВШМ МВД СССР, 1986.
11. См.: Стронский Д. Д. Проблемы эффективности профессиональной подготовки кадрового потенциала российского бюро Интерпола и его филиалов // Вестник учебного отдела Краснодарской академии МВД России. 2004. Выпуск N 8.
12. Усманов Р. А. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация // Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.
13. Стронский Д. Д., Затолокин А. А. К вопросу о кооперации усилий мирового сообщества по борьбе с международным терроризмом (организационно-правовой и уголовно-процессуальный аспекты) // Расследование преступлений: теория и практика: Информационный бюллетень ГСУ при ГУВД Краснодарского края. 2004. Вып. N 1 — 2. С. 88 — 92; Стронский Д. Д. О концептуальных положениях международного сотрудничества правоохранительных органов по противодействию терроризму // Международный терроризм: причины, формы и проблемы противодействия: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Белгород: БелЮИ МВД России, 2005. С. 226 — 231; Стронский Д. Д. Об итогах проведения специализированного семинара «Криминалистическое обеспечение раскрытия, расследования и предотвращения террористических актов, совершаемых путем взрыва» // Вестник Краснодарской академии МВД России. 2005. Выпуск N 2. С. 51 — 52.
14. Вишневецкий К. В., Карлеба В. А., Стронский Д. Д. Международное сотрудничество при расследовании уголовных дел о терроризме и экстремизме: Учебное пособие. Краснодар: КА МВД России, 2004.
15. Стронский Д. Д. К вопросу об использовании системы учетов Интерпола в рамках антитеррористической деятельности // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: Сб. материалов 4-го Всероссийского «круглого стола». Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2006.
16. Стронский Д. Д. Организационно-правовой механизм реализации российским бюро Интерпола проекта «Миллениум» // Расследование преступлений: теория и практика: Информационный бюллетень ГСУ при ГУВД Краснодарского края. 2003. Вып. N 1.
17. Кучерук С. А., Стронский Д. Д. Международный розыск и экстрадиция лиц, причастных к террористической деятельности (вопросы концепции) // Актуальные социально-правовые проблемы развития транзитивного общества: Сб. материалов 4-ой Всероссийской научной читательской конференции молодых ученых. Краснодар: КА МВД России, 2005.
18. Стронский Д. Д., Калужина М. А. Тенденции развития криминалистического обеспечения антитеррористической деятельности в системе Интерпола // Проблемы криминалистического обеспечения антитеррористической деятельности и возможные пути их решения: Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Краснодар: КрУ МВД России, 2007.
——————————————————————
Вопрос: С 1 апреля 2009 г. в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации созданы новые структурные подразделения — отделения по работе с гражданами. Каковы их задачи и кто должен определить служащим их обязанности (ГОМУ ГШ, ОМУ округа, ГУВР, военный комиссариат субъекта, сами сотрудники отделения)? В настоящее время в разных областях СибВО они неодинаковы.
(«Право в Вооруженных Силах», 2009, N 9)
Вопрос: С 1 апреля 2009 г. в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации созданы новые структурные подразделения — отделения по работе с гражданами. Каковы их задачи и кто должен определить служащим их обязанности (ГОМУ ГШ, ОМУ округа, ГУВР, военный комиссариат субъекта, сами сотрудники отделения)? В настоящее время в разных областях СибВО они неодинаковы.
Ответ: Обязанности ответственных должностных лиц отделений военных комиссариатов по работе с гражданами могут быть определены в зависимости от правового статуса лица, занимающего данные должности, т. е. в зависимости от того, подлежит ли данная должность замещению военнослужащими или лицами гражданского персонала.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как правило, для военнослужащих, находящихся на иных должностях (не предусмотренных нормативными правовыми актами), разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.
В том случае, если должность отделения по работе с гражданами подлежит комплектованию гражданским персоналом, обязанности определяются в соответствии с правилами ст. ст. 56 и 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия о трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Однако несмотря на указанные особенности определения должностных обязанностей, автору представляется, что обязанности соответствующих должностных лиц не должны противоречить Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 500 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации».
С. В.Шанхаев
Капитан юстиции,
кандидат юридических наук
——————————————————————