Некоторые особенности криминалистической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства

(Денисов П. В.) («Российский следователь», 2007, N 24)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

П. В. ДЕНИСОВ

Денисов П. В. (г. Москва).

В научной литературе, посвященной проблемам криминалистической регистрации, достаточно подробно рассматриваются вопросы взаимодействия России в данной области со странами СНГ и с Интерполом, однако незаслуженно мало внимания уделяется особенностям криминалистических учетов, ведущихся в отношении граждан и лиц без гражданства, приезжающих в Россию и пребывающих на территории Российской Федерации. И это при том, что, как справедливо отмечает Р. Е. Демина, вследствие избыточной «прозрачности» границ России, недостаточно строгого регистрационного контроля за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянного притока беженцев и вынужденных переселенцев в Россию, а также в связи с увеличением иностранных инвестиций в последнее время наблюдается значительный рост числа правонарушений уголовного и административного характера, совершаемых иностранцами и апатридами, а также в отношении указанных лиц <1>. ——————————— <1> См.: Демина Р. Е. Проблемы криминалистической регистрации и ее использования в расследовании преступлений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 18.

Согласно действующему Наставлению по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному соответствующими Приказами N 752 (2000 г.) и N 676 (2002 г.) МВД России, в Главном информационном центре МВД России на федеральный учет ставятся, кроме граждан Российской Федерации, осужденных в иностранном государстве и переданных России для отбывания наказания, также осужденные в России иностранные граждане и лица без гражданства (ЛБГ) независимо от состава совершенного ими преступления и вида назначенного наказания. К категории лиц, охватываемых криминалистической регистрацией, относятся также иностранные граждане и ЛБГ, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации. Наряду с гражданами Российской Федерации в ГИЦ МВД России также ставятся на учет федерального уровня иностранные граждане и лица без гражданства, неспособные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно. Учетные документы на иностранных граждан и ЛБГ составляются на местах отделами паспортно-визовой службы (ПВС) в случаях совершения ими административных правонарушений. Из ПВС соответствующие учетные документы поступают в информационные центры УВД краев и областей Российской Федерации. Затем, после заполнения учетной алфавитной карточки, документы направляются вместе с дактилоскопической картой на иностранного гражданина или ЛБГ в ГИЦ МВД России для постановки на федеральный учет. Самостоятельное правовое обеспечение порядка постановки иностранных граждан и ЛБГ, совершающих уголовные и административные правонарушения, на уровне УПК и КоАП Российской Федерации отсутствует. Отдельные упоминания о возможностях криминалистической регистрации в Федеральных законах «О милиции» (1991), «Об оперативно-розыскной деятельности» (1992), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (1998) носят отсылочный характер и напрямую не затрагивают иностранных граждан и ЛБГ. Правовое обеспечение постановки указанных лиц на учет осуществляется только в соответствии с нормами подзаконных актов, поименованных выше Приказов N 752 и N 676 МВД России. Несколько лучше обстоит дело с автоматизацией криминалистических учетов по иностранным гражданам и ЛБГ. В настоящее время функционирует автоматизированная информационная система (АИС) «Криминал — И». Она разделена на две подсистемы, сосредоточивающие информационные данные по административным правонарушениям («Адмпрактика») и уголовным преступлениям («Преступление»), совершенным иностранными гражданами и ЛБГ, а также в отношении указанных лиц. Думается, что повышению эффективности функционирования криминалистической регистрации в области ведения учетов иностранных граждан и ЛБГ, совершающих преступления и административные правонарушения, а также учетов нарушений административного и уголовно-правового характера в отношении указанных лиц могло бы способствовать изучение положительного опыта, наработанного в данной области в ряде зарубежных государств. При этом вряд ли можно согласиться с мнением отдельных ученых о том, что криминалистические учеты в Российской Федерации и зарубежных странах, их виды, формы и способы ведения не имеют существенных различий <2>. Различия (и немаловажные) наблюдаются прежде всего в том, что в большинстве зарубежных государств существует тесная связь между статистическими и криминалистическими учетами. Подобный подход представляется верным. ——————————— <2> См.: Опыт правоохранительной деятельности в зарубежных странах: Сборник материалов. М.: ГИЦ МВД России, 1994. С. 52.

Так, единая форма учетного документа в США предполагает, что полицейский передает свои сведения в центральный телефонный узел, при этом производится их запись. Далее сведения кодируются в установленном порядке и включаются в базу как для статистического анализа, так и для криминалистических учетов. Таким образом, сведения фильтруются и за короткий промежуток времени попадают в соответствующую картотеку. Не меньший интерес, на наш взгляд, представляет опыт Швеции, где каждому гражданину Швеции присваивается личный номер, который используется во всех учетных органах, поддерживающих связь с Центральным управлением компьютерного учета, информационной сетью которого активно пользуется полиция Швеции. В связи с этим иностранные граждане и ЛБГ легко могут быть выделены как самостоятельные субъекты учета <3>. ——————————— <3> Действующая в России система учета граждан с присвоением индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) не является полной аналогией шведского варианта учета именно с точки зрения обеспечения потребностей криминалистической практики.

Деятельность по выдворению (депортации) иностранных граждан и ЛБГ, а также выдаче для суда в России российских граждан, совершивших преступления на территории Российской Федерации и проживающих в иностранных государствах, является объектом внимания Интерпола — международной организации уголовной полиции, расширяющей возможности отдельного государства по использованию криминалистически значимой информации в процессе борьбы с уголовной преступностью как в стране, так и в масштабах всего мирового сообщества. Интерпол располагает учетной документацией о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом, а также о лицах, совершивших преступления и скрывшихся за границей. При раскрытии и расследовании преступлений представители разных государств могут пользоваться соответствующими картотеками Интерпола. В России для взаимодействия с международной организацией создано Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола, которое осуществляет свою работу в соответствии с требованиями Инструкции о порядке исполнения и направления органами внутренних дел Российской Федерации запросов и поручений по линии Интерпола, утвержденной Приказом МВД России от 11 января 1994 г. N 10. Очевидно, что деятельность Интерпола, а в Европе созданного в 1992 г. Европола, исходя из круга решаемых данными организациями задач, напрямую связана в том числе и с урегулированием вопросов по криминалистической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление (преступления) на своей родине, а затем покинувших ее и проживающих в другой стране. Однако следует признать, что в ряде случаев пассивность Интерпола или отказ выполнять поручения НЦБ Интерпола России о выдаче бывших российских граждан, ныне ставших иностранными гражданами, совершивших экономические преступления на территории России, абсолютно не согласуется с миссией международной организации уголовной полиции. Значительно меньше трудностей возникает у России по вопросам расследования преступлений, совершенных иностранными (бывшими российскими) гражданами, во взаимоотношениях со странами — членами Содружества Независимых Государств (СНГ). Созданный в 1992 г. на Московском совещании представителей МВД стран СНГ Межгосударственный информационный банк (МИБ) пополняется информацией, предоставляемой правоохранительными органами стран СНГ, подобно тому, как организовано их взаимодействие с Интерполом. Очевидно, что криминалистические регистрационные массивы МИБ помимо прочего содействуют сотрудничеству стран СНГ в борьбе с преступниками-гастролерами, которых по правовому статусу в ряде случаев можно отнести к иностранным гражданам и лицам без гражданства. В заключение отметим, что вопросы взаимодействия России с международными организациями по борьбе с преступностью, профилактике преступлений и административных правонарушений, совершаемых иностранными гражданами и ЛБГ, а также в отношении указанных лиц, требуют постоянного самого пристального внимания. Следовательно, проблема повышения профессионализма сотрудников ОВД, других отечественных правоохранительных и правоприменяющих органов в сфере криминалистической регистрации, в том числе по вопросам формирования, ведения и использования криминалистических учетов в борьбе с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами и лицами без гражданства, сегодня, как никогда ранее, нуждается в разрешении на основе новых, адекватных современному уровню развития мирового сообщества подходов.

——————————————————————