Административно-информационное обеспечение государственной гражданской службы

(Костенников М. В., Кулешов Г. Н.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 11)

АДМИНИСТРАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

М. В. КОСТЕННИКОВ, Г. Н. КУЛЕШОВ

Костенников Михаил Валерьевич, доктор юридических наук, профессор Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Кулешов Георгий Николаевич, преподаватель Социально-правового института экономической безопасности.

В статье рассматриваются правовые и организационные проблемы информационного обеспечения государственной службы, а также профессиональной деятельности государственного служащего, кроме того, в статье рассматриваются проблемы закрепления прав и обязанностей государственного служащего.

Ключевые слова: государственная служба, служащий, обеспечение, информация, персональные данные, статус, права, обязанности, защита информации, субъект права.

Administrative Information Support of State Civil Service M. V. Kostennikov, G. N. Kuleshov

The article is devoted to legal and organizational problems of information support of civil service as well as professional activity of a civil servant. Moreover, the article also considers the problems of reinforcement of rights and responsibilities of a civil servant.

Key words: civil service, officer, support, information, private information, status, rights, responsibilities, information protection, holder of a right.

Значение информации в современном обществе трудно переоценить. В настоящее время информатизация общества проходит достаточно стремительно, а в сфере публичного управления заметно увеличивается поток самой разнообразной информации, совершенствуются средства и способы ее передачи, обработки и хранения. Процессы информатизации, которые протекают в государстве и обществе, самым непосредственным образом затрагивают и сферу государственной гражданской службы и, таким образом, касаются исполнительно-распорядительной деятельности государственных гражданских служащих. Законодательство об информационном обеспечении государственной службы, а также в целом сферы публичного управления идет в правильном направлении. Как отмечает Н. Н. Лебедева, «…доступная в электронном виде информация может способствовать развитию открытого информационного взаимодействия между государством и общественностью, обеспечению открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти» <1>. ——————————— <1> См.: Лебедева Н. Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. С. 76.

В силу развития процессов информатизации публичного управления государственные гражданские служащие вовлечены в целую систему информационных правоотношений, поэтому представить себе их контрольно-надзорную, разрешительную, а также юрисдикционную деятельность без получения и использования соответствующей информации практически невозможно. С учетом этого в современный период представляется необходимой разработка новой модели административно-правового регулирования информационных правоотношений в системе государственной гражданской службы, которая учитывала бы принципиально новые проблемы глобальной информатизации современного общества. Государственная гражданская служба испытывает на себе неоднозначное информационное воздействие, последствия которого далеко не всегда благоприятно сказываются на эффективности службы, а порой и на профессиональном и социальном имидже государственных гражданских служащих. В настоящее время информационное обеспечение государственной гражданской службы нуждается в совершенствовании, особенно это касается вопросов информационного обмена как в системе государственной службы в целом, так и в системе государственной гражданской службы в частности. Кроме того, нуждается в совершенствовании административно-правовой механизм информационного обмена между различными видами государственной службы, а также между государственной гражданской службой и муниципальной службой. Приходится констатировать, что государственная гражданская служба, несмотря на кардинальные изменения, которые произошли в ее нормативной правовой основе за последние годы, не стала более открытой для институтов гражданского общества и общественного контроля. Профессиональная деятельность государственных гражданских служащих подавляющего числа министерств и ведомств по-прежнему окутана ореолом таинственности и секретности. В силу недостаточности информации о профессиональной деятельности государственных гражданских служащих не всегда понятна логика принимаемых решений, а также цель проводимых социальных и административных реформ. Подобное положение самым негативным образом влияет на уровень законности и правопорядка в системе государственной гражданской службы, способствует проявлению коррупции. Недостатки в информационном обеспечении профессиональной деятельности государственных гражданских служащих делают их работу малоэффективной. В этой связи информационное взаимодействие государственных гражданских служащих с гражданами и хозяйствующими субъектами должно быть поставлено на принципиально новый уровень, который будет соответствовать развитию процессов информатизации. В настоящее время назрела объективная необходимость пересмотра многих устоявшихся положений относительно информационного обеспечения и информационной открытости государственной гражданской службы, а также внедрения в систему государственно-служебных отношений современных информационных технологий и методов работы с информацией. Новые информационные технологии позволили бы оптимизировать служебную деятельность государственных служащих, а также минимизировать их неоправданные временные затраты на получение, обработку и использование полученной служебной и иной социально значимой информации. Совершенствование информационного обеспечения государственной гражданской службы позволило бы гражданам, институтам гражданского общества, а также самим служащим иметь больше возможностей для получения информации о государственной гражданской службе, которая реализуется в различных министерствах и ведомствах. Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере. Государственная служба — достаточно сложный, комплексный правовой институт, который выполняет самые важные государственные задачи и функции. В системе государственной службы функционирует информация различного характера. Информация, которая функционирует в системе государственной службы, необходима государственным служащим для выполнения должностных полномочий. Более того, информация является предметом труда государственного служащего. Как отмечал в свое время А. П. Коренев, «…отличие государственной службы от других видов трудовой деятельности — от производства материальных благ, предпринимательства, создания духовных ценностей, ведения домашнего хозяйства и других — состоит в том, что предметом труда служащего является информация. Непосредственно материальных ценностей государственные служащие не создают, но обеспечивают надлежащие условия для их производства» <2>. ——————————— <2> См.: Коренев А. П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000. С. 124.

Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления — информация (в том числе документированная), созданная в пределах полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления — муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности. Несмотря на то что информационные технологии играют важную роль в управленческой деятельности, отдельные государственные служащие относятся к их использованию и освоению с определенным пренебрежением. Так, Е. С. Устинович и Е. А. Барбашин отмечают, что «проблемы информационного развития государственных органов власти в Российской Федерации лежат также в плоскости, связанной с неготовностью к инновационным методам работы части персонала государственной службы. Отсутствие жестких требований, связанных с обязанностью овладевать в необходимой степени информационными технологиями, значительная часть государственных служащих сегодня игнорирует в этой части, а порой искусственно сдерживает использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Можно вполне справедливо утверждать, что современные государственные служащие становятся фактором, объективно сдерживающим инновационное развитие государственной сферы» <3>. ——————————— <3> См.: Устинович Е. С., Барбашин Е. А. Информационная компетентность государственных служащих как факт оптимизации административных процессов // Информационное право. 2008. N 2. С. 3.

В этой связи не случайно Президент России на заседании Президиума Государственного Совета по развитию информационного общества в Российской Федерации заявил, что в России не должно оставаться чиновников, не владеющих компьютером. В связи с этим особого внимания заслуживает Закон Франции от 24 ноября 2009 г. «О профессиональной ориентации и подготовке в течение всей жизни» <4>. ——————————— <4> Хабриева Т. Я. Право и модернизация экономики // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. N 1. С. 6.

В целях обеспечения необходимого уровня квалификации государственных служащих по использованию информационных технологий создается система подготовки (переподготовки) кадров, на основе которой осуществляются: — определение требований к квалификации и навыкам использования информационных технологий для различных категорий государственных служащих; — внедрение унифицированных процедур оценки квалификации сотрудников; — развитие инфраструктуры региональных центров по подготовке и повышению квалификации государственных служащих на базе высших учебных заведений; — разработка и финансирование программ обучения для различных категорий государственных служащих, а также необходимых методических материалов; — профессиональное обучение и сертификация персонала, ответственного за разработку и внедрение государственных информационных систем и ресурсов; — улучшение материально-технического обеспечения государственной службы, включая оснащение рабочих мест государственных служащих современной вычислительной техникой, создание в федеральных органах государственной власти учебных компьютерных классов, внедрение технологий дистанционного обучения; — информирование государственных служащих о передовом опыте и инновациях в сфере информационных технологий; — создание системы мотивации, поощрения и регламентации процессов использования государственными служащими информационных технологий. Основными требованиями при обеспечении доступа к информации о деятельности органов власти и управления, а также их служащих являются: — достоверность предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; — соблюдение сроков и порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; — изъятие из предоставляемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сведений, относящихся к информации ограниченного доступа; — создание государственными органами, органами местного самоуправления в пределах полномочий организационно-технических и других условий, необходимых для реализации права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также создание государственных и муниципальных информационных систем для обслуживания пользователей информации; — учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов. Информация о деятельности органов власти и управления, а также их служащих, размещаемая указанными органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит: — общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе: — наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления; — сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции; — перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств; — перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций; — сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них); — перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций; — сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии); — информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: — нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ; — тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований; — информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; — административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг; — установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; — порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов; — информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров РФ, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления; — информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ; — информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях; — тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления; — статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: — статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления; — сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; — сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ; — информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: — порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу; — сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; — квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; — условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы; — номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления; — перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях; — информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе: — порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; — фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которого отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера. Таковы общие аспекты информационного обеспечения исполнительно-распорядительной деятельности государственных гражданских служащих.

Библиографический список

1. Закупень. Информационное обеспечение деятельности аппарата Правительства РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1996. 2. Кубасова И. А. Информационное обеспечение государственного управления. Правовое регулирование и организационное моделирование в регионе: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1994. 3. Коренев А. П. Административное право России. Ч. 1. М., 2000. 4. Лебедева Н. Н. Доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. N 5. 5. Сазонов Б. И. Информационная система министерств: содержание и правовое регулирование // Советское государство и право. 1976. N 3. 6. Устинович Е. С., Барбашин Е. А. Информационная компетентность государственных служащих как факт оптимизации административных процессов // Информационное право. 2008. N 2. С. 3. 7. Хабриева Т. Я. Право и модернизация экономики // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. N 1.

——————————————————————