Форма и содержание электронного учебника
(Мельниченко Р. Г.)
(«Информационное право», 2009, N 4)
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
Р. Г. МЕЛЬНИЧЕНКО
Мельниченко Р. Г., заведующий кафедрой гражданского права и процесса Волгоградского института бизнеса, кандидат юридических наук, доцент.
В статье предпринята попытка проанализировать содержание понятия «электронный учебник», основываясь на опыте, полученном в ходе создания электронного учебника «Адвокатура России и зарубежных стран».
Бурное развитие компьютерных технологий, в том числе в образовательном процессе, позволяет ставить вопрос о том, по какому пути пойдет сейчас развитие электронных средств передачи информации в ходе учебного процесса и как быстро российская система среднего и высшего образования воспримет эти новации.
Учебник на сегодня является основным инструментом передачи информации в процессе получения высшего образования. Однако на сегодняшний день отсутствует единое понимание такого явления, как электронный учебник. Отсутствуют критерии и требования, которым он должен отвечать. На рынке электронной юридической литературы в подавляющем большинстве случаев под электронным учебником понимают электронную копию учебника, выпущенного на бумажном носителе. Достоинствами электронной копии учебника являются дешевизна его воспроизводства (отсутствие типографских расходов), удобство распространения (посредством сети Интернет) и удобство поиска определенных терминов, используемых в электронной копии (через функцию «поиск», которая существует во всех текстовых редакторах, кроме случаев, когда текст учебника размещен в виде изображения).
Мы считаем, что подобный электронный продукт никак нельзя считать электронным учебником. Во-первых, сегодня подобного рода электронные копии учебников не могут конкурировать с их бумажными оригиналами. Дело в том, что качество экранного изображения пока намного хуже изображения на бумаге. Во-вторых, электронная копия учебника не использует тех возможностей, которые предоставляют электронные средства хранения и передачи информации. По сути, электронную копию учебника можно сравнить с наскальным рисунком, перерисованным в книгу.
Обобщая результаты работы авторов электронных учебников, а также основываясь на личном опыте, попытаемся обозначить содержание электронного учебника.
На подавляющее число авторов при определении ими формы и содержания их электронных учебников оказала влияние техника создания сайтов в сети Интернет. Сейчас большинство электронных учебников напоминают сайты с их специфической логикой построения. На сегодняшний день этот путь представляется наиболее успешным. Во-первых, потенциальному пользователю будет легче ориентироваться в электронном учебнике. Во-вторых, программистам — создателям электронной «начинки» учебника легче выполнить уже знакомую им работу. В-третьих, при создании учебника можно пользоваться правилами, установленными создателями сайта, позволяющими сделать работу с электронным учебником более удобной, например правило трех кликов.
Из всех известных видов сайтов электронный учебник больше всего напоминает сайт-буклет. Такие сайты-буклеты обычно включают в себя пять-десять страниц. Чаще всего по структуре они повторяют презентационный буклет какой-либо фирмы и поэтому получили такое название. Сайт-буклет состоит из нескольких разделов. Из подобных же разделов, как правило, состоит и электронный учебник. Вот перечень необходимых, с нашей точки зрения, частей электронного учебника: главная, текст, глоссарий, персоналии, источники, авторы. В качестве дополнительного раздела целесообразно разместить озвученные мультимедийные лекции.
Перед началом анализа каждого раздела необходимо отметить следующее: понятия «электронный учебник» и «электронный обучающий курс» не должны смешиваться. Не затрагивая вопросы электронных обучающих курсов, это тема отдельного разговора, отнесем к их содержанию такие разделы, как тесты, кроссворды, обучающие игры и т. п.
«Главная» является электронной визитной карточкой (обложкой) учебника. На ней размещаются наименование учебника, его содержание, указание на автора и издательство.
«Текст» является самой содержательной и большой по объему информации частью электронного учебника. В этой части находится непосредственно текст учебника. Создается оглавление текста, позволяющее быстро переходить от одной главы или параграфа учебника к другой.
Особенностью электронного учебника в отличие от электронной копии и бумажного варианта является наличие дополнительных возможностей. К этим возможностям относятся:
— расширенные возможности по размещению иллюстраций. Причем эти иллюстрации не будут мешать ознакомлению с основным текстом. На экране видны только небольшие «иконки», и только после наведения на них мышью они раскрываются в большие изображения;
— по приведенному выше принципу, не мешая основному тексту, можно разместить афоризмы, исторические анекдоты, справки и т. п.;
— моментальный переход по любой сноске;
— возможность параллельного обращения к другим разделам учебника, например к глоссарию;
— возможность установки электронных закладок.
«Глоссарий» — следующий раздел электронного учебника, который содержит в себе список терминов и раскрывает их содержание. Термины могут находиться в алфавитном порядке. Глоссарий содержит удобную поисковую систему по всей базе терминов. Каждый термин содержит в себе ссылку на основной текст учебника, где этот термин используется. По желанию пользователь может сразу же перейти к этой части текста электронного учебника.
«Персоналии». Этот раздел может содержать как сведения об исторических личностях, относящихся к теме учебника, так и сведения о современных авторах, специалистах по охватываемым учебником темам. О каждой персоне размещаются не только библиографические сведения, но и сведения о вкладе в науку, фотография (изображение) и перечень основных публикаций.
«Источники». В этом разделе необходимо разместить не только традиционный список источников, но и, например, обложки учебников, изображения и электронные адреса сайтов, где расположена полезная информация по теме учебника, и т. п.
«Авторы». Скудная информация об авторах, размещенная в бумажных учебниках, может быть существенно расширена в его электронном наследнике. Помимо фотографии автора и сведений о его деятельности в учебнике можно разместить тексты его основных работ. Учебник уже не будет выглядеть таким «бездушным», как его бумажный собрат.
Особенностью электронного учебника является тесное взаимодействие всех его разделов. В учебнике предусмотрен моментальный переход по ссылке от одного раздела к другому. Например, знакомясь с основным текстом, читатель заинтересовался значением содержащегося в нем термина. Кликнув мышью на этот термин, читатель перейдет к разделу «Глоссарий». Ознакомившись с содержанием заинтересовавшего его термина, он обнаружит, что у этого термина есть автор. Кликнув на фамилию автора, он перейдет в раздел «Персоналии», затем «Источники» и т. д.
Необходимо помнить, что электронный учебник — это результат труда как минимум трех различных специалистов: автора текста, дизайнера, программиста.
Создавая электронный учебник, необходимо помнить, что он делается в первую очередь для пользователя, для того, чтобы ему было удобно, комфортно и интересно. Поэтому информация на нем должна быть представлена с учетом некоторых параметров.
Психоэмоциональный фактор — затрагивает цветовую палитру и соотношение цветов, работу с линиями и углами, правильное построение информации. Электронный учебник должен быть выдержан в едином дизайнерском стиле.
«Юзабилити» — это качественный признак, определяющий, насколько электронный учебник легок в использовании. Здесь, например, срабатывает уже упомянутый нами закон трех кликов: потенциальный пользователь должен переместиться из любой точки электронного учебника на необходимый раздел, совершив при этом не более трех кликов. Также следует обратить внимание на формат картинок: они не должны быть слишком большими, так как это отвлекает от основного текста, но должны быть раскрываемыми, т. е. должна быть предусмотрена возможность ознакомиться с ними в более широком формате.
Подводя итог краткому изложению нашего представления о форме и содержании электронного учебника, хотелось бы отметить следующее: созрела необходимость, пока хотя бы на доктринальном уровне, сформулировать единые стандарты электронных учебников, создаваемых на территории России.
——————————————————————