Лови момент пересечения границы

(Ковалева Н.)

(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 43)

ЛОВИ МОМЕНТ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ

Н. КОВАЛЕВА

Наталья Ковалева, начальник юридического отдела группы компаний «Кохлома», кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Костромского государственного технологического университета.

Товарооборот между Россией и Республикой Беларусь только увеличился с введением единой таможенной территории. Однако неясность пункта 2.4 Положения Центрального банка от 01.06.2004 N 258-П позволяет штрафовать российских экспортеров, продающих товары в Республику Беларусь на основании п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Возникает вопрос о правомерности такого привлечения к административной ответственности.

Напомним, что в соответствии с п. 2.4 утвержденного ЦБ РФ Положения о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П (далее — Положение) экспортер или импортер обязан представить в банк определенные документы в срок, не превышающий:

«- 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товара с таможенной территории РФ или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

— 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ».

Несомненно, введением данной нормы законодатель преследовал цель отследить момент ввоза и вывоза товаров с таможенной территории РФ, что подтверждается пунктом 2.1 Положения, где резидент в установленном порядке «представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной территории РФ…».

Очевидно, что с моментом ввоза и вывоза товаров связывались определенные правовые последствия для хозяйствующих субъектов — обязанность представить в банк документы в строго отведенный для этого срок.

Наиболее сложными и противоречивыми представляются ситуации именно с ввозом и вывозом товаров, так как в этих случаях в отличие от оказания услуг и передачи результатов интеллектуальной деятельности происходит фактическое пересечение таможенной границы РФ.

Рассмотрим ситуацию, когда резидент вывозит товары с территории РФ в Республику Беларусь и пытается соблюдать вышеобозначенные правила п. 2.4 Положения в части соблюдения сроков представления документов.

Неизбежные вопросы

Однако как определить дату пересечения товаром таможенной границы РФ, тем самым установив момент, с которого у резидента возникает обязанность представить документы в банк?

Какими документами будет подтверждаться фактическое пересечение таможенной границы РФ?

Какие документы необходимо представить в банк при осуществлении продажи товаров в Республику Беларусь?

Для ответа на первый вопрос необходимо выяснить законодательное понятие «вывоза товара с таможенной территории РФ».

Пункт 2 ст. 1 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) определил, что используемые в Законе «институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства РФ, других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в котором они используются в этих отраслях законодательства РФ…».

Обратившись к ст. 11 ТК РФ, видим, что «вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ — подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы…».

Фактическое пересечение товаром таможенной границы РФ подтверждается по общему правилу таможенными органами, которые проставляют в грузовой таможенной декларации соответствующие отметки.

В связи с отменой таможенного контроля на границе РФ с Республикой Беларусь в соответствии с Указом Президента РФ «Об отмене таможенного контроля на границе РФ с Республикой Беларусь» от 25.05.95 N 525 оформление грузовой таможенной декларации при перемещении товаров между этими государствами не производится. Следовательно, установить конкретную дату пересечения товаром таможенной границы РФ невозможно, как и определить момент, с которого у импортера возникает обязанность по представлению в банк соответствующих документов.

Об этом свидетельствует один из официальных ответов таможенных органов на запрос участника ВЭД с Республикой Беларусь: «Смоленская таможня в связи с отменой таможенного оформления и таможенного контроля на российско-белорусской границе с 15 июля 1995 года не имеет пунктов пропуска и подтверждения фактического вывоза товаров за пределы Российской Федерации не осуществляет».

Таким образом, ТК РФ дается четкое и однозначное понятие «вывоза товаров с таможенной территории РФ», с которым Положение связывает совершенно определенные правовые последствия, а именно обязанность резидента представить в банк документы не позднее «15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ…».

Ответ на вопрос о документах, которые могли бы подтвердить фактическое пересечение таможенной границы РФ, а также о каком-либо ином механизме получения официального подтверждения таможенных органов о вывозе товаров с таможенной территории РФ отчасти содержится в Приказе от 21.07.2003 N 806 «Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ (на таможенную территорию РФ)».

В соответствии с п. 27 данной Инструкции «по решению ГТК России допускается подтверждение фактического вывоза товаров на основании комплексной оценки представленных заявителем иных документов (документов, свидетельствующих о поступлении от иностранного лица — покупателя товаров валютной выручки за счет заявителя, а также транспортных либо товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов зарубежных стран), позволяющих однозначно установить факт вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ».

Раздел III вышеуказанной Инструкции посвящен порядку подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, вывозимых через границу с государством — участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен. Представленные в данном разделе положения указывают на многоступенчатый, значительно растянутый во времени механизм реализации получения сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ.

Сложность получения у таможенных органов в соответствии с данной Инструкцией необходимых сведений также подтверждается Определением ВАС РФ от 07.02.2005 N 16309/04 «О прекращении производства по делу», где заявитель ссылается на отсутствие в вышеуказанном разделе Инструкции «правовой нормы, обязывающей таможенные органы осуществлять оформление отметки о фактическом вывозе товара с таможенной территории РФ не только на грузовой таможенной декларации, но и на транспортных и товаросопроводительных документах».

Необходимые документы

Так какие же документы требует банк с резидентов-импортеров в Республику Беларусь? Выработалась некоторая практика, что по такого рода операциям резиденты представляют в банк товарные накладные. Следует отметить, что товарная накладная не подтверждает факт вывоза товара за пределы таможенной территории РФ и тем более не подтверждает фактическое пересечение товаром таможенной границы. Значит, указанная в ней дата не может быть моментом, с которым закон связывает выполнение каких-либо обязанностей.

Немногочисленная судебная практика противоречива. К примеру, ФАС Поволжского округа по делу N А65-22518/2005-СА2-38 от 01.02.2006 поддерживает позицию об отсутствии состава административного правонарушения в связи с невозможностью «установить конкретную дату пересечения товаром таможенной границы РФ», где также указывает на единую таможенную территорию РФ и Республики Беларусь. В решении же Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-3722/2006-7 от 25.09.2006 не принимаются доводы о невозможности установить конкретную дату пересечения товаром таможенной границы РФ и отмечается, что «отмена таможенного контроля на границе РФ с Республикой Беларусь не освобождает общество от соблюдения требования законодательства РФ, установленного в целях валютного регулирования и валютного контроля. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П в качестве подтверждающего документа могут быть использованы любые документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории РФ».

Обозначив данную проблему, проведя анализ нормативной базы относительно рассматриваемой ситуации, можно говорить об определенной неурегулированности такого рода отношений. С одной стороны, на субъекта возлагается определенная обязанность, с другой — невозможно определить момент, с которого она возникает. При этом у субъекта нет фактической возможности каким-либо образом самостоятельно определить момент возникновения данной обязанности и, соответственно, исполнить ее в установленный срок.

Ссылка на п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона, где определено лишь общее правило, согласно которому «резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона», не может рассматриваться как основание для привлечения к административной ответственности.

В данном случае уместно заметить, что в соответствии с п. 6 ст. 4 Закона «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов».

Резюмируя вышеизложенное, считаем, что в рассматриваемой ситуации речь должна идти об отсутствии состава административного правонарушения.

Обозначенные моменты с большей долей вероятности указывают на то, что привлечение в данном случае резидента к административной ответственности по п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в связи с несоблюдением п. 2.4 Положения не соответствует нормам действующего законодательства РФ, однако решающее слово, скорее всего, будет сказано судебной практикой.

——————————————————————