Идея замечательная, но нуждается в доработке
(Шахрай С. М.) («Спорт: экономика, право, управление», 2013, N 1)
ИДЕЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ, НО НУЖДАЕТСЯ В ДОРАБОТКЕ <*>
С. М. ШАХРАЙ
——————————— <*> Shakhraj S. M. The idea is excellent, but needs improvement.
Шахрай Сергей Михайлович, руководитель Аппарата Счетной палаты Российской Федерации, член Президиума Ассоциации юристов России, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике Российской Федерации, председатель Юридического комитета Олимпийского комитета России, председатель Наблюдательного совета Национальной федерации бадминтона России (НФБР), автор Конституции Российской Федерации 1993 г., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
Хотел бы высказать ряд соображений в отношении подготовленного комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» (далее — законопроект). Необходимость такого закона назревала давно, и он особо актуален в преддверии Олимпийских зимних игр 2014 г. и домашнего чемпионата мира по футболу 2018 г., чтобы наконец справиться с насилием на отечественных аренах, а также навести порядок на трибунах. Вместе с тем полагаю возможным высказать следующие замечания. В законопроекте предусматривается, в частности, что гражданам, привлеченным к административной ответственности за нарушение правил поведения на официальных спортивных соревнованиях, может быть запрещено посещать места их проведения. В таком случае названные граждане включаются в соответствующий список лиц. Однако в законопроекте не раскрывается, что непосредственно представляет собой этот список, порядок его формирования, ведения, а также круг лиц или органов, ответственных за его применение. Обращает на себя внимание положение, предусматривающее, что входной билет на официальные спортивные соревнования действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Вместе с тем ни Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», ни законопроект не содержат требований о необходимости указания на входном билете фамилии, имени и отчества владельца. Кроме того, согласно образцу билета для посещения спортивно-массовых мероприятий, являющемуся приложением к Приказу Минфина России от 25 февраля 2000 г. N 20н «Об утверждении бланков строгой отчетности», данные о фамилии, имени и отчестве владельца в билете не приводятся. Помимо этого, подобное нововведение может негативно сказаться на посещаемости зрителями спортивных мероприятий, что подрывает саму сущность их проведения. В отношении осуществляемого работниками органов внутренних дел совместно с контролерами (распорядителями) личного досмотра зрителей и проверки документов, удостоверяющих личность, следует заметить, что такие положения представляются излишними, поскольку соответствующие полномочия уже есть у сотрудников правоохранительных органов, и наделение контролеров такими же полномочиями выглядит несуразно. Многие положения законопроекта весьма спорны, а, скажем, запрет являться на стадион — просто непонятен. Представляется, что законопроект требует углубленной доработки, его необходимо обсудить с широким спортивным сообществом, Всероссийским объединением болельщиков, которые не всегда являются «фанатами». Вместе с тем сама идея закона заслуживает самой активной поддержки.
——————————————————————