Выставочная деятельность

(Акилова Е. В.) («Налоги» (газета), 2006, N 47)

ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Е. В. АКИЛОВА

Акилова Е. В., консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит».

В последнее время в развитии выставочной деятельности произошли значительные перемены: растет количество региональных, национальных и международных выставок, которые представляют интересы практически любой отрасли или сферы бизнеса. Выставочная деятельность используется как один из каналов продвижения товара на рынке, следовательно, по своей сути также является рекламной деятельностью. Участие в выставках для российских организаций представляет собой продвижение своих товаров и услуг на рынках сбыта, в чем организации не раз убеждались. А участие в признанных международных выставках свидетельствует в пользу качества продукции, тем самым повышается статус организации, представляющей данную продукцию. По сравнению с другими видами рекламы выставочная деятельность имеет ряд преимуществ. Стенды более наглядно позволяют показать ассортимент, позволяют потенциальным покупателям рассмотреть продукцию вблизи и получить более подробную информацию от представителя организации, представляющего продукцию. Таким образом, большую роль в правильном формировании мнения о фирме, ее товарах (работах, услугах) играет выставочная деятельность. На первый взгляд в подготовке к выставке нет ничего сложного, но это ошибочное мнение. Это довольно-таки сложный подготовительный процесс, который включает в себя сбор необходимой информации, подготовку необходимого оборудования и прочее. Поэтому коснемся моментов, с которыми придется столкнуться организации в процессе подготовки к выставке. Процесс подготовки к выставке можно разбить на несколько этапов: 1) составляется план деятельности до выставки и на период проведения выставки; 2) назначаются ответственные лица; 3) учитываются все возможные расходы, связанные с проведением выставки; 4) после окончания выставки делаются выводы для дальнейшего использования в будущем. За определенный фиксированный срок, не позднее чем за месяц до начала выставки, заполняется и посылается в адрес оргкомитета заявка на участие в выставке. В заявке указываются все реквизиты организации (страна, адрес (телефон), номер расчетного счета). Суть заявки заключается в предварительной регистрации и бронировании выставочной площади. Письмо-заявка подтверждает согласие организации с положениями данной выставки и правилами ее проведения. Это своего рода договор между сторонами. После получения заявки в адрес организации высылается подтверждение о регистрации организации в каталоге участников и выделении требуемого количества места при условии оплаты. Оплата должна быть произведена в течение 5 — 10 дней. Организации-участнику организаторами выставки могут быть предоставлены и дополнительные услуги. Наиболее распространенные дополнительные услуги: аккредитация, публикация в каталогах, услуги переводчиков, изготовление вывески и фирменной рекламы. Организации, участвующие в выставке, в большинстве случаев изготавливают свои эксклюзивные материалы для выставки в специализированных фирмах, тем самым повышая качество экспозиции, что наглядно показывает профессионализм и индивидуальный подход. Однако при этом возрастают расходы фирмы-участника, что ведет к удорожанию выставочного стенда. Но организация может и не обращаться в специализированную фирму для изготовления выставочного стенда, а заключить специальное соглашение в приложении к договору на аренду площади согласно требованиям организации — участника выставки. В соглашении конкретно оговариваются все необходимые моменты экспозиции, сроки, цена. Следующим очень важным моментом является доставка и размещение экспозиционных материалов на стенде. Организация должна заранее подготовить письмо-заявку с просьбой о выдаче пропусков на автомашины и разрешение на ввоз (вывоз) выставочных материалов. Такая заявка должна содержать подробный список ввозимых выставочных материалов. Письмо составляется в адрес фирмы — организатора выставки на имя директора. Как видим, организация участия фирмы в выставке на должном уровне — это довольно трудоемкий процесс, включающий в себя застройку выставочной площади, доставку выставочного груза, организацию поездки представителей организации-экспонента на выставку. Ведь плохо оформленный стенд или плохо обученный персонал может легко «обнулить» вложенные средства, а это, как правило, средства немалые. От того, как подготовлена выставка, зависит ее успех. Вот почему лучше обратиться в специализированную компанию, которая предоставляет полный комплект выставочных услуг. Перечень предоставляемых услуг выставочными фирмами может быть самым разнообразным, например: — размещение рекламы заказчика на щитах, баннерах на территории выставочного комплекса; — почтовая рассылка рекламных материалов фирм по тематике выставки; — проведение пресс-конференций; — редакционно-издательские услуги; — трансляции объявлений по радио; — видеореклама; — информирование организаций и фирм о международных выставках; — заказ услуг переводчика и другого обслуживающего персонала; — другие услуги.

Бухгалтерский учет у организаций, осуществляющих выставочную деятельность

Отметим, что, так как организация выставок является сравнительно молодым, только формирующимся видом предпринимательской деятельности, сложившейся системы ведения бухгалтерского учета у таких организаций пока нет. По мнению авторов настоящей книги <*>, организаторы выставок ведут бухгалтерский учет по аналогии с фирмами, оказывающими рекламные услуги. ——————————— <*> Более подробно с вопросами рекламных услуг, особенностями их бухгалтерского учета и налогообложения вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Рекламные услуги как вид деятельности».

В соответствии с п. 5, 12 ПБУ 9/99 выручка от оказания услуг по организации выставки у фирмы — организатора выставки является доходом по обычным видам деятельности и признается на дату подписания акта приема-сдачи оказанных услуг. Выручка от оказания услуг отражается по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 90-1 «Выручка», в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Затраты организации, связанные с оказанием услуг по организации выставки, списываются в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж», со счетов учета затрат, например со счета 20 «Основное производство».

Применение ККТ в период проведения выставки

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) обязывает организации и индивидуальных предпринимателей осуществлять наличные денежные расчеты за реализованные товары, выполненные работы и оказанные услуги с применением контрольно-кассовой техники (далее — ККТ), включенной в Государственный реестр. Обращаем ваше внимание, что указанное правило обязательно к применению всеми организациями и индивидуальными предпринимателями. Исключением из общего правила являются лишь случаи, перечисленные в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Согласно п. 3 ст. 2 указанного Закона определено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении реализации товаров с открытых прилавков, расположенных в крытых рыночных помещениях, при торговле продовольственными товарами. При этом указанный порядок торговли касается как рыночных, так ярмарочных и выставочных помещений. Следовательно, в период проведения выставок организации, экспонирующие непродовольственную продукцию своих организаций, при торговле с выставочных стендов на территории выставочного комплекса должны в общеустановленном порядке применять ККТ. В случае нарушения законодательства о применении ККТ в части продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг без применения в установленных законом случаях ККТ субъекты несут административную ответственность в соответствии со ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Это подтверждается письмом УМНС РФ по г. Москве от 15 апреля 2004 г. N 29-12/25736, в котором даны разъяснения на частный вопрос налогоплательщика о порядке применения ККТ в период проведения выставки.

Таможенный контроль и таможенное оформление товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий

Мы уже отметили, что в последнее время значительную роль в продвижении товаров (работ, услуг) на потребительский рынок играют международные выставки. Поэтому, по мнению авторов настоящей книги, стоит немного остановиться на вопросах таможенного контроля и оформления товаров, ввозимых на территорию России для проведения выставочных мероприятий. Основные положения, регулирующие порядок временного ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, закреплены Таможенным кодексом Российской Федерации. Кроме того, Приказом ГТК РФ от 4 декабря 2003 г. N 1388 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза» урегулированы отдельные вопросы временного ввоза товаров. В соответствии с письмом ГТК РФ от 5 декабря 2003 г. N 01-06/47644 «Об использовании таможенного режима временного ввоза с 1 января 2004 года» при таможенном оформлении товаров с 1 января 2004 г. применяются положения Приказа ГТК РФ от 16 сентября 2003 г. N 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», а также Приказа ГТК РФ от 29 декабря 2001 г. N 1276 «Об утверждении Положения о таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, предназначенных для проведения выставочных мероприятий» и распоряжения ГТК РФ от 9 февраля 2000 г. N 01-99/152 «О таможенном оформлении товаров с применением карнета АТА» в части, не противоречащей положениям Таможенного кодекса Российской Федерации. Напоминаем, что Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу Российской Федерации (далее — ФТС РФ), передав свои функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации (п. 15 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). Приказом ГТК РФ от 29 декабря 2001 г. N 1276 утверждено Положение о таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и предназначенных для проведения выставочных мероприятий (далее — Положение). Данное Положение разработано на основании статей Таможенного кодекса Российской Федерации и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2000 г. N 599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов». Положение устанавливает особенности проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и декларируемых таможенному органу специализированными выставочными организациями либо уполномоченными ими организациями, имеющими лицензию таможенного брокера, а именно: — товаров, временно ввозимых (вывозимых) для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых с целью продажи ввезенных (вывезенных) товаров), а также вспомогательного оборудования и материалов, предназначенных для использования при такой демонстрации либо для использования на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях; — товаров, ввозимых (вывозимых) в целях обеспечения проведения выставочных мероприятий и соответствующих тематике выставки (каталоги, брошюры, проспекты, прейскуранты, плакаты и другие товары, предназначенные для дегустации или безвозмездной раздачи посетителям выставочных мероприятий), а также вспомогательного оборудования и материалов, используемых для возведения временных офисов (краска, клей, гвозди, липкая лента, панели и тому подобное), хозяйственных и канцелярских товаров, необходимых для обеспечения работы временных офисов. Список специализированных выставочных организаций, перемещающих через таможенную границу Российской Федерации товары для проведения выставочных мероприятий, и уполномоченных ими организаций, имеющих лицензию таможенного брокера и осуществляющих по поручению специализированных выставочных организаций декларирование таких товаров, таможенное оформление которых осуществляется в соответствии с Положением, формирует Федеральная таможенная служба Российской Федерации по представлению Союза выставок и ярмарок России, согласованному с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, и доводит данный список до сведения таможенных органов Российской Федерации. Действие указанного Положения не распространяется на: — товары, временно ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации с применением карнета АТА в соответствии с приложением В1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях» Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. Карнет АТА — это международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок, ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров; — выставочные товары отдельных категорий, а также расходуемые материалы, таможенное оформление которых в соответствии с нормативными правовыми актами ФТС РФ осуществляется специализированными таможенными органами и специализированными отделами таможенных органов. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется в отношении выставочных товаров, указанных в п. 4 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2000 г. N 599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов». В данном пункте Перечня указаны товары, временно ввозимые (вывозимые) для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых с целью продажи ввезенных (вывезенных) товаров), а также вспомогательное оборудование и материалы, предназначенные для использования при такой демонстрации товаров либо для использования на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях. Таким образом, если товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, не демонстрировались на тех мероприятиях, для демонстрации на которых были ввезены, то полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не может быть применено по отношению к таким товарам, поскольку не соблюдено главное условие предоставления такого освобождения.

——————————————————————