Гражданско — правовая природа воинской части

(Шестаков А.)

(«Законность», N 2, 2000)

ГРАЖДАНСКО — ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

А. ШЕСТАКОВ

А. Шестаков, заместитель военного прокурора Екатеринбургского гарнизона.

Большинство юристов, которые по роду своей деятельности участвуют в разрешении споров с участием военных организаций, сталкиваются с вопросом, являются ли воинские части юридическими лицами. Это не просто теоретический спор, поскольку то или иное толкование влечет за собой весьма ощутимые последствия как для участников правоотношений с военными организациями, так и для самих военных организаций.

Федеральный закон «Об обороне» в ст. 11 указывает, что Вооруженные Силы состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций. Устав внутренней службы определяет следующие виды воинских частей: собственно воинские части, корабли, штабы, управления, учреждения, предприятия, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования.

Под воинскими частями понимаются, если не оговорено иное, все воинские части, а также органы военного управления, корабли, военно — учебные заведения, отделы, службы, институты, полигоны, арсеналы, базы, склады, военные комиссариаты, военные кафедры при государственных образовательных учреждениях профессионального образования, учреждения, предприятия и организации Министерства обороны РФ.

Воинскую часть целесообразно рассматривать как основную боевую и административно — хозяйственную единицу Вооруженных Сил. Под военными организациями можно понимать как воинские части, так и центральные органы военного управления, объединения, соединения, штабы, учреждения, предприятия, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования.

Наиболее часто употребляются понятия «воинская часть» и «войсковая часть». Понятие «войсковая часть» шире понятия «воинская часть», так как включает в себя не только понятия «полк», «отдельный батальон» и «отдельная рота», но и понятия «соединение» и «учреждение». На практике к воинским частям приравнивают по своему правовому положению учреждения, предприятия и организации Министерства обороны.

Все эти военные организации можно рассматривать как виды воинских частей. Однако, учитывая, что под воинской частью как родовым понятием понимается именно организационно самостоятельная боевая и административно — хозяйственная единица в Вооруженных Силах, круг субъектов, объединяемых понятием «воинская часть», должен быть сужен.

Признаки, характеризующие воинскую часть как субъект права, могут быть подразделены на общие с другими организациями и специальные, которые отличают воинскую часть от других видов учреждений и военных организаций.

Общими признаками воинской части, которыми она должна обладать как субъект гражданских правоотношений, являются следующие: наличие обособленного имущества на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; организационное единство; ответственность этим имуществом по своим обязательствам; возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Воинская часть финансируется из государственного бюджета; имеет отдельный штат, самостоятельное управление.

К числу специальных признаков воинской части как субъекта военно — административных правоотношений относятся: проявление организационной самостоятельности не только в административно — хозяйственной, но и в боевой деятельности; регулирование внутреннего порядка и повседневной деятельности общевоинскими уставами; наличие боевого знамени; наличие собственного (действительного и условного) наименования; специальный порядок формирования и расформирования.

Организационное единство воинской части закреплено в общевоинских уставах и находит свое практическое выражение в штате воинской части. Штатная структура каждой воинской части определяется задачами, для решения которых она сформирована, и разрабатывается применительно к перечню должностных лиц, указанных в Уставе внутренней службы, и функций, целей и задач, стоящих перед воинской частью. Она утверждается директивой Генерального штаба Вооруженных Сил России.

Воинской части для осуществления ее функций, целей, задач наряду с денежными средствами государством выделяется необходимое имущество, вооружение и техника. Самостоятельное участие в товарно — денежных отношениях предполагает обособленность имущества воинской части, которое принадлежит на праве собственности государству, но передано в оперативное управление воинской части, управомоченной владеть, пользоваться, а в известных случаях и распоряжаться им. Это положение соответствует нормам ст. 298 ГК.

Характеристика имущественного положения воинской части не исчерпывается средствами сметы. В воинской части имеются и внебюджетные средства.

Имущественная обособленность и организационное единство воинской части составляют необходимые предпосылки для ее самостоятельного участия в гражданском обороте, выражающегося в способности воинской части от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.

В состав Вооруженных Сил кроме воинских частей, являющихся боевыми подразделениями, входят многочисленные обеспечивающие службы, образуя тыл Вооруженных Сил. С общетеоретической точки зрения тыл Армии и Флота составляет инфраструктуру Вооруженных Сил. В ней важное значение имеют организации и учреждения, деятельность которых направлена на создание необходимых социально — экономических и психофизических условий для военнослужащих. Эти организации и учреждения образуют социальную инфраструктуру Вооруженных Сил.

Социальная инфраструктура включает продовольственное и вещевое снабжение, жилье, коммунальные услуги, бытовое обслуживание, лечебно — оздоровительные мероприятия.

Воинская часть как структурное подразделение Министерства обороны с точки зрения ее участия в гражданско — правовом обороте является специфической организацией. В ней усматриваются как общие признаки юридического лица, установленные ст. 48 ГК, так и особые, присущие ей как военной организации, выполняющей задачи по обороне страны.

В настоящее время правовое положение, особенности создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации военных организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества военных организаций, особенности регулирования договорных отношений с участием военных организаций, а также отношения военных организаций в процессе осуществления ими финансово — экономической деятельности должным образом не урегулированы.

На взгляд автора, организационно — правовой формой военной организации является учреждение.

В соответствии со ст. 120 ГК под учреждением понимается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально — культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. В соответствии со ст. 120 ГК учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст. 52 ГК некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В качестве такого общего положения могут быть приняты Общевоинские уставы Вооруженных Сил, в частности Устав внутренней службы, утвержденный указом Президента РФ, в котором регламентированы права, обязанности и ответственность военнослужащих, обязанности должностных лиц воинских частей, вопросы внутреннего распорядка воинских частей и порядок несения внутренней службы. По своему содержанию Общевоинские уставы сходны с уставом некоммерческой организации, например, такой, как образовательное учреждение. Общевоинские уставы закрепляют права и обязанности руководителя организации, к которым относятся командиры воинских частей, соединений, командующие объединениями, руководители (начальники) органов военного управления, организаций, предприятий, учреждений, военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, в которых законодательством предусмотрена военная служба. Общевоинские уставы являются типовыми для всех военных организаций и подлежат исполнению всеми военнослужащими.

Вопрос назначения на воинские должности и освобождения от воинских должностей регулируется ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которой военнослужащие, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров (генералы и адмиралы), назначаются на должности и освобождаются от должностей указами Президента РФ. В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы назначение на ряд воинских должностей находится в компетенции Министра обороны. В гражданском праве сходный порядок назначения руководителей организаций имеет место в отношениях между юридическим лицом и созданным по решению данного юридического лица филиалом.

Сама воинская часть в своей повседневной деятельности полностью подотчетна и подконтрольна вышестоящей воинской части, что также характерно для отношений между юридическим лицом и его филиалом.

В соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 1997 г. «О Министерстве государственного имущества Российской Федерации» и Постановлением Правительства от 29 декабря 1997 г. «Вопросы Министерства государственного имущества Российской Федерации» имущество военных организаций является федеральной собственностью и закрепляется за военными организациями в хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

От имени Российской Федерации права собственника имущества военных организаций осуществляет Правительство РФ, а в случаях, установленных Правительством РФ, — федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом и федеральный орган исполнительной власти, которому подведомственны военные организации.

Права собственника имущества военных организаций, которые в установленном порядке отнесены к объектам, изъятым из оборота, и которые не могут быть предметом гражданско — правовых сделок, осуществляет Правительство РФ.

Воинские части получают различное вооружение и боевую технику, продовольствие, имущество и другие материальные средства, необходимые им для выполнения поставленных задач, в порядке централизованного снабжения. Например, согласно Приказу Министра обороны N 180 от 1995 г. генеральным заказчиком и фондодержателем всей выделяемой Министерству обороны автомобильной техники и другого автомобильного имущества является Главное автобронетанковое управление Министерства обороны.

Такое положение характерно и для других видов имущества воинских частей. Поскольку снабжение воинских частей материальными средствами осуществляется системой довольствующих органов, понятие имущественной обособленности применительно к воинским частям становится спорным. Реализация всего высвобождаемого (излишнего, неиспользуемого и не нашедшего применения) военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов) производится через специализированное государственное хозрасчетное предприятие при Министерстве обороны. Данный порядок установлен распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. Это распоряжение не противоречит ст. 296 ГК, в соответствии с которой собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Воинские части в соответствии со ст. 1 Положения о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно — Морского Флота, которое действует до настоящего времени, финансируются из государственного бюджета по смете Министерства обороны. Хотя каждая воинская часть имеет собственные сметы, они не имеют самостоятельного значения и являются частью сметы Вооруженных Сил. В соответствии со ст. 7 названного Положения все получаемые денежные средства воинская часть обязана хранить на текущем счете, открываемом в учреждениях банка. Текущие счета, как правило, открываются филиалами и представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятий и учреждений, не являющимися юридическими лицами. Текущие счета позволяют осуществлять отдельные виды расчетных операций, главным образом связанные с оплатой труда и административно — хозяйственными расходами.

Необходимой предпосылкой самостоятельной имущественной ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Но, как уже было указано ранее, воинская часть в отношении находящегося у нее имущества не обладает правом собственности. Министерство обороны может в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества осуществлять права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Говорить о самостоятельной имущественной ответственности воинской части оснований нет, так как самостоятельно распоряжаться своим имуществом воинская часть не имеет права. Денежные средства, находящиеся на текущем счете воинской части, являются частью денежных средств Министерства обороны.

Что же касается еще одного признака юридического лица, а именно — выступления в гражданском обороте от собственного имени, означающего возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде, то он вполне укладывается в гражданско — правовую конструкцию филиала юридического лица, поскольку в соответствии со ст. 55 ГК филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Филиал самостоятельным субъектом права не является, но может выступать от имени юридического лица. С точки зрения ГК представителями юридического лица признаются непосредственно руководители филиала. Высший Арбитражный Суд РФ признает, что руководители обособленных подразделений, к числу которых отнесены также филиалы, должны иметь полномочия, оформленные доверенностью юридического лица, либо эти полномочия могут быть предусмотрены в его уставе или в положении об обособленном подразделении. В случае, когда полномочия были подобным образом оформлены, отсутствие в тексте договора, подписанного руководителем обособленного подразделения, указания на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его уполномочию, само по себе не может служить основанием для признания такого договора недействительным и возможно считать, что договор заключен от имени юридического лица. Аналогичные указания содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 декабря 1994 г. «Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц». Таким образом, воинская часть может выступать в гражданском обороте, приобретать права и нести обязанности как филиал юридического лица — Министерства обороны РФ.

В гражданско — правовую конструкцию филиала юридического лица полностью укладывается и порядок создания, реорганизации и ликвидации воинских частей. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31 мая 1996 г. вопросы создания, реорганизации, ликвидации воинских частей, а также вопросы их передислокации отнесены к компетенции Президента и Правительства РФ.

В соответствии со ст. 120 ГК и ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. для создания учреждения необходимо решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником. Под решением собственника есть все основания подразумевать распоряжения Президента РФ как Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами и Правительства РФ, во исполнение которых издается соответствующий приказ Министра обороны о создании военной организации. Все военные организации зарегистрированы в Министерстве обороны РФ в специальном реестре.

Само юридическое лицо — Министерство обороны — в соответствии с требованиями ст. 51 ГК подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Регистрация военных организаций в полной мере соответствует требованию ГК об обязательной регистрации юридических лиц, а также требованию об обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Она позволит соблюдать и требования законодательства о государственной тайне. Сложившаяся же в настоящее время практика, когда военные организации вынуждены регистрироваться в местных органах исполнительной власти, является порочной.

——————————————————————