Должны ли воинские части и военные организации платить государственную пошлину, если выступают истцами или ответчиками в судах? Взгляд на проблему

(Харитонов С. С.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2011, N 2)

ДОЛЖНЫ ЛИ ВОИНСКИЕ ЧАСТИ И ВОЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАТИТЬ

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОШЛИНУ, ЕСЛИ ВЫСТУПАЮТ ИСТЦАМИ ИЛИ

ОТВЕТЧИКАМИ В СУДАХ? ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

С. С. ХАРИТОНОВ

Харитонов С. С., кандидат юридических наук, доцент.

Относятся ли воинские части и военные организации к «государственным органам», которые освобождаются от уплаты государственной пошлины? Ответ в данной статье.

Ключевые слова: воинские части, истец, государственная пошлина.

Should the military units and military organization pay a state fee…

S. S. Kharitonov

Whether the military units and military organizations to «public authorities» which are exempt from paying state tax? The answer in this article.

Key words: military units, the plaintiff, the state fee.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2006 г. N 2-П указал, что сборы, как и налоги, являются конституционно допустимым платежом публичного характера, уплачиваемым в бюджет в силу обязанности, установленной законом, а не договором, при этом взимание обязательных платежей допустимо, только если оно санкционируется федеральным законодателем.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ) названы виды сборов, соответствующие определению сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8).

К федеральным сборам относится государственная пошлина (п. 10 ст. 13 НК РФ), взимаемая с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 данного Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются:

1) организации;

2) физические лица.

В соответствии со ст. 333.17 НК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) плательщиками государственной пошлины являются организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 48 ГК РФ устанавливает, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) предусмотрено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с вышеизложенным возникают вопросы: относятся ли воинские части и военные организации к «государственным органам», которые освобождаются от уплаты государственной пошлины? Какой критерий определения понятия государственного органа выбран законодателем в НК РФ?

Постараемся ответить на эти вопросы.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в письме от 18 февраля 2010 г. N 03-05-06-03/15 рассмотрел вопрос применения понятия «государственные органы», содержащегося в подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, и указал следующее.

Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы — это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации подразделяются на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Так, например, согласно п. п. 1 и 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

Следовательно, Министерство обороны Российской Федерации относится к государственным органам, которые освобождены от уплаты рассматриваемой государственной пошлины.

А к каким органам тогда относить воинские части и военные организации, если не к государственным органам, ведь оборона и безопасность относятся к исключительному ведению государства.

Законодатель в НК РФ, очевидно, выбрал другой критерий при предоставлении льгот по уплате государственной пошлины. Этот критерий — организационно-правовая форма юридического лица. Если в положении об органе военного управления или о воинской части указано, что они образованы в форме государственного органа (территориального государственного органа), тогда должна применяться льгота по освобождению от уплаты государственной пошлины либо это должно быть прямо указано в НК РФ.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 11.1 Федерального закона «Об обороне» предусмотрено, что управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.

На основании п. 4 ст. 11.1 указанного Закона управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений, утверждаемых Министром обороны Российской Федерации.

Согласно приложению N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 7 сентября 2009 г. N 935 «Об утверждении Типового общего положения о федеральном бюджетном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации» управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации являются федеральным бюджетным учреждением.

Статус казенного учреждения совпадает с закрепленным в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Кроме того, согласно ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» с 1 января 2011 г. бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В силу вышеизложенного федеральное бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, следовательно, не относится к органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо иным государственным органам, образуемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Следовательно, положение подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ на управление объединения, управление соединения и воинские части не распространяется.

Таким образом, указанные управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации образованы в форме федерального бюджетного учреждения и их нельзя относить к государственным органам по критерию организационно-правовой формы юридического лица.

Аналогично решается вопрос и во внутренних войсках МВД России. Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» органы управления внутренними войсками, соединения, воинские части, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск в гражданско-правовых отношениях выступают в качестве организаций. Указанные организации могут быть юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Какой напрашивается вывод? Воинские части и управления соединений и объединений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск субъектами, на которые распространяются льготы по уплате государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции, не являются.

В качестве примера прямого указания в НК РФ об освобождении воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск от уплаты государственной пошлины за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба следует привести положения п. 10 ст. 333.38 НК РФ. Таким образом, только прямое указание в НК РФ на освобождение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск от уплаты государственной пошлины дает им основание не платить государственную пошлину в установленных случаях.

Статья 78 Конституции Российской Федерации предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации рассматривал вопрос о том, относятся ли территориальные органы к государственным органам и в своем заключении, изложенном в письме от 3 апреля 2003 г. N 01-12/85, пришел к выводу, что территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Из данного заключения также следует, что деятельность территориальных органов должна всецело рассматриваться как деятельность создавших их органов государственной власти и органов местного самоуправления и в силу этого должна объективно включаться для целей налогообложения в состав деятельности системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления и создаются для осуществления (реализации) полномочий федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации, норма подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ должна распространяться на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления).

В отношении пограничных органов ФСБ России необходимо учитывать, что, согласно п. 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти.

На основании ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов Федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Поскольку на основании данной нормы вышеназванного Закона пограничные органы являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти, то на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ данные органы должны освобождаться от уплаты государственной пошлины.

В структуре Министерства обороны Российской Федерации существуют военные комиссариаты. На основании п. 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации данное министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

В силу п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота). В этой связи военные комиссариаты (являясь территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации), выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ до 1 января 2011 г. освобождались от уплаты государственной пошлины.

Вместе с тем с 1 января 2011 г. в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в отношении военных комиссариатов предусмотрено присвоение статуса федерального казенного учреждения, которое, на основании ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, будет находиться в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Если исходить из критерия освобождения от уплаты государственной пошлины по организационно-правовой форме юридического лица, то возникла двойственная ситуация. С одной стороны, военные комиссариаты остались территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, а с другой — они стали федеральными казенными учреждениями, которые, в силу НК РФ, от уплаты государственной пошлины не освобождены.

Представляется, что ответ на вопросы, возникающие по поводу уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции, должен дать уполномоченный орган — Федеральная налоговая служба Российской Федерации, которая, в силу Административного регламента, имеет право давать разъяснения о применении положений НК РФ.

——————————————————————