Анализ реализации концепций информационной политики органов местного самоуправления

(Шамарова Г. М.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2013, N 12)

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Г. М. ШАМАРОВА

Шамарова Гульмира Мухтаровна, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Московского финансово-промышленного университета «Синергия», доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕ.

В статье рассмотрены основные механизмы реализации концепций информационной политики органов местного самоуправления, предложены рекомендации по совершенствованию муниципальной информационной системы.

Ключевые слова: информационная политика, органы местного самоуправления, концепция.

Analysis of implementation of conceptions of informational policy of agencies of local self-government G. M. Shamarova

Shamarova Gul’mira Mukhtarovna, professor of the Chair of General and Strategic Management of the Moscow Financial-Industry University «Synergia», doctor of economic sciences, associate member of the Russian Academy of Natural Sciences.

In the article the main mechanisms of implementation of concepts of information policy of local governments are considered, recommendations about improvement of municipal information system are offered.

Key words: information policy, local governments, concept.

В последние годы роль и значение информации на всех уровнях управления значительно возросли. Информация становится значительным стратегическим ресурсом, превращается в важнейший фактор социального развития общества. Все большее значение приобретает информационная политика органов местного самоуправления и умение своевременно реагировать на внешние информационные воздействия. Органы местного самоуправления вовлечены в процесс взаимодействия со средствами массовой информации, общественными организациями, представителями бизнес-структур, работниками бюджетной сферы и другими группами. Информационная политика органов местного самоуправления позволяет организовать оперативный сбор, обработку и передачу информации; проводить анализ получаемой информации с целью подготовки рекомендаций по выработке стратегии взаимодействия с различными общественными группами; реагировать на возникающие кризисные ситуации; формировать информационную среду муниципальных образований. Несмотря на формирование и осуществление информационной политики на уровне субъектов Российской Федерации, проблема формирования информационной политики органов государственной и муниципальной власти недостаточно разработана. Проблема недостатка профессиональных специалистов в органах местного самоуправления, в т. ч. и средствах массовой информации и коммуникации, отвечающих за формирование внутренних и внешних информационных потоков, усугубляется недостаточной подготовкой и переподготовкой кадров, отсутствием практики привлечения высококвалифицированных специалистов для обучения новейшим информационным технологиям. В целях обеспечения оптимизации информационного взаимодействия органов местного самоуправления, средств массовой информации, населения и организаций, развития информационной инфраструктуры на территории муниципальных образований муниципальными правовыми актами приняты Концепции информационной политики органов местного самоуправления (далее — Концепция). Концепция должна обеспечить более активное участие жителей муниципального образования в принятии общественно значимых решений, необходимый уровень доступности граждан к информации о деятельности органов самоуправления, в т. ч. и посредством информационных ресурсов — связи, электронных и печатных СМИ, новых компьютерных и цифровых информационных технологий. Это, в свою очередь, обеспечит открытость общественного устройства, действенность общественного мнения и степень зрелости общества. Правовая основа Концепции. Концепции разработаны с учетом положений Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральных законов от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Постановления Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», устава муниципального образования, иных нормативных правовых актов. Концепция определяет основные цели, принципы, миссию муниципального образования. Так, согласно Концепции информационной политики органов местного самоуправления городского округа Верхняя Пышма, целями информационной политики как составной части политики органов местного самоуправления являются <1>: ——————————— <1> Концепция информационной политики органов местного самоуправления городского округа Верхняя Пышма // [Электронный ресурс]. URL: movp. ruwin/download/ 10015/29.10.12548.doc.

1) создание условий для распространения своевременной, достоверной, полной, разносторонней информации о политических и социально-экономических и иных событиях о жизни городского округа, направленное на сохранение и поддержание социальной и экономической стабильности; 2) информирование контактных групп о деятельности местных органов власти и управления, о политической и социально-экономической жизни городского округа; 3) создание благоприятного образа территории для повышения социального и личностного статуса населения городского округа, привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу городского округа; 4) информационное сопровождение деятельности органов местного самоуправления; 5) создание условий для обеспечения органов местного самоуправления достоверной, точной и своевременной информацией о жизни в городском округе, эффективных взаимоотношениях субъектов общественно-политической жизни; 6) использование информации в целях борьбы с теневой экономикой, коррупцией, распространением межнациональной, религиозной и социальной розни; 7) создание информационной среды, направленной на формирование образа жизни, основанного на демократических, патриотических ценностях, предполагающего активное участие контактных групп в жизни городского округа. Информационная политика органов местного самоуправления базируется на следующих принципах: — приоритетности прав человека и гражданина — признание, соблюдение, защита прав человека и гражданина в информационной сфере; — законности — обеспечение законных прав на информацию всех субъектов информационного воздействия и их равной ответственности перед законом; — открытости и доступности — организационно-правовой режим деятельности органов местного самоуправления обеспечивает гражданам возможность получать необходимый и достаточный объем информации (сведений) о своей структуре, целях, задачах, финансовых и иных существенных условиях деятельности; — равенства интересов — в равной степени учитываются интересы всех участников информационной деятельности вне зависимости от их социального статуса, формы собственности, конфессиональной принадлежности, пола, возраста и т. п.; — социальной ориентации — основные мероприятия информационной политики направляются на обеспечение социальных интересов всех контактных групп; — комплексности — деятельность по реализации информационной политики представляет собой использование всей совокупности личных средств и форм работы, позволяющих информировать население городского округа о различных сферах общественной жизни в городском округе. Миссия городского округа как основа реализации информационной политики. Информационная политика городского округа реализуется на основе миссии и стратегических перспектив развития городского округа. Миссия определяет главную стратегическую цель — устойчивое развитие городского округа для повышения качества жизни населения. Для достижения намеченной цели на основе оценки социально-экономической ситуации в городском округе с учетом полномочий органов местного самоуправления и финансовых возможностей бюджета городского округа в качестве стратегических приоритетов комплексного (устойчивого и стабильного) социально-экономического развития городского округа выступают: Стратегические приоритеты: 1. Пространство, комфортное для жизни и хозяйственной деятельности. Формирование в рамках обновленной пространственной структуры городского округа условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей его жителей в комфорте и безопасности жизнедеятельности на уровне современных стандартов. Инфраструктура муниципального образования выступает основой функционирования любой территории, важнейшим элементом ее пространства, отвечающим за создание комфортных условий жизни жителей. В условиях исчерпания ресурсов инфраструктуры городского округа приоритетной задачей при формировании инфраструктурного каркаса становится реализация инновационных решений, обеспечивающих, с одной стороны, рост качества и обеспеченности услугами этих систем, повышение надежности их функционирования, а с другой — переход к безальтернативной политике ресурсосбережения. 2. Благоприятная социальная среда. Формирование условий для развития социально-демографического, образовательного и культурного потенциала жителей. Благоприятные условия для жизни населения — возможность полноценной занятости, получение высоких и стабильных доходов, доступность широкого спектра социальных услуг, безопасность жизни — обеспечат необходимую социальную устойчивость общества, будут способствовать развитию человеческого потенциала. 3. Конкурентоспособная экономика. Формирование конкурентоспособной экономики за счет активизации и эффективного использования инновационного, научно-производственного и инвестиционного потенциала городского округа. Ключевое значение в обеспечении высокого уровня и качества жизни населения городского округа принадлежит экономической сфере, поскольку ее эффективное функционирование и развитие способствуют привлечению инвестиций, росту объемов производства, созданию новых рабочих мест, расширению рынков сбыта, повышению покупательной способности населения. Именно поэтому деятельность органов местного самоуправления направлена на создание благоприятных условий для эффективного функционирования и развития хозяйствующих субъектов. Развитие экономики должно базироваться на принципах инновационного развития, муниципально-частного партнерства, энергоэффективности и энергосбережения, поддержки малых и средних форм предпринимательства. 4. Эффективное муниципальное управление. Успешная реализация программных мероприятий невозможна без эффективного муниципального менеджмента, обеспечивающего: — самодостаточность местного бюджета; — результативность бюджетных расходов; — повышение образовательного уровня и профессиональной компетенции муниципальных работников; — информационную открытость органов местного самоуправления для населения и бизнеса; — развитие межмуниципального сотрудничества; — активное использование новых информационных технологий в муниципальном управлении. Совершенствование муниципальной информационной системы. Оценка эффективности работы органов местного самоуправления сегодня во многом зависит от степени удовлетворенности качеством предоставляемых муниципальных услуг. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» определяет перечень тех услуг (сфер), по которым и должно происходить оценивание. Сегодня перед администрацией любого муниципального органа власти стоит важная и актуальная задача — обеспечить переход всех своих служб и подразделений на качественно новый уровень работы. Использование автоматизированных информационных систем позволяет оптимизировать технологии управления как самим муниципальным образованием в целом, так и бюджетными средствами, выделяемыми на его развитие. Основной целью создания единой муниципальной информационной системы является информационное обеспечение комплексных решений задач управления жизнедеятельностью и развития территории с использованием современных технических средств. Таким образом, для того чтобы муниципальная информационная система работала эффективно, необходимо в каждом муниципальном образовании разработать и принять проект нормативных актов о муниципальной информационной системе. При этом в рамках муниципальной информационной системы необходимо создать центр обработки документационных данных, необходимо ввести единый номер телефона, на который будут поступать все сообщения о проблемах в муниципальном образовании, особенно по ЖКХ, а из этого центра будут поступать сигналы по соответствующим службам. Кроме того, Концепция муниципальной информационной системы должна включать в себя задачи по формированию единого финансового, правового и информационного пространства муниципального образования с обязательным учетом функций, прав и ответственности органов местного самоуправления. Также необходимо, чтобы такая система содержала оценку эффективности выполнения административных задач. На сегодняшний день у нас есть четкое понимание того, что для обеспечения эффективной деятельности органов местного самоуправления необходима не локальная (островная) автоматизация отдельных функций и задач муниципалитета, а создание комплексной информационно-аналитической системы. Подобная система должна обеспечить не только автоматизацию подготовки первичной информации, но и формулирование проблемы наряду с предложением альтернативных вариантов ее решения. Автоматизированные технологии, используемые в рамках муниципальной информационной системы, должны обеспечить на практике реализацию следующих принципов эффективного управления: системность; непрерывность; объективность; нормативность; интеллектуальность; ответственность. Основной принцип построения муниципальной информационной системы — это обеспечение единства нормативно-справочной и оперативной информации, которая доступна для всех входящих в ее состав автоматизированных систем. Благодаря автоматизации технологических процессов сбора, хранения и представления данных в рамках единой информационной системы сотрудники администрации муниципального образования получат возможность более четко и оперативно справляться со своими служебными обязанностями, что приведет к повышению производительности труда муниципальных служащих, более качественному обслуживанию населения и эффективному управлению финансовыми средствами. Создание и внедрение в практику управления компьютерных сетей дают возможность организовать автоматизированное рабочее место (АРМ) работника органов управления, позволяющее обеспечить широкий набор услуг при работе с информацией, документами. Создание АРМ должно осуществляться с учетом функций и характера труда различных категорий работников. Например, АРМ руководящих работников должно предусматривать возможность оперативно получать обобщенные данные о разрабатываемом проекте решения, осуществлять сравнительный анализ вариантов решений. В условиях внедрения единой информационной сети и системы АРМ в органах местного самоуправления открываются широкие возможности комплексного совершенствования технологии и организации управления. С точки зрения технологии перечисленные средства создают реальную основу для перевода всего процесса управления на «безбумажную» технологию, при которой в виде бумажных документов оформляются лишь окончательные результаты той или иной стадии работ, а все виды промежуточного обмена информацией производятся с помощью компьютерной сети. С точки зрения организации внедрение этих средств позволит эффективно осуществлять диспетчеризацию управленческого процесса и контроль за его ходом. Таким образом, качественное информационное освещение деятельности органов местного самоуправления невозможно без определения стратегии и приоритетов муниципальной информационной политики, определяющей скоординированные действия органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан по достижению социально значимых результатов муниципального образования.

Список литературы:

1. Концепция информационной политики органов местного самоуправления городского округа Верхняя Пышма // [Электронный ресурс]. URL: movp. ru/win/download/ 10015/29.10.12548.doc. 2. Куршиева Н. М. Реформирование государственной и муниципальной службы Российской Федерации: концептуал. основы, содерж., приоритеты // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 7. С. 17 — 20. 3. Соколова С. Н., Сенив Ю. М. Информационное право и государственное регулирование информационной безопасности // Информационное право. 2013. N 2. С. 3 — 7. 4. Шамарова Г. М. Эффективное местное самоуправление — основа успешного развития экономики муниципального образования // Журнал экономической теории. 2009. N 1. С. 169 — 179.

——————————————————————