Из практики прокурорского надзора по гражданским делам

(Редакционный материал)

(«Законность», 1999, N 3)

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающие льготы по оплате за пользование телефоном, распространяются на инвалидов с момента вступления закона в силу.

Прокурор г. Усолье-Сибирское Иркутской области обратился в суд в интересах Родионова с заявлением обязать АО «Электросвязь» предоставить Родионову 50-процентную скидку по оплате за пользование телефоном с 1 января 1997 г. в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Решением Усольского городского суда от 2 февраля 1998 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 1998 г., в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением президиума Иркутского областного суда от 5 мая 1998 г. протест прокурора Иркутской области оставлен без удовлетворения.

В протесте заместителя Генерального прокурора РФ, внесенном в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, был поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как постановленных с нарушением материального права.

Родионов обратился в Усольское эксплуатационно-техническое управление связи АО «Электросвязь» с заявлением о предоставлении с 1 января 1997 г. льготы по оплате за телефон в связи с тем, что он является инвалидом. Федеральным законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации инвалидам установлена 50-процентная скидка за пользование телефоном. Письмом от 10 февраля 1997 г. в удовлетворении просьбы ему было отказано со ссылкой на то, что Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за пользование телефоном.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд указал, что в названном законе отсутствует регламентированный порядок реализации данной льготы. Этим же законом закреплено, что реализация льготы осуществляется за счет федерального бюджета. Исходя из того, что такой порядок определен не был и не были определены источники финансирования льгот и компенсации расходов предприятиям связи, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

С таким выводом согласился суд кассационной и надзорной инстанции.

Однако его нельзя признать правильным.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы, в том числе и Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ, имеют прямое действие.

В силу этого, положения закона, в том числе и предусматривающие льготы по оплате за пользование телефоном, распространяются на инвалидов с момента вступления закона в силу. Отсутствие нормативных актов по выполнению требований настоящего закона не дает оснований для отказа в предоставлении Родионову предусмотренных льгот.

Положение о реализации льготы за счет федерального бюджета означает, что средства, выделяемые федеральным органам исполнительной власти из федерального бюджета для покрытия расходов по реализации данной льготы, должны возмещаться предприятиям связи, а не лицам, имеющим право на данную 50-процентную скидку.

Кроме того, постановленное решение суд мотивировал тем, что согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.

Между тем этот довод нельзя признать обоснованным. АО «Электросвязь» вправе в установленном порядке требовать возмещения государством расходов, связанных с реализацией льготы.

Из ст. 30 Федерального закона следует, что при предоставлении льгот по оплате услуг связи возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта РФ.

Отсутствие же бюджетного финансирования (либо недостаточное для покрытия расходов по реализации закона финансирование) само по себе не может быть основанием для отказа инвалиду в предоставлении льготы, установленной федеральным законом.

По изложенным основаниям состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, а поэтому они подлежат отмене.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 1998 г. протест заместителя Генерального прокурора удовлетворен, дело направлено на новое рассмотрение.

——————————————————————