Из практики прокурорского надзора по гражданским делам
(Редакционный материал)
(«Законность», 2008, N 1)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
Действие норм ЖК РСФСР, согласно которым без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены из общежития пенсионеры по старости, распространялось на всех пенсионеров по старости.
ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» обратилось в суд с иском к Г. и 3. о выселении из комнаты в общежитии. В обоснование требований истец указал, что Г. в 2002 г. был вселен в комнату общежития, находящегося в оперативном управлении академии, на период его работы в академии; 3. вселилась в комнату в качестве супруги Г. Приказом от 28 января 2005 г. Г. уволен с работы по собственному желанию. В добровольном порядке ответчики жилое помещение не освободили.
Решением Центрального районного суда Новосибирска от 15 июля 2005 г. исковые требования удовлетворены. Суд выселил Г. и 3. из общежития без предоставления другого жилого помещения. Суд обязал ОПВС Центрального района Новосибирска снять Г. с регистрационного учета.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 27 октября 2005 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными постановлениями, принятыми по делу, заместитель Генерального прокурора РФ внес представление в Верховный Суд РФ об их пересмотре по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения правоотношений по делу) без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены из общежития пенсионеры по старости.
Разрешая дело и удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 110 ЖК РСФСР, исходил из того, что жилые помещения в общежитиях предоставляются на период обучения или работы. Г., которому была предоставлена комната в общежитии на период работы в академии, уволился по собственному желанию. Льготы на него не распространяются; пенсионного возраста (60 лет), определенного ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Г. не достиг. В связи с этим он, а также совместно проживающая с ним супруга 3. подлежат выселению из общежития без предоставления другого жилого помещения.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал также, что ФЗ от 10 января 2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», на основании которого Г., 13 апреля 1949 г. рождения, была назначена пенсия по старости, «не предусматривает льготу на случай выселения из общежития».
Вывод судебных инстанций о выселении Г. из общежития без предоставления другого жилого помещения нельзя признать правильным.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 4 ФЗ от 15 декабря 2001 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно ст. 5 указанного Закона этой категории граждан назначается, в частности, пенсия по старости.
Пунктом 11 ст. 2 ФЗ от 10 января 2002 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25сЗв (бэр), гарантирована такая мера социальной поддержки, как назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
На основании указанного Закона Г. в июле 2004 г. была назначена пенсия по старости, что подтверждено удостоверением и справкой Пенсионного фонда РФ (и по существу не отрицалось судом).
Действие ст. ст. 108 и 110 ЖК РСФСР, согласно которым без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены из общежития пенсионеры по старости, распространялось на всех пенсионеров по старости, признаваемых таковыми в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку на момент увольнения с работы в феврале 2005 г. Г. был пенсионером по старости, он в силу приведенных выше правовых норм жилищного законодательства не мог быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 12 марта 2007 г. дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции — президиум Новосибирского областного суда.
Президиум Новосибирского областного суда согласился с доводами, изложенными в представлении заместителя Генерального прокурора РФ, и своим Постановлением от 20 апреля 2007 г. отменил судебные постановления о выселении ответчиков из общежития без предоставления жилого помещения, вынес по делу новое решение, которым в иске ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта» о выселении Г. и 3. отказал.
——————————————————————
Вопрос: Военный пенсионер, получающий пенсию за выслугу лет, работает в коммерческой организации по трудовому контракту. В связи с тем что ему исполнится 65 лет, он обратился за разъяснениями в отделение ПФР о порядке оформления ему пенсии по старости. В ПФР указали, что военный пенсионер уже получает пенсию за выслугу лет и пенсия по старости ему не полагается. Будет ли законным на данном основании отказ ПФР в оформлении пенсии по старости?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Военный пенсионер, получающий пенсию за выслугу лет, сейчас работает в коммерческой организации по трудовому контракту. В этом году ему исполнится 65 лет, в связи с чем он обратился за разъяснениями в отделение Пенсионного фонда РФ о порядке оформления ему пенсии по старости. Однако в Пенсионном фонде РФ указали, что военный пенсионер уже получает пенсию за выслугу лет и пенсия по старости ему не полагается. Будет ли законным на данном основании отказ Пенсионного фонда РФ в оформлении пенсии по старости?
Ответ: Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее — Закон N 173-ФЗ), право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии со вступившим в силу с 01.01.2002 Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ), при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Законом (ч. 1 ст. 3 Закона N 173-ФЗ).
В п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (далее — Закон N 166-ФЗ) определен круг лиц, имеющих право на два вида пенсии одновременно.
Военный пенсионер, получающий пенсию за выслугу лет (согласно Федеральному закону от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), в этот перечень лиц, имеющих право на два вида пенсии, не включен. Более того, в ч. 1 ст. 7 вышеуказанного Закона сказано, что военнослужащие имеют право на одну пенсию по их выбору. Отказывая застрахованным и имеющим страховой стаж гражданам — военным пенсионерам в оформлении пенсии по старости, Пенсионный фонда РФ руководствуется вышеуказанными положениями. Однако такой отказ будет неправомерным.
Трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Законом N 173-ФЗ, складывается из базовой, страховой и накопительной частей.
Работающим по трудовому договору военным пенсионерам, если только они не относятся к числу лиц, имеющих право на получение одновременно двух пенсий, трудовая пенсия, а именно ее базовая и страховая части, может устанавливаться и выплачиваться вместо пенсии по государственному пенсионному обеспечению; при этом перевод с пенсии, назначенной в связи с военной службой, на трудовую пенсию может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию и не ограничен каким-либо сроком. Между тем действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ средств для формирования расчетного пенсионного капитала при переходе военных пенсионеров на трудовую пенсию, что не позволяет в большинстве случаев обеспечить назначение им трудовой пенсии в размере, превышающем полагающуюся им военную пенсию.
На основании вышеизложенного, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 11.05.2006 N 187-О указал на наличие дискриминационного положения военных пенсионеров по отношению к иным лицам, имеющим право на трудовые пенсии. Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 11.07.2006 N 59-В06-19. Так, действующее законодательство не содержит норм, которые допускали бы выплату военным пенсионерам (при достижении ими общеустановленного пенсионного возраста и наличии необходимого страхового стажа) страховой части трудовой пенсии, — право на ее получение может быть реализовано лишь лицами, имеющими право на одновременное получение двух пенсий. В то же время иные работающие по трудовому договору застрахованные лица, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую деятельность, имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (п. 3 ст. 17 Закона N 173-ФЗ), т. е. на периодическое увеличение ее размера. Таким образом, военные пенсионеры, на одинаковых с получателями трудовых пенсий условиях работающие по трудовому договору и участвующие в системе обязательного пенсионного страхования, оказываются в неравном с ними положении при реализации права на получение страхового обеспечения. Поэтому включение в эту страховую систему не влечет для них значимых последствий.
Конституционный Суд РФ сделал следующий вывод: в условиях действующего правового регулирования взаимосвязанные нормативные положения п. 2 и п. 3 ст. 3 Закона N 166-ФЗ и ч. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, без отказа от получения военной пенсии, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ (Постановления от 24.02.1998 N 7-П, от 23.12.1999 N 18-П, от 03.06.2004 N 11-П, от 23.12.2004 N 19-П, Определение от 24.05.2005 N 223-О), утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ч. ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ постановил федеральному законодателю предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам (помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению) страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде РФ, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 01.01.2007. Однако на сегодняшний день Определение Конституционного Суда РФ законодателем не исполнено, поэтому вопрос о порядке оформления военным пенсионерам второй пенсии пока остается открытым.
Что же касается накопительной части трудовой пенсии, то, как следует из п. 4 ст. 3 Закона N 166-ФЗ, выплата пенсии за выслугу лет не препятствует получению этой части трудовой пенсии. Более того, суммы накопительной части трудовой пенсии можно даже завещать по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 N 741.
Дорож Марьяна Валерьевна
Ведущий юрисконсульт Группы компаний Телеком-Сервис ИТ
ЗАО «ТЛС-ГРУП»
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
——————————————————————