Правовое регулирование социальной защиты ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом в Республике Казахстан
(Абайдельдинова А. Т.) («Социальное и пенсионное право», 2009, N 1)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ, БОЛЬНЫХ СПИДОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
А. Т. АБАЙДЕЛЬДИНОВА
Абайдельдинова А. Т., соискатель кафедры «Трудовое, экологическое право и гражданский процесс» Казахского гуманитарного юридического университета.
Социальная защита, как сложный институт, имеет определенную структуру, субъект, объект регулирования. В соответствии с Концепцией социальной защиты населения Республики Казахстан, утвержденной Постановлением правительства от 27 июня 2001 г. N 886 (далее — Концепция социальной защиты населения), «социальная защита — это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде» <1>. ——————————— <1> Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2001 г. N 886 «Об утверждении Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан» // Казахстанская правда. 2001. 13 апреля.
В целом система социальной защиты населения в Республике Казахстан состоит из следующих основных элементов: государственные пособия, обязательное социальное страхование, накопительное пенсионное обеспечение и социальная помощь. Концепция социальной защиты населения раскрывает понятия и назначение составляющих ее структурных частей: 1. Государственные пособия предназначены для обеспечения всех граждан гарантированными выплатами на определенном уровне в случае наступления обстоятельств, подлежащих социальной защите. 2. Обязательное социальное страхование, финансируемое за счет отчислений работодателей и работников, предназначено для дополнительной защиты работников формального сектора, которая зависит от уровня взносов гражданина. 3. Накопительное пенсионное обеспечение предназначено для самостоятельного пенсионного обеспечения каждым гражданином. 4. Социальная помощь предназначена для предоставления дополнительной защиты отдельным категориям граждан за счет средств бюджета. Кроме того, гражданин имеет право осуществлять добровольное страхование на случай наступления социальных рисков. В рамках Концепции социальной защиты населения не рассматриваются вопросы обеспечения доступности граждан к услугам в сфере образования и медицинской помощи, что является, на наш взгляд, недостатком рассматриваемого документа. В каждом государстве характер социальной защиты несет на себе отпечаток национальной культуры, сложившихся традиций, образа жизни, религии, политических, экономических и многих других факторов <2>. ——————————— <2> Шарин В. Социальная защита населения: зарубежные модели // Социальное обеспечение. 2005. N 19 (октябрь). С. 26.
Так, характер социальной защиты населения в Республике Казахстан в какой-то мере является слепком системы социального обеспечения Советского Союза, при котором государство поглощало гражданское общество и являлось единственным субъектом, а общество в целом выступало объектом социальной защиты. Тогда как, по мнению некоторых ученых, к субъектам социальной защиты следует отнести государство, с одной стороны, и, с другой стороны, структуры гражданского общества: профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей, отдельных личностей — меценатов, спонсоров, правозащитников. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население (обеспечение безопасности жизни людей, реализация интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий духовного развития); во-вторых, отдельные группы и слои населения (социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры, охрана материнства и ребенка) <3>. ——————————— <3> Скворцов В. Социальная защита в Республике Казахстан: проблемы, поиски решения // Экономические и правовые проблемы гармонизации законодательства в области защиты прав и обеспечения интересов личности в условиях глобализации: теория и практика стран СНГ: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной Году России в Казахстане (20 ноября). Выпуск 1. Алматы: Казак университетi, 2005. С. 189.
Такие элементы социальной защиты, как накопительное пенсионное обеспечение и обязательное социальное страхование, обеспечиваются самостоятельно населением республики и зависят от трудоспособности. Как известно, потребность человека в защите возникает при наступлении определенных социальных рисков. Одним из видов таких социальных рисков является потеря трудоспособности по болезни. В случае если человек утрачивает трудоспособность по болезни и не имеет возможности непосредственно своими действиями обеспечивать себя материально, ему необходима помощь как государства, так и общества. В силу особенностей заболевания в особенной поддержке нуждается такая категория населения, как инфицированные ВИЧ и больные СПИДом. К сожалению, при наличии минимального правового регулирования социальной защиты ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом, фактические меры, принимаемые в целях обеспечения определенного уровня доступа к жизненно необходимым благам данных объектов социальной защиты населения, осложняются недостаточным финансированием и негативным отношением общества к рассматриваемой категории населения, что влечет за собой нарушения в области прав человека. Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы социальной защиты ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом, является Закон Республики Казахстан от 5 октября 1994 г. N 176-XIII «О профилактике заболевания СПИД» (далее — Закон о профилактике заболевания СПИД) <4>. ——————————— <4> Закон Республики Казахстан от 5 октября 1994 г. N 176-XIII «О профилактике и лечении ВИЧ-инфекции и СПИД».
Согласно п. 1 ст. 1-1 Закона о профилактике заболевания СПИД законодательство Республики Казахстан о профилактике и лечении ВИЧ-инфекции и СПИДа основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. При этом если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Конституция гарантирует соблюдение основных прав, свобод и законных интересов человека в Республике Казахстан. ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом в соответствии со ст. ст. 2 — 4 Закона о профилактике заболевания СПИД государством гарантируются: 1) доступность и качество анонимного обследования, добровольного, конфиденциального медицинского освидетельствования на бесплатной основе, обеспечение диспансеризации ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, психосоциальных, юридических и медицинских консультаций; 2) бесплатная медицинская и лекарственная помощь ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом в центрах по профилактике и борьбе со СПИДом и организациях здравоохранения в пределах гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 3) социальная и правовая защита ВИЧ-инфицированных лиц и больных СПИДом; 4) недопущение каких-либо форм дискриминации в связи с характером заболевания к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом; 5) бесплатное специфическое противовирусное лечение при ВИЧ-инфекции и СПИДе в пределах гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) осуществление профилактических мероприятий по снижению риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к плоду; 7) развитие научных исследований по проблемам ВИЧ-инфекции, подготовка специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; 8) развитие международного сотрудничества и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. В соответствии со ст. 7 Закона о профилактике заболевания СПИД граждане Республики Казахстан в случае заражения вирусом иммунодефицита человека имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение, амбулаторную и стационарную помощь в государственных организациях здравоохранения и возмещение расходов, связанных с проездом к месту лечения и обратно за счет организаций здравоохранения по месту жительства. За одним из родителей в случае расторжения им трудового договора в связи с уходом за детьми в возрасте до 16 лет, инфицированными вирусом иммунодефицита человека или больными СПИДом, сохраняется непрерывный трудовой стаж. Детям и подросткам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом, обеспечивается обучение в школе и других учебных заведениях. Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, в детские дошкольные учреждения и учебные заведения, а также ущемление иных прав и законных интересов лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, равно как ущемление жилищных и иных прав их родных и близких. Ранее ст. 7 Закона о профилактике заболевания СПИД было предусмотрено, что для детей в возрасте до 16 лет, инфицированных ВИЧ или больных СПИДом, устанавливается государственное ежемесячное пособие в размере 80% минимальной заработной платы. Законом от 16 ноября 1999 г. N 477-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения», к сожалению, указанная норма была исключена из действующего законодательства. Таким образом, Законом о профилактике заболевания СПИД пособия в связи с ВИЧ/СПИД не предусмотрены. Обратимся к Закону Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» <5>, рассмотрев который можно сделать вывод о том, что специальное государственное пособие может быть назначено ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом в случае установления группы инвалидности. С учетом многих обстоятельств, в частности в связи с невозможностью обеспечения государством всех ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом необходимыми препаратами, выплата таких пособий видится желательной и в других случаях. ——————————— <5> Закон Республики Казахстан от 5 апреля 1999 г. N 365-1 «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» // Казахстанская правда. 1999. 7 апреля.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» <6> граждане Республики Казахстан имеют право на получение пособия при установлении инвалидности. Такие правила могут быть применимы и в случаях, рассматриваемых в данной статье. ——————————— <6> Закон Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. N 126-1 «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» // Ведомости парламента. 1997. N 11.
Рассматривая такой элемент социальной защиты, как социальная помощь населению, обратимся к специальному нормативному правовому акту. Так, вопросы предоставления социальной помощи социально незащищенным гражданам регламентированы Законом Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи» <7>. В соответствии со ст. 2 данного Закона право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, лица, имеющие статус беженца, иностранцы, без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности. Адресная социальная помощь не назначается безработным, не зарегистрированным в уполномоченных органах по вопросам занятости, кроме инвалидов и лиц в период их нахождения на стационарном лечении более одного месяца, учащихся и студентов, слушателей и курсантов дневной формы обучения, включая магистратуру, а также граждан, занятых уходом за инвалидами I и II группы, лицами старше восьмидесяти лет, детьми в возрасте до семи лет. Пунктом 1 ст. 7 Закона о государственной адресной социальной помощи размер адресной социальной помощи на лицо (семью) рассчитывается уполномоченным органом в виде разницы между среднедушевым доходом и установленной в областях (городе республиканского значения, столице) чертой бедности из расчета на каждого члена семьи. Получатель адресной социальной помощи в пятнадцатидневный срок обязан информировать уполномоченный орган, а в сельской местности — акима поселка, аула (села), аульного (сельского) округа об обстоятельствах, которые могут служить основанием для изменения размера адресной социальной помощи или права на ее получение. Какая-то особая адресная социальная помощь ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом в изучаемом Законе не предусмотрена. Между тем думается, что определенные специализированные указания на этот счет в нем были бы полезны. ——————————— <7> Закон Республики Казахстан от 17 июля 2001 г. N 246-II «О государственной адресной социальной помощи» // Казахстанская правда. 2001. 10 августа.
Таким образом, на сегодняшний день система социальной защиты населения республики сложна и не владеет достаточно систематизированным законодательством. В Республике Казахстан система социальной защиты находится на стадии реформирования, так как еще не разработан единый нормативный правовой акт, который бы регулировал вопросы социальной защиты населения. Полагаем необходимым систематизировать законодательство Республики Казахстан в области социальной защиты в единый Социальный кодекс, уделив в нем должное внимание вопросам социальной защиты такой категории населения, как инфицированные вирусом иммунодефицита человека и больные синдромом приобретенного иммунодефицита.
——————————————————————