Аксиоматический метод и правовые аксиомы при исследовании проблем социального обеспечения
(Шумило М. М.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2011, N 2)
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД И ПРАВОВЫЕ АКСИОМЫ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ <*>
М. М. ШУМИЛО
——————————— <*> Shumilo M. M. Axiomatic method and the legal axiom to investigate problems of social security.
Шумило Михайло Миколайович, научный сотрудник Института государства и права им. В. М. Корецкого Национальной Академии наук Украины, кандидат юридических наук.
В статье рассматривается вопрос применения аксиоматического метода при исследовании проблем социального обеспечения, а также определяется место правовых аксиом в развитии современной правовой науки.
Ключевые слова: аксиоматический метод, правовые аксиомы, метод исследования социального обеспечения.
The questions of axiomatic method application to public welfare research and the place of legal axioms in the development of modern legal science are examined in the article.
Key words: axiomatic method, legal axioms, methods of research of public welfare.
Методология правовой науки остается одним из сложнейших аспектов научной деятельности. Учитывая тот факт, что правовая наука является частью науки вообще, закономерно, что основные методы научного исследования общие. Как совершенно правильно утверждает Д. А. Керимов <1>, методология права есть не что иное, как общенаучный феномен, объединяющий всю совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания и учения о них, обще — и частнонаучные понятия и методы), выработанных всеми общественными науками, в том числе и комплексом юридических наук, и применяемых в процессе познания специфики правовой действительности, ее практического преобразования. Ученый также указывает, что структурно методология имеет несколько уровней, основными из которых являются: диалектико-мировоззренческий, определяющий главные направления и общие принципы познания в целом (высший уровень); общенаучный (междисциплинарный), использующийся при исследовании особой группы отдельных объектов (средний); частнонаучный, применяемый в процессе познания специфики отдельного объекта (низший уровень), и наконец, переходный от познавательно-теоретической к практически-преобразовательной деятельности, вскрывающий общие пути и формы внедрения результатов научных исследований в практику <2>. Методология делится на две органически между собой связанные и взаимодействующие части: всеобщую методологию и методологию отраслевых наук, в том числе и правовую методологию, разрабатываемую главным образом философией права. Характер методологии права, которая на основе всеобщей методологии предлагает систему методов исследования правовых объектов (учение об этих методах), обобщает теоретические положения, имеющие гносеологическое значение, а также включает в себя миропонимание, мировоззрение исследователя. Методология права, таким образом, не имеет каких-либо принципиальных отличий от всеобщей научной методологии, но, составляя ее разновидность, обладает своей спецификой, которая определяется особенностями объекта, функцией и целью познания. Всеобщая методология является основанием для всего комплекса отраслевых методологий, в том числе и для философии права <3>. ——————————— <1> Керимов Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. 5-е изд. М.: Изд-во СГУ, 2009. С. 88. <2> Там же. С. 86. <3> Там же. С. 95 — 96.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что к методологии права можно применить «многоуровневую концепцию методологического знания», предложенную А. Б. Демидовым <4>. В ней методы научного познания разделяются по степени общности и сфере действия на пять основных групп. ——————————— <4> Демидов А. Д. Философия и методология науки: Курс лекций. Витебск, 2006. С. 47 — 48.
Философские методы. Среди них различают диалектический и метафизический методы, а также аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. Философские методы не являются строгими предписаниями. Они имеют универсальный характер, относятся к высшим уровням абстрагирования. Они не поддаются формализации и математизации, не описываются в строгих терминах логики и эксперимента. Общенаучные методы являются промежуточными между методами философии и фундаментальными положениями наук. Эти методы связаны с такими понятиями, как информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент, оптимальность и т. п. Эти понятия, в отличие от философских категорий, допускают формализацию и уточнение средствами математической теории. Частнонаучные методы — это методы, применяемые в той или иной отрасли науки (методы механики, физики, химии, биологии и гуманитарных). Дисциплинарные методы — это методы, применяемые в той или иной дисциплине. Междисциплинарные методы — это синтетические, интегративные методы, используемые на стыке научных дисциплин. С такой классификацией методов, по нашему мнению, стоит согласиться как с наиболее приемлемой. Достаточно новой является тенденция использования методов одной науки для решения теоретических или практических проблем другой. Результатом смешивания методов научного исследования являются новые знания, которые не могли бы быть получены путем использования классических методов отдельных наук. В современных правовых исследованиях просматриваются также предпосылки использования философских методов, которыми ранее пренебрегала правовая наука. Применение философских методов, с одной стороны, является традиционным и простым, но с другой стороны, требует высокого уровня абстрагирования и обобщения общественных явлений. Одним из таких философских методов является аксиоматический метод, который можно использовать и при исследовании права в целом и отдельных правовых институтов в частности (социального обеспечения), что и является предметом данного научного сообщения. Основой аксиоматического метода является аксиома <5> (греч. axioma — считаю достойным, настаиваю, требую), которая имеет двоякое значение, во-первых, это отправное, исходное положение какой-либо теории, лежащее в основе доказательств других положений этой теории, в пределах которой оно принимается без доказательств; во-вторых, это бесспорная, не требующая доказательств истина. Иными словами, как справедливо указывает А. А. Ференс-Сороцкий <6>, аксиомами называются общие положения, служащие основой дедуктивного построения, которые в силу своей простоты и ясности принимаются без доказательств. Природу их очевидности усматривали, следуя традиции Платона, в прирожденности человеческих знаний. Трактовка аксиом И. Кантом как априорных, т. е. не зависящих от предшествующего опыта знаний, является своеобразной кульминацией чисто идеалистического их понимания. ——————————— <5> Словарь иностранных слов / Под ред. А. Г. Спирина, И. А. Акчурина. 11-е изд., стереотип. М.: Рус. язык, 1984. С. 22. <6> Ференс-Сороцкий А. А. Аксиомы в праве // Правоведение. 1988. N 5. С. 29.
С точки зрения философии аксиоматический метод — это способ построения теории, при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся и доказываются остальные истинные утверждения этой теории <7>. ——————————— <7> Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. С. 29.
Научная значимость аксиоматического метода была обоснована еще Аристотелем, который первым разделил все множество истинных высказываний на основные и требующие доказательства. В своем развитии аксиоматический метод прошел три этапа. На первом этапе аксиоматический метод был содержательным, аксиомы принимались на основании очевидности. На втором этапе Давид Гильберт внес формальный критерий применения аксиоматического метода — требование непротиворечивости, независимости и полноты системы аксиом. На третьем этапе аксиоматический метод становится формализованным. Соответственно, изменилось и понятие «аксиома». Если на первом этапе развития аксиоматического метода — это не только отправной пункт доказательств, но и истинное положение, не нуждающееся в силу своей очевидности в доказательстве, то в настоящее время аксиома рассматривается как необходимый элемент теории и является подтверждением ее аксиоматических оснований в качестве исходного пункта построения. Аксиоматический метод рассматривается как один из основных методов построения развитой формализованной (а не только содержательной) теории. Учитывая тот факт, что основой аксиоматического метода при исследовании права является именно правовая аксиома, это обусловливает необходимость более подробного изучения данного явления. Первоначально термин «аксиома» употреблялся исключительно в точных науках, таких как математика, геометрия, и именно в этом значении вошел в науку со времен Античности. Одним из первых ученых, которые начали использовать термин «аксиома» в праве, был В. Н. Кудрявцев <8>, по мнению которого аксиомы — это основные положения и определения правовой науки. Они не вызывают сомнений и не допускают иных толкований. Из них логически выводятся, на их основе определяются, разрабатываются все остальные категории правовой науки, которые затем вводятся в нормы права. ——————————— <8> Кудрявцев Н. В. О программировании процесса применения нормы права // Вопросы кибернетики права / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1967. С. 16.
Свое мнение по поводу аксиом в праве высказали и другие ученые, среди которых С. С. Алексеев <9>, указывающий на то, что аксиомами в той или иной отрасли права могут служить основополагающие определения. Характер аксиом, как он отмечает, очевидно, свойственен не только отдельным положениям правовой науки, но и ряду правовых принципов. Объективная основа правовых аксиом коренится в закономерностях, свойствах социально-юридических принципов права, отход от них, их несоблюдение может привести к тому, что право теряет свои черты воли, возведенной в закон, т. е. перестает быть правом. ——————————— <9> Алексеев С. С. Проблемы теории права: В 2 т. Свердловск: Юрид. лит., 1972. Т. 1. С. 234.
По мнению Л. С. Явича <10>, аксиомы — это идеи правосознания, истинность которых не требует особых доказательств и которые служат идеологическими предпосылками принципов права. ——————————— <10> Явич Л. С. Общая теория права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. С. 150.
Г. И. Манов <11> обозначает, что правовые аксиомы можно раскрыть не только в качестве постулатов правовой науки, но и как определенные нормы права, закрепленные в законодательстве. Правовые аксиомы проходят путь своего формулирования от идеи правосознания, практической проверки в качестве нормы права, фиксирования в правосознании как аксиомы. Ученый также предложил выделять две группы правовых аксиом. Одна из них имеет дело с правом в целом и, соответственно, фиксируется его общей теорией, а другая относится к отдельным отраслям права и находит отражение в тех или иных юридических науках. ——————————— <11> Манов Г. И. Аксиомы в советской теории права // Сов. государство и право. 1986. N 9. С. 29.
Не менее интересным является мнение А. И. Экимова <12>, который обозначает, что аксиомы — это общепризнанные требования справедливости, которые с точки зрения морали непременно должны стать частью действующего права. Аксиомы выступают как правила нравственности, справедливости. В то же время Н. А. Чечина <13> подчеркивает, что аксиомы составляют отдельную группу норм права, выражающих содержание общечеловеческой морали. ——————————— <12> Экимов А. И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984. С. 57. <13> Чечина Н. А. Основные направления развития науки советского гражданского процесса. Л., 1987. С. 47.
По мнению современного исследователя проблем теории права А. В. Масленникова <14>, аксиомы — это отдельная группа правовых норм, отличающаяся от остальных по содержанию, задачам и способам возникновения. Наука базируется на них как на исходный, проверенных жизнью, данных. В них заключены основные логические понятия, опосредующие общие связи. Ввиду их очевидности необходимость их осуществления (введения) не доказывается, и наконец, они играют роль основных понятий, на которых базируется большинство других правил правовой системы. Но как справедливо предостерегает автор, для формирования полного и целостного представления о таком сложном и многогранном социально-правовом феномене, как правовые аксиомы, необходимо их отграничивать от смежных правовых явлений, к которым относятся принципы, презумпции и фикции. Аксиомы — более широкое и абстрактное понятие, охватывающее сформулированные учеными-юристами фундаментальные идеи и идеалы, отражающее достижения правовой мысли и практического опыта. Именно в соотношении этих терминов кроется неправильное понимание аксиом, что приводит к пониманию аксиом и принципов, а также аксиом и презумпций как терминов-синонимов, что является неправильным. В этом смысле необходимо прислушаться к мнению А. Н. Балашова и Э. И. Мишутиной <15>, что аксиомы, по сути, являются неопровержимыми истинами, тогда как презумпции и фикции относятся по своей логической природе к предположениям. Но в зависимости от социально-политической обстановки презумпции и фикции могут стать аксиомами или наоборот. Правовые аксиомы — это исходные, юридически признанные суждения, в силу очевидности не требующие дополнительных обоснований и доказательств, на которых основываются источники права. Аксиома формулирует общие идеи, характерные практически для всех правовых систем, принципы же выражают черты конкретной правовой системы. То есть аксиомы — это то, на чем основывается право, а принципы — это его основные свойства, черты. ——————————— <14> Масленников А. В. Правовые аксиомы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Владимир, 2006. С. 12 — 13. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Балашова А. Н., Мишутиной Э. И. «К вопросу о значении правовых аксиом» включена в информационный банк согласно публикации — «Юрист», 2007, N 7. —————————————————————— <15> Балашов А. Н., Мишутина Э. И. К вопросу о значении правовых аксиом. URL: http:// koteh. ru/ journal-yurist/ 5085.htm.
Аксиомы выражают общечеловеческое содержание права. Вот почему возможна преемственность между аксиомами самых разных исторических эпох. В этом их отношении — отличие от принципов права, воплощающих прежде всего классовые интересы в праве и потому различных в разных типах правовых систем. Принципы права строятся с учетом правовых аксиом, ибо они отражают не только экономические, политические, но и нравственные основы общества. Как справедливо утверждает А. А. Ференс-Сороцкий <16>, в аксиомах права находят выражение преемственность в диалектическом развитии права от одного исторического типа к другому и в рамках данного исторического типа. Правовые аксиомы составляют своего рода «золотой фонд» правовых норм, сложившихся в ходе развития человечества. Отказ от него, несоблюдение этих норм могут привести к тому, что право потеряет свою социальную ценность, не сможет обеспечить в должной мере устойчивость, порядок и организованность в общественных отношениях, противостоять анархии и произволу, а значит, перестанет быть правом. ——————————— <16> Ференс-Сороцкий А. А. Указ. соч. С. 30.
Исходя из этого, следует отметить, что аксиоматический метод основывается на конкретной правовой аксиоме. Более того, в каждом отдельном случае и в каждой отдельной отрасли права он может быть разным, и наоборот, когда одна правовая аксиома охватывает несколько отраслей права, в таком случае аксиоматический метод будет для них единым. Использование аксиоматического метода при исследовании проблем права социального обеспечения и определение места правовых аксиом в данной отрасли права является определяющим, ибо именно благодаря развитию и определению правовых аксиом можно сформулировать основные перспективные и необходимые направления развития как законодательства, так и науки. Речь идет о том, что с помощью аксиоматического метода определяются основы функционирования системы социального обеспечения в государстве, а также место человека в этой системе. Правовые аксиомы следует разделять на общеправовые и частноправовые. Общеправовые аксиомы распространяются на все сферы общественной жизни, в том числе и на социальное обеспечение, которое регулируется правом, зачастую они определены в конституциях государств, например: «Человек, его права и свободы являются высшей социальной ценностью». Исходя из этого положения, можно утверждать о приоритете права и свобод человека в государстве, а не государства в государстве. Общеправовые аксиомы являются своего рода символическими «маяками», указывающими направление развития государства, общества, законодательства, науки и т. д. Что касается частноправовых аксиом, то они охватывают часть общественной жизни, т. е. более конкретизированные сферы жизнедеятельности общества, например: «Человек, его жизнь, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются высшей социальной ценностью». Данное положение на самом деле содержит семь правовых аксиом. Данные правовые аксиомы закреплены в статье 3 Конституции Украины <17>. Что касается уровня абстрагирования, то аксиомы в данном случае являются более абстрагированными, нежели принципы права. Кроме того, принципы, как правило, могут быть применены на практике, т. е. их можно использовать. С правовыми аксиомами сложнее, они скорее указывают на то, как должно быть, а не как есть. Исходя из этого достаточно собирательного положения Конституции Украины, оно содержит ряд правовых аксиом, имеющих самое непосредственное отношение к праву социального обеспечения в целом и пенсионному обеспечению в частности. ——————————— <17> Конституцiя Украiни вiд 28 червня 1996 р. URL: http:// zakon. rada. gov. ua/ cgi-bin/ laws/ main. cgi? nreg= 254%EA%2F96-%E2%F0.
Учитывая тот факт, что право социального обеспечения является самой социально направленной отраслью права, именно для нее таким важным является аксиоматический метод. Бесспорно, говорить о том, что с помощью этого метода можно решить правоприменительные вопросы или устранить какие-то пробелы, коллизии законодательства, не приходится. Но решение этих вопросов и не является целью аксиоматического метода, ибо цель последнего направлена на решение концептуальных проблем науки и законодательства социального обеспечения, а также на перспективы их развития. На наш взгляд, следует также обозначить несколько сложностей применения аксиоматического метода. Одной из них является возможность манипуляции последним. Речь идет о том, что государство не всегда определяет в законодательстве и реализует правовые аксиомы. Более того, государство может игнорировать и толковать их, опираясь на идеологическую основу, или же провозглашать свои правовые аксиомы, не имеющие никакого отношения ни к праву, ни к общепризнанными правовым аксиомам. Как следствие происходит искажение последних. Иными словами, государственный режим является определяющим при выборе и разработке правовых аксиом, т. е. правовые аксиомы, существующие в странах Запада, и квазиаксиомы, существующие в странах с тоталитарным или же авторитарным режимами, не имеют ничего общего, хотя должны быть общепринятыми. Примером является тот факт, что не все государства признают человека, его жизнь и здоровье высшей социальной ценностью. Что касается манипуляции правовыми аксиомами, то ярким примером может служить Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. <18>, признанная одной из наиболее демократичных в мире, но, как показала история, закрепление правовых аксиом и реализация правовых аксиом — это пока что разные вещи. ——————————— <18> Конституция СССР от 5 декабря 1936 г. URL: http:// www. greatflags. su/ dokumentyi/ konstitutsiya — sssr — 1936- goda — stalinskaya-.-tekst. html.
Другая сложность состоит в оценивании правовых аксиом, или, иными словами, в поиске объективной истины, которой и является правовая аксиома. Преодоление этой сложности поможет избежать искажения правовых аксиом. Проблема объективной истины — сложный и малоизученный феномен не только права, но и философии. В данном случае следует согласиться с позицией украинского теоретика права А. Д. Машкова <19>, который утверждает, что, для того чтобы установить объективную истину, необходимо данное явление, положение и т. д. рассмотреть в трех аспектах: онтологическом, аксиоматическом и праксиологическом. ——————————— <19> Машков А. Проблеми теорii державi и права. Основи: Курс лекцiй. К.: К. I.С., 2008. С. 182 — 184.
Учитывая вышеизложенное, следует подчеркнуть, что научное исследование не ограничено только законодательством, при исследовании проблем социального обеспечения в целом и пенсионного обеспечения в частности исследователю нередко приходится предлагать концепцию развития или же то, каким должно быть пенсионное обеспечение, ее главные черты. Бесспорно, необходимо также обозначить, что аксиоматический метод использует наработки иных методов. В таком положении нет ничего предосудительного, ибо при проведении научных исследований использование нескольких методов обогащает результаты такого исследования, а также делает их обоснованными. Значимостью аксиоматического метода является то, что если с помощью дедукции разобрать правовую аксиому на отдельные фрагменты, то в контексте концепции социальных рисков в праве социального обеспечения можно сделать следующие выводы. К примеру, если человек попал под влияние социального риска, то можно говорить о том, что целостность здоровья человека нарушена, но социальная ценность здоровья сохраняется, и заданием исследователей проблем социального обеспечения предложить такую правовую конструкцию социально-обеспечительной системы, при которой человек, утративший частично или полностью трудоспособность, мог бы в полном объеме реализовывать свои права и свободы. Основным выводом данного исследования является то, что если в праве традиционно принято считать, что правовые обычаи со временем могут приобрести форму нормативно-правового акта, то, по нашему мнению, ученые-правоведы должны предложить и обосновать такие правовые аксиомы, которые впоследствии станут не только нормами права, но и традициями в праве. Так как аксиомы — это все-таки результат гения человеческой мысли в частности и гражданского общества в целом.
——————————————————————