Единый государственный реестр как предмет уголовно-правовой охраны

(Горлов А. С.) («Российский судья», 2012, N 5)

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР КАК ПРЕДМЕТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ <*>

А. С. ГОРЛОВ

——————————— <*> Gorlov A. S. Unified State register as the subject of criminal law protection.

Горлов Алексей Сергеевич, соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России.

В статье анализируется понятие единого государственного реестра, выступающего предметом преступлений, предусмотренных ст. ст. 170.1 и 285.3 УК РФ.

Ключевые слова: уголовная ответственность, преступление, реестры, юридическое лицо, недвижимость, регистрация, информация.

The article analyzes the concept of the unified state register which is the subject of crimes according to the art. 170.1 and 285.3 of the Criminal Code of the Russian Federation.

Key words: criminal liability, crime, registers, juridical person, real estate, registration, information.

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 147-ФЗ в российский уголовный закон введено понятие единого государственного реестра, который впервые поставлен под непосредственную уголовно-правовую охрану. Данным Законом УК РФ дополнен ст. 170.1 («Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета») и ст. 285.3 («Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений»). Обозначенными нормами обеспечивается охрана единых государственных реестров. При этом в ст. 170.1 УК РФ наряду с единым государственным реестром юридических лиц предметом преступления выступают реестр владельцев ценных бумаг и система депозитарного учета. Вместе с тем в отечественном уголовном законодательстве отсутствует разъяснение понятия единого государственного реестра, что осложняет применение соответствующих норм УК РФ. Так, анализ вышеназванных норм не позволяет сделать вывод о том, является ли, например, реестр владельцев ценных бумаг единым государственным реестром. В юридической литературе отмечается, что «единые государственные реестры являются частью учетной системы государства, представляя собой одну из форм ведения государственного учета» <1>. Полагаем, что такое утверждение вряд ли может быть подвергнуто критике, поскольку формулировка «единый государственный реестр» однозначно свидетельствует о выполнении реестром учетной функции государства. ——————————— <1> Смирнов Г. К. Ответственность за рейдерство, преступления в сфере учета прав на ценные бумаги и государственной регистрации. М.: Юрлитинформ, 2011. С. 114.

Вместе с тем указание на учетный характер единых государственных реестров не может служить сущностным, отличительным признаком рассматриваемого предмета уголовно-правовой охраны. Ведь учет скорее присущ деятельности в сфере государственной статистики и подразумевает под собой прежде всего арифметическое вычисление определенных показателей. Не случайно Г. К. Смирнов называет «основным предназначением единых государственных реестров… упорядочение гражданского оборота отдельных видов объектов посредством осуществления учета и удостоверения (признания и гарантирования государственной защиты) прав на них определенных лиц или организаций, объема этих прав, их ограничения, обременения, а также связанных с этими объектами юридических фактов» <2>. Как видно, в этом случае учет назван лишь в качестве одного из признаков единых государственных реестров. ——————————— <2> Там же. С. 114.

Вполне очевидно, что ст. ст. 170.1 и 285.3 УК РФ содержат в себе диспозиции бланкетного характера, т. е. отсылают для уяснения признаков единого государственного реестра, охраняемого уголовным законом, к нормативно-правовым актам иной отраслевой принадлежности <3>. В этой связи возникает необходимость обращения к соответствующим положениям неуголовного законодательства. ——————————— <3> Ображиев К. В. Формальные (юридические) источники российского уголовного права: Монография. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 40; Пикуров Н. И. Применение следователем уголовно-правовых норм с бланкетной диспозицией. Волгоград, 1985. С. 9; Ибрагимов М. А., Ображиев К. В. Нормативные акты иных отраслей права как источники уголовного права: Монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2005. С. 18 — 19.

Упоминание о едином государственном реестре имеется в ст. 84 НК РФ, где в п. 8 отмечается, что на основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов РФ. Состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, определяется Министерством финансов РФ. Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков определяется, что данный Реестр включает в себя государственные базы данных учета налогоплательщиков и ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами на основе единых методологических и программно-технологических принципов и документированной информации, поступающей в эти органы. Реестр содержит сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ <4>. ——————————— <4> См.: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (вместе с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 10. Ст. 864 (в посл. ред. Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092).

Кроме того, в налоговом законодательстве содержатся ссылки на реестр резидентов зоны территориального развития <5>, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, реестр адвокатов, реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций <6>, единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области <7>. ——————————— <5> См.: Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7070. <6> См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145 (в посл. ред. Федерального закона от 16 ноября 2011 г. N 317-ФЗ). <7> См.: Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 3. Ст. 280 (в посл. ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ).

В ГК РФ имеется указание на единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 131). В свою очередь, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливается, что Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов <8>. ——————————— <8> См.: ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3594 (в посл. ред. Федерального закона от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ).

В ГК РФ, кроме того, предусматривается Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (ст. 1480), Государственный реестр изобретений Российской Федерации, Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации, Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации (ст. 1393), Государственный реестр охраняемых селекционных достижений (ст. 1412) и др. При этом в результате проведенного нами исследования не выявлено ни одного нормативного положения общего характера, определяющего понятие единого государственного реестра. Как правило, реестры предусматриваются различными отраслями права, различными нормативными актами и зачастую ведутся различными органами и ведомствами. Наш анализ показал, что законодательство, регламентирующее ведение единых государственных реестров, носит совершенно разрозненный характер. Вопреки бытующему мнению, единые государственные реестры не основаны на каких-либо единых принципах и правилах ведения. Достаточно обратить внимание на тот факт, что при обозначении реестров используется различная терминология. Например, Государственный реестр изобретений Российской Федерации очевидно является единым, но указание на такой его характер в законе отсутствует. Законодательству РФ известны и более существенные отличия в обозначениях соответствующих реестров. Так, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривается ведение Единого федерального реестра туроператоров <9>. При этом анализ нормативно-правовой базы в этой сфере позволяет утверждать, что данный реестр также является государственным. В связи с этим показательно, что Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений определяется, что данный реестр является федеральным информационным ресурсом <10>. ——————————— <9> См.: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 49. Ст. 5491 (в посл. ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ). <10> См.: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2585 (в посл. ред. Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092).

Следует заметить, что не все предусматриваемые российским законодательством реестры являются едиными государственными, т. е. носящими федеральный характер своего действия. В частности, Реестр адвокатов, хотя и ведется от лица государства, соответственно, выступает государственным реестром, является региональным по принципу своего действия <11>. ——————————— <11> См.: ст. 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102 (в посл. ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ).

Примечательно, что в Правилах ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений уточняется, что соответствующий реестр является федеральной собственностью <12>. ——————————— <12> См.: Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» (вместе с Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 43. Ст. 4238 (в посл. ред. Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092).

В целом же нормативно-правовые акты о конкретных единых государственных реестрах посвящены вопросам их структуры, содержания, значения и порядка ведения. В этих условиях для уяснения сущности единых государственных реестров представляется целесообразным обратиться к грамматическому толкованию соответствующих признаков уголовного закона. В толковом словаре русского языка слово «реестр» объясняется как «опись, письменный перечень» <13>. В толковом словаре иноязычных слов (реестр — от польского rejestr, позднелатинского regestrum, registrum) к этому значению добавляется второе — «книга для записи дел, документов и т. п.» <14>. При этом имеются основания утверждать, что понимание единых государственных реестров в уголовном законе не может сводиться лишь к описи, перечню чего-либо. Дело в том, что многие реестры являются подтверждением каких-либо юридических фактов. Например, государственный кадастр недвижимости включает в себя не только описание таких объектов, но и сведения о правообладателях, о существующих ограничениях и обременениях прав и т. п. Следовательно, единый государственный реестр подразумевает под собой информационный ресурс, содержащий массивы сведений относительно определенных юридических фактов, предметов. Причем, как показывают результаты анализа законодательства о единых государственных реестрах, структурная единица реестра, как правило, представляет собой дело, включающее конкретный перечень документов. ——————————— <13> Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: «Оникс»; «Мир и Образование», 2007. С. 475. <14> Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2005. С. 659.

Таким образом, установление признаков единого государственного реестра как предмета уголовно-правовой охраны должно основываться на тщательном изучении свойств конкретного реестра. При этом к числу обязательных необходимо относить единый федеральный характер реестра и его ведение от лица государства.

——————————————————————