Украшения через Интернет
(Терешко Ю.)
(«Юридическая газета», 2011, N 12)
УКРАШЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Ю. ТЕРЕШКО
Терешко Юлия, «Юридическая газета».
Я владелец ювелирного интернет-магазина. Есть свидетельство пробирной палаты о праве розничной торговли по образцам и каталогам через Интернет. Ссылаясь на письма Роспотребнадзора, пробирная палата предлагает исключить это право из карты постановки на спецучет. Права ли палата? Является ли деятельность по продаже драгоценных изделий через интернет-магазин противозаконной?
Для начала необходимо указать, что продажа ювелирных изделий через Интернет (с помощью так называемых интернет-магазинов) относится к дистанционному способу продажи товаров. Согласно п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612) продажей такого рода признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
На основании п. 5 Правил не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
Любой реализуемый товар выступает объектом гражданских прав. Гражданское законодательство разделяет все объекты гражданских прав на три вида (ст. 129 ГК РФ):
— объекты, свободные в гражданском обороте (их реализация может производиться лицами по своему усмотрению);
— объекты, ограниченные в гражданском обороте (то есть объекты, которые могут принадлежать только определенным субъектам либо реализация которых возможна лишь в разрешительном порядке);
— объекты, изъятые из гражданского оборота (их реализация запрещена).
Таким образом, дистанционным способом не могут реализовываться товары, гражданский оборот которых запрещен либо ограничен. В силу п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, ограниченных в гражданском обороте, определяются в порядке, установленном законом.
Порядок обращения драгоценных металлов в России регулируется Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Нормы этого Закона не предусматривают лицензирование деятельности по розничной продаже ювелирных изделий (хотя раньше оно действовало). Однако разрешительный порядок включает в себя не только лицензирование, но и ведение деятельности на основании специальных разрешений. Так, Законом предполагается ведение федерального пробирного надзора (ст. 13 Закона), охватывающего в том числе и специальный учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Порядок осуществления такого учета закреплен в Инструкции о порядке ведения специального учета, утвержденной Приказом Минфина России от 16.06.2003 N 51н. Согласно положениям Инструкции организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся реализацией ювелирных изделий, должны встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию. Причем сделать это нужно перед началом работы с драгоценными металлами и камнями (п. 2 Инструкции). После постановки на учет организации (предпринимателю) выдается свидетельство о постановке на специальный учет, а также карта постановки, заверенная в инспекции.
Как мы видим, в настоящее время ювелирные изделия относятся к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, поскольку на них распространен разрешительный порядок ведения деятельности по их реализации. Продавец ювелирных изделий не уведомляет органы пробирного надзора о начале своей деятельности (в этом случае ведение деятельности носило бы не разрешительный, а уведомительный характер и можно было бы говорить о свободной реализации ювелирных изделий), а сначала становится на учет и получает свидетельство и только после этого вправе продавать ювелирные изделия. Речь идет о товарах, свободная реализация которых ограничена законодателем, поэтому в данном случае дистанционный способ продажи подобных товаров будет незаконным.
Что касается позиции Роспотребнадзора, то здесь следует отметить следующее. В своем письме от 08.04.2005 N 0100/2569-05-32 Роспотребнадзор придерживается запрета торговли ювелирными изделиями при помощи дистанционного способа. Однако аргументация ведомства несколько иная. В частности, делается отсылка к п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, которым запрещается розничная продажа разносным способом изделий из драгоценных металлов. Между тем разносная торговля (которая предполагает, что при заключении договора купли-продажи продавец и покупатель все-таки встречаются, но вне места стационарной торговли) не идентична дистанционному способу продажи. Кроме того, Постановление Правительства РФ не является законом, а ведь только законом может ограничиваться оборот объектов гражданских прав. Поэтому приведенная аргументация кажется нам не совсем верной.
Имеется и иное объяснение запрета розничной продажи ювелирных изделий через интернет-магазины. Неотмененным Указом Президента РФ от 22.02.1992 N 179 утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. В него входят и изделия из драгоценных металлов. Однако обоснование запрета при помощи данного Указа также представляется не вполне правильным, ведь Указ Президента РФ в контексте ст. 129 ГК РФ не может ограничивать оборот объектов гражданских прав, поскольку не является законом.
На основании изложенного можно сделать вывод, что розничная продажа изделий из драгоценных металлов дистанционным способом в настоящий момент запрещена, так как ювелирные изделия относятся к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, на основании п. 2 ст. 129 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ.
——————————————————————