Проблема доступности ипотечного жилищного кредитования для основной массы населения Российской Федерации со средними доходами
(Хуснетдинова Л. М.) («Семейное и жилищное право», 2012, N 1)
ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ДЛЯ ОСНОВНОЙ МАССЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СРЕДНИМИ ДОХОДАМИ <*>
Л. М. ХУСНЕТДИНОВА
——————————— <*> Khusnetdinova L. M. Problem of affordability of mortgage housing lending for the majority of population of the Russian Federation with average income.
Хуснетдинова Лилия Мирзагитовна, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета.
Постоянный рост цен на жилье препятствует развитию ипотечного кредитования в Российской Федерации. Доступность ипотечного кредитования напрямую зависит от стоимости жилья, поэтому только расширением возможностей для кредитования повышения доступности жилья добиться трудно.
Одним из ключевых требований системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов для населения не только с высокими, но прежде всего со средними доходами. При этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачной и понятной всем участникам процесса ипотечного кредитования.
Ключевые слова: ипотечное жилищное кредитование, доступность ипотечного жилищного кредитования, доступность жилья, Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.
The constant rise of immovable property prices prevents development of mortgage lending in the Russian Federation. Affordability of mortgage lending directly depends on the cost of living accommodations therefore it is difficult to achieve increase of affordability of living accommodation only by broadening of possibilities for credit. One of key requirements of the system of a long-term mortgage lending is ensuring of affordability of mortgage credits for population with not only high but average income. At that the system of mortgage lending should be of market character (not of subsidized character) and completely transparent and clear for all participants of the process.
Key words: mortgage housing lending, accessibility of mortgage housing lending, affordability of living accommodations, Strategy of Development of Mortgage Housing Lending in the Russian Federation.
Проблема жилья является наиболее актуальной в современном обществе. Одним из способов ее решения может стать ипотечное жилищное кредитование. Формирование в Российской Федерации действенной системы ипотечного жилищного кредитования определено Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в числе приоритетных направлений государственной жилищной политики. Рост цен на недвижимость приводит к постоянно увеличивающемуся разрыву между ценами на жилье и доходами граждан. Приобрести жилье в собственность по договору купли-продажи без использования заемных средств для большинства граждан не представляется возможным. Ипотечное кредитование является наиболее приемлемым способом приобретения права собственности на жилое помещение. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в беседе с главным редактором информационной службы НТВ Татьяной Митковой сказал: «Когда мы начали заниматься этой проблематикой, долго обсуждали, какой механизм использовать; в конечном счете вышли на то, что главным механизмом должна быть ипотека. Непривычный механизм. Еще пять-семь лет назад само это слово было непонятным, книжным, казалось, что это откуда-то из заграничной жизни, и непонятно, что с этим всем делать. Но эта ипотека вошла в нашу жизнь, люди стали приходить в банки и получать кредиты. И сейчас самое главное — не обесценить саму эту конструкцию, а наоборот, придать ей дополнительную эластичность, дать дополнительные деньги. И в этом плане как раз и выстроены все наши решения. Мы не должны подорвать веру в те механизмы, которые мы с таким трудом создавали» <1>. ——————————— <1> URL: http://kremlin. ru/ (сайт Президента РФ Дмитрия Медведева).
С учетом того, что цены на недвижимость постоянно повышаются, накопить достаточную сумму для многих граждан просто невозможно. Ипотечное кредитование позволяет за относительно короткое время приобрести в собственность жилье, впоследствии постепенно возвращая заемные средства. Актуальность ипотечного кредитования заключается в способности решить социальные проблемы многих россиян. Наличие собственного жилья вносит в жизнь людей элемент благополучия и стабильности, и очень важно, по мнению социологов, чтобы жилье появлялось как можно раньше, а не после десятилетних ожиданий. В этом отношении альтернативы ипотечному жилищному кредитованию не существует. Возможность улучшения жилищных условий не должна быть привилегией лишь немногочисленной группы лиц с очень высокими доходами. Обеспечение доступным жильем граждан с разным уровнем дохода, как показывает мировая практика, возможно только с использованием механизма ипотечного жилищного кредитования <2>. ——————————— <2> Шабалин Ю. В. Особенности ипотечного кредитования в Российской Федерации // Правовые вопросы строительства. 2006. N 2. С. 31 — 33.
Однако приобретение жилого помещения с помощью ипотечного жилищного кредита в Российской Федерации остается недоступным. Даже до кризиса только 3% российских семей с доходами на каждого члена семьи свыше 25 000 рублей в месяц могли приобрести квартиры по социальным нормам жилья и выше при ипотечном кредите сроком на 20 лет, 5% российских семей с доходами на каждого члена семьи от 15 000 до 25 000 рублей могли приобрести в собственность дополнительно порядка 40 кв. метров, 7% российских семей, члены которых обладают доходами от 10 000 до 15 000 рублей на человека, могли приобрести дополнительную жилую площадь порядка 20 кв. метров <3>. Для остальных граждан ипотечное жилищное кредитование было недоступно. ——————————— <3> URL: http://www. ahml. ru/ (сайт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию).
Постоянный рост цен на жилье препятствует развитию ипотечного кредитования в Российской Федерации. Доступность ипотечного кредитования напрямую зависит от стоимости жилья, поэтому только расширением возможностей для кредитования повышения доступности жилья добиться трудно. Согласно исследованию Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), которое проводилось в 2008 г., основным препятствием для участия в ипотеке население Российской Федерации видит в первую очередь невысокие доходы (33% ответов), высокие процентные ставки (27%) и неуверенность в стабильном доходе (19%). То есть главные сложности только на треть зависят от банков (вопрос высоких процентных ставок постепенно решается банками в сторону их снижения). Более значимы повышение уровня жизни населения и стабилизация экономической ситуации в стране. Каждый пятый опрошенный отметил, что также достаточно значимыми факторами, препятствующими развитию ипотечного кредитования, являются процессы на самом рынке недвижимости — быстрые темпы роста цен (15%), отсутствие веры в его стабильность (9%) <4>. ——————————— <4> URL: http://nacfin. ru/ (сайт Национального Агентства финансовых исследований).
Доступность жилья, т. е. способность граждан приобретать жилье в собственность за счет своих и заемных средств, в существенной мере характеризует уровень развития общества. Недостаточный платежеспособный спрос населения, отставание реальных доходов от цен на жилье, нестабильность получаемых доходов — все эти факторы отрицательно сказываются на возможностях граждан приобретать жилье даже с помощью ипотечного кредита <5>. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 2000. N 3. Ст. 278.
Одним из ключевых требований системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования является обеспечение доступности ипотечных кредитов для населения не только с высокими, но прежде всего со средними доходами. При этом система ипотечного кредитования должна носить рыночный, а не дотационный характер, быть полностью прозрачной и понятной всем участникам процесса ипотечного кредитования <6>. ——————————— <6> Там же.
Ипотека может стать решающим фактором в развитии жилищного строительства и обеспечении граждан жильем по доступным ценам, но только при условии поддержки государства <7>. Так как у банков нет «длинных денег», и кредитные ставки сегодня недоступны основной массе населения Российской Федерации. ——————————— <7> Шабалин Ю. В. Указ. соч. С. 31 — 33.
Председатель Правительства В. В. Путин, выступая на XI съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия» <8>, заявил следующее: «Теперь несколько слов о проблеме, о которой я уже упоминал, и назвал это одним из основных инструментов решения жилищных проблем в мире. Это ипотека. Она у нас слабо развита. Почему? Ответ понятен и очевиден — дорого, ставка по кредитам высока. Сейчас средняя ставка — 14 — 15%. Для того чтобы ипотека подешевела до того уровня, чтобы количество людей, которые могли бы взять ипотечные кредиты, заметно выросло, ставка должна упасть, по мнению экспертов, правительственных экспертов, да и зарубежных наших коллег, которых мы привлекаем, до 10 — 11%. Но для того чтобы ипотека подешевела, у банков должен появиться «длинный» и недорогой ресурс, так называемые длинные деньги. Есть у нас такие источники или нет? Есть! Их, откровенно говоря, немного. Но два источника у нас есть точно. Это средства Фонда национального благосостояния и пенсионные накопления, находящиеся под управлением Внешэкономбанка. Часть пенсионных накоплений, находящихся под управлением Внешэкономбанка, будет вложена в надежные ипотечные облигации российских банков. Речь идет о 163 млрд. рублей. Кроме того, на выкуп таких бумаг Внешэкономбанк направит еще до 50 млрд. рублей собственных средств, и еще плюс 40 млрд. поступит от Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. В итоге в 2010 г. мы сможем дополнительно аккумулировать на поддержку ипотеки внушительную сумму в объеме 250 млрд. рублей. Причем эти средства будут размещаться таким образом, чтобы конечная стоимость ипотечного кредита для граждан как раз не превышала искомой величины в 10 — 11%». ——————————— <8> URL: http://premier. gov. ru/ (сайт Председателя Правительства Российской Федерации).
Основная функция государства в процессе формирования рыночной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования состоит в создании надлежащей законодательной и нормативной базы с целью правового обеспечения прав кредиторов — залогодержателей и инвесторов, предоставляющих долгосрочные кредитные ресурсы, а также обеспечения социальных гарантий, предоставляемых гражданам, приобретающим жилье с помощью ипотечных кредитов. Задача состоит в установлении оптимального баланса прав, делающего систему кредитования рентабельной и наименее рискованной для банков, а также доступной и безопасной для граждан-заемщиков <9>. ——————————— <9> Постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28.
Для того чтобы ипотечное жилищное кредитование было доступным для основной массы населения Российской Федерации со средними доходами, необходимо снижение процентных ставок по ипотечным кредитам, снижение требований к первоначальному взносу при предоставлении ипотечного кредита, введение моратория на взыскание по ипотечному кредиту в течение определенного периода в случае возникновения у заемщика временных трудностей с выплатами, повышение благосостояния населения, снижение цен на жилье, государственное финансирование ипотечного кредитования, закрепление на законодательном уровне предельных процентных ставок по ипотечному жилищному кредиту, размеры которых были бы приемлемы не только для кредиторов, но и для заемщиков. Нельзя допускать, чтобы, пользуясь безвыходным положением заемщиков, кредиторы действовали только в своих интересах, превращая сделку по ипотечному кредитованию в кабалу для заемщика. Согласно материалам Долгосрочной стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, разработанной ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», стратегической целью развития ипотечного жилищного кредитования является обеспечение к 2030 г. доступности приобретения, строительства, найма жилья с помощью ипотечного кредитования и других форм жилищного финансирования для 60% семей. Председатель Правительства РФ В. В. Путин отметил следующее: «Жилищный вопрос, как мы с вами хорошо знаем, касается практически каждого российского гражданина, каждого нашего человека. И в нашей стране эта проблема всегда была очень острой. Всегда. Цены на квартиры по-прежнему высоки. Только 18% наших граждан могут самостоятельно решать жилищные проблемы. Только 18%! Наша задача — сформировать предпосылки для перехода к качественно новому этапу в развитии жилищной сферы. Я говорил, что только 18% наших граждан могут самостоятельно решать жилищные проблемы. Нам необходимо довести эту цифру хотя бы до 60%, чтобы 60% граждан могли решать жилищную проблему. При известных налаженных государством инструментах, но самостоятельно» <10>. ——————————— <10> URL: http://premier. gov. ru/ (сайт Председателя Правительства РФ Путина).
Достижение стратегической цели будет происходить поэтапно. Выделение этапов основано на прогнозах развития российской экономики, приведенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. <11>. ——————————— <11> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. 2008. N 47. Ст. 5489.
Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации исходит из того, что в период с 2009 по 2011 г. благодаря реализации антикризисных мер экономика Российской Федерации начнет выходить из кризиса, рынок ипотеки начнет восстанавливаться, к концу периода ключевые показатели достигнут докризисных значений. Основными задачами первого этапа являются восстановление доверия к рынку у заемщиков, кредиторов и инвесторов, а также стимулирование жилищного строительства с помощью развития механизмов кредитования жилищного строительства под залог недвижимости, поддержки платежеспособного спроса на приобретение жилья на первичном рынке. К концу первого этапа доля семей, которым будет доступна ипотека, достигнет 19%; средняя ставка по кредиту снизится до 13%. Доля сделок с ипотекой на рынке жилья, объемы выдачи кредитов достигнут докризисных показателей — 20% и 230 тыс. кредитов соответственно. Стратегия исходит из полного восстановления рынка в период с 2012 по 2020 г. и выхода на устойчивый рост экономики. Период восстановления банковской системы после кризиса завершится, и банки будут активно предлагать ипотечные кредиты населению, за счет чего концентрация рынка снизится. Внедрение новых механизмов жилищного финансирования позволит достичь баланса между спросом и предложением на рынке жилья. К концу 2020 г. доля семей, которым будет доступен ипотечный кредит, достигнет 50%. Средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам на рынке снизится до 6% годовых, увеличится средний срок кредитов. Стратегия исходит из того, что в период с 2021 по 2030 г. рынок ипотеки приблизится к насыщению, т. е. доля семей, имеющих возможность взять кредит, достигнет предельных 60%. Таким образом, для населения Российской Федерации приобретение жилого помещения с помощью ипотечного кредитования является едва ли не единственным способом решения жилищного вопроса. В связи с высокими ценами на жилье не многие семьи могут себе позволить приобрести квартиру за наличный расчет.
——————————————————————
Вопрос: Увольняюсь в 2011 г. по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Общая выслуга более 10 лет. В 2005 г. получил денежную компенсацию за утраченное жилье в Чеченской Республике. Денежными средствами распорядился по своему усмотрению. В настоящее время жилого помещения не имею. Обязано ли государство при увольнении с военной службы обеспечить меня жилым помещением? («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 1)
Вопрос: Увольняюсь в 2011 г. по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Общая выслуга более 10 лет. В 2005 г. получил денежную компенсацию за утраченное жилье в Чеченской Республике. Денежными средствами распорядился по своему усмотрению. В настоящее время жилого помещения не имею. Обязано ли государство при увольнении с военной службы обеспечить меня жилым помещением?
Ответ: Вы не указали в своем вопросе, признаны ли Вы нуждающимся в жилом помещении (обеспечении жильем по договору социального найма). В ответе на Ваш вопрос будем исходить из того, что Вы признаны нуждающимся в жилом помещении. В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в документах, представленных ими в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Если бюджетные средства (то, что Вы называете компенсацией) Вам выделялись на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного, Вы подлежите снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях. В то же время если после распоряжения Вами целевыми денежными средствами на другие цели прошло более пяти лет, то в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации Вы можете подать документы на признание Вас нуждающимся в жилом помещении.
С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук
——————————————————————
Вопрос: Военнослужащий по контракту. Стаж — 20 лет. Контракт продлен. Жильем от Минобороны не обеспечивался. Участвовал в приватизации квартиры жены. Разведен. Если этот военнослужащий откажется от своей доли приватизации, будет ли предоставлено жилье от Минобороны? («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 1)
Вопрос: Военнослужащий по контракту. Стаж — 20 лет. Контракт продлен. Жильем от Минобороны не обеспечивался. Участвовал в приватизации квартиры жены. Разведен. Если этот военнослужащий откажется от своей доли приватизации, будет ли предоставлено жилье от Минобороны?
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом в соответствии с ч. ч. 4 — 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Ваши действия по отчуждению находящейся в Вашей собственности доли жилого помещения подпадают под действие ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, Вы можете быть признаны нуждающимся в жилом помещении в целях последующего обеспечения им с учетом условий, указанных в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук
——————————————————————
Вопрос: С мая 2010 г. стою в очереди на жилищный сертификат. 19 августа 2011 г. гарнизон исключен из списков закрытых гарнизонов. Сохранилось ли мое право на получение сертификата (подп. «б» и «ж» п. 5)? Уволен в 1994 г. («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 1)
Вопрос: С мая 2010 г. стою в очереди на жилищный сертификат. 19 августа 2011 г. гарнизон исключен из списков закрытых гарнизонов. Сохранилось ли мое право на получение сертификата (подп. «б» и «ж» п. 5)? Уволен в 1994 г.
Ответ: В соответствии с подп. «б» и «ж» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, следующие категории граждан Российской Федерации: — граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее — поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации; — граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Действительно, граждане, указанные в подп. «б» п. 5 вышеназванных Правил, имеют право на получение государственного жилищного сертификата в том случае, если подлежат переселению из закрытых военных городков. Граждане, указанные в подп. «ж» п. 5 Правил, имеют право на получение субсидии по государственному жилищному сертификату — вне зависимости от проживания на территории закрытого военного городка. Таким образом, исходя из смысла п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в случае исключения закрытого военного городка из соответствующего Перечня граждане, указанные в подп. «б» п. 5, утрачивают право на получение ГЖС.
С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук
——————————————————————
Вопрос: Проживаю в 2-комнатной квартире с семьей (4 человека) по договору социального найма. Включен в реестр жилья в ДЖО МО РФ как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Имеет ли право ДЖО МО РФ исключить меня из списка нуждающихся при приватизации этого жилья? («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 1)
Вопрос: Проживаю в 2-комнатной квартире с семьей (4 человека) по договору социального найма. Включен в реестр жилья в ДЖО МО РФ как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Имеет ли право ДЖО МО РФ исключить меня из списка нуждающихся при приватизации этого жилья?
Ответ: К сожалению, ответить на Ваш вопрос в полном объеме не представляется возможным, поскольку в вопросе не указаны все необходимые сведения, а именно: размер занимаемого жилого помещения, его общая площадь, учетная норма. При этом необходимо исходить из следующего. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетной нормой площади жилого помещения (учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. ч. 4 — 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук
——————————————————————
Вопрос: Офицер включен в единый реестр жилья в ДЖО как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 2002 г. Состав семьи — 4 человека. В 2002 г. дети были несовершеннолетние. Сейчас сыну 18 лет. Учится заочно. Дочери 11 лет. Прописаны все вместе, по одному адресу. На сколько человек должны дать ГЖС? («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 1)
Вопрос: Офицер включен в единый реестр жилья в ДЖО как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 2002 г. Состав семьи — 4 человека. В 2002 г. дети были несовершеннолетние. Сейчас сыну 18 лет. Учится заочно. Дочери 11 лет. Прописаны все вместе, по одному адресу. На сколько человек должны дать ГЖС?
Ответ: В соответствии с подп. «а» п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина — участника подпрограммы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина — участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином — участником подпрограммы, учитываются при расчете размера социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи. Таким образом, ГЖС будет рассчитан на всех членов Вашей семьи.
С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук
——————————————————————
Вопрос: Может ли военнослужащий быть признан нуждающимся в жилом помещении, если он имеет регистрацию у родственников в том же населенном пункте, где дислоцируется воинская часть? В собственности у военнослужащего нет жилого помещения. («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 1)
Вопрос: Может ли военнослужащий быть признан нуждающимся в жилом помещении, если он имеет регистрацию у родственников в том же населенном пункте, где дислоцируется воинская часть? В собственности у военнослужащего нет жилого помещения.
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. При этом в соответствии с ч. ч. 4 — 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Вы можете быть признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий с соблюдением условий, указанных в ч. ч. 1 — 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. ч. 1 — 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире не возможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. А далее все зависит от нюансов, которые Вы не указали: Вы зарегистрированы по месту жительства или по месту пребывания; были вселены как член семьи, как временный жилец, по договору найма (коммерческого) и т. д. Руководствуясь приведенными нормами, Вы можете самостоятельно оценить, есть ли у Вас право на признание нуждающимся в жилых помещениях.
С. В.Шанхаев Кандидат юридических наук
——————————————————————