Антикризисная жилищная политика в Алтайском крае

(Грицак А. Н.)

(«Жилищное право», 2007, N 12)

АНТИКРИЗИСНАЯ ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

А. Н. ГРИЦАК

Проводимая в Алтайском крае работа по реализации Программы внедрения и развития ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае на 2000 — 2005 годы дала некоторые положительные результаты.

Развивается система долгосрочного жилищного кредитования, представленная на сложившемся рынке жилья:

— открытым акционерным обществом «Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию» — региональный оператор ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (г. Москва);

— обществом с ограниченной ответственностью «Алтайская ипотечная корпорация», являющимся сервисным агентом ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (г. Москва) и работающим по его стандартам;

— коммерческими банками, среди которых лидирующее положение занимает Алтайский банк Сберегательного банка России.

Только за 2003 — 2005 годы населению Алтайского края на улучшение жилищных условий выдано около 12,6 тыс. жилищных и ипотечных жилищных кредитов на сумму около 4 млрд. рублей [1, с. 14].

В Алтайском крае созданы общие условия для развития рынка жилья.

По экспертным оценкам, ежегодно около трех процентов общей площади жилых домов меняет собственника, что составляет 1,5 млн. кв. м жилья.

Производственные мощности строительного комплекса Алтайского края имеют значительный резерв и способны в короткие сроки удвоить объем ввода жилья по сравнению с достигнутым уровнем.

С целью упрощения оформления ипотечных кредитов для населения ОАО «Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию» широко развернута работа по открытию представительств в районах и городах края. В 55 территориях края открыты представительства Агентства. Ипотека становится ближе к селянам и доступнее в организационном отношении.

С каждым годом увеличивается объем предоставленных населению ипотечных жилищных кредитов. Например, в 2005 году кредитными организациями выдано населению края более 5 тысяч жилищных ипотечных кредитов на сумму около 2,2 млрд. рублей. К 2010 году этот показатель планируется увеличить до 5,9 млрд. рублей, что позволит ежегодно улучшать жилищные условия 12 тысячам семей в год.

Только за январь — апрель 2006 года около тысячи семей улучшили свои жилищные условия, получив жилищные ипотечные кредиты через ОАО «Краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию» на сумму более 500 млн. рублей [1, с. 20].

Однако в целом в регионе реализация жилищной программы идет невысокими темпами. В 2006 году предусматривалось выдать 350 сертификатов на улучшение жилищных условий молодых семей, фактически было обеспечено 406 семей.

В 2007 году в Алтайском крае планировалось привлечь на реализацию подпрограммы нацпроекта «Доступное и комфортное жилье для молодых семей» 47 млн. рублей из федерального бюджета, 94 млн. из краевого бюджета и 47 млн. из местных бюджетов, а также 282 млн. рублей средств участников программы. Это позволит обеспечить жильем 828 молодых семей.

Объем средств, которые выделялись из федерального бюджета, полностью не освоили, так как многие муниципальные образования не заложили софинансирование в свои бюджеты.

Тем не менее по ипотечному кредитованию Алтайский край занимает лидирующие позиции среди всех регионов России. Возможность взять ипотечный кредит у населения Алтайского края в 2006 году возросла, в сравнении с 2005 годом, с 19 до 24% [1, с. 84].

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей — семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказывать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов и займов, молодым семьям.

Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение жилья на рынке, что приводит к постоянному росту цен на жилье. В этой ситуации большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, высокие административные барьеры на рынке и высокую степень его монополизации.

Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения.

В целом предстоит еще много сделать для выполнения грандиозных, но трудно реализуемых планов стабилизации жилищной сферы.

Библиографический список

1. Левченко А. Г. Ипотечное кредитование в Алтайском крае. Автореферат магистерской диссертации. Барнаул, ИНПСГ, 2007.

2. Михеев А. Н. Агентство по ипотечному кредитованию. Барнаул, 2007.

3. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Кулатов М. Н. Эффективность системы управления персоналом. М.: Изд-во Рос. эконом. акад., 1993. С. 164.

——————————————————————