Теоретические вопросы государственной правовой политики в области гражданского оборота

(Еременко А. С.) («Российская юстиция», 2013, N 5)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА

А. С. ЕРЕМЕНКО

Еременко А. С., кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются понятие и структура государственной правовой политики, реализуемой в области гражданского оборота. Автор описывает основные принципы и задачи государственной правовой политики, направленной на регулирование гражданских отношений.

Ключевые слова: гражданское право, теория права, государственная правовая политика, гражданский оборот, правоприменение.

The article gives the consideration of the notion and the structure of public legal policy being realized in the sphere of civil circulation. The author describes main principles and objects of the public legal policy intended for regulating civil relationships.

Правовая политика как выражение официальной позиции публичной власти демонстрирует реальное, фактическое отношение государства в лице его высших и низших органов и должностных лиц к физическим и юридическим лицам как участникам гражданского оборота; базовым гражданско-правовым институтам (праву собственности, наследственному праву, интеллектуальной собственности, договору и т. д.); защите гражданских прав через последовательное, органичное, открытое и эффективное проведение в жизнь общих и специальных (исключительных) правил применения гражданского закона, вытекающих из логики действия норм гражданского права. Государственная правовая политика — это конституционно-правовая форма правомерного выражения публичной воли правового государства в отношении законов, их действия и применения, которое основано на верховенстве права и непосредственности прав и свобод человека и гражданина, организующая системную научно-правовую, правотворческую и правоприменительную деятельность правомочных субъектов, которая осуществляется в целях установления, поддержания и сохранения правопорядка в данной конкретной правовой системе. Разнообразие проявлений права и мультифакторный характер окружающей правовые феномены и процессы среды обусловливают многосложную природу объекта воздействия государственной правовой политики, которая разветвляется на научно-правовую политику, обнимающую юридическую науку и образование, правотворческую политику и правоприменительную политику. Каждая конкретная область частных и публичных отношений (гражданский оборот, таможенная система, налоги и сборы и т. д.), на которую устремлена государственная правовая политика, предполагает интегрированную кампанию по правомерной реализации публичной воли, обеспечивающей концентрированное, специальное приложение научно-правовых, правотворческих и правоприменительных тактических и стратегических инструментов государственной правовой политики к релятивной области. Научно-правовое направление правовой политики государства представляет собой специализированную деятельность, которую ведут правомочные субъекты — отдельные ученые и их группы, научно-исследовательские и образовательные учреждения, иные приравненные к ним лица — с целью создания научного продукта и получения социально-культурного результата, которые характеризуются высоким общественно положительным потенциалом и полезностью с точки зрения повышения эффективности государственной власти и правового регулирования общественных отношений. Целями научно-правовой политики являются образование целостной научно-обоснованной государственной позиции по поводу формирования, накопления, преобразования, распространения и сохранения научного знания о законах, их действии и применении, а также обеспечение эффективного практического внедрения данной позиции <1>. Очевидно, без целенаправленного организующего поведения государства в отмеченной области позитивный эффект от научного юридического производства, показывающего весомые социально-культурные результаты, будет низким. ——————————— <1> О взаимодействии юридической науки, законодательства и правоприменительной практики и роли научной деятельности юристов в процессе формирования правовой политики см.: Владимиров Л. Е. Правовое творчество. М., 1905. С. 35 — 36.

В правотворческом секторе государственной правовой политики концентрируются инструменты публичного воздействия на формирование источников права и реализацию официальной позиции государства в отношении признания или непризнания тех или иных источников (форм) права, то есть воздействия на процессы объективизации права в связи с настоящим моментом, запечатлевающим политическую обстановку, уровень экономической жизни, культурное своеобразие и иные факторы, и перспективами общественного развития. Правоприменительная политика выступает в качестве кульминации объединенных усилий государства по правомерному осуществлению тактических и стратегических средств организованного публичного воздействия на общественные отношения с целью совершенствования механизмов саморегуляции и экстернального регулирования последних. Содержательные и формальные аспекты проведения правоприменительной политики выявляют действительное качественное отношение государства к своим собственным законам, к процессу и результату их применения судами. В рамках правоприменительной политики формируется идеологическая платформа правоохранительной системы государства, с которой отдельно взятый правоприменитель аутентифицирует и соизмеряет свои профессиональные этические принципы, соотносит собственные профессиональные установки, сообразует собственные культурно-правовые требования. Правоприменительная политика в области регулирования отношений гражданского оборота отражает не только официальную позицию государства, занимаемую по вопросу о методологии квалификации гражданских отношений, толкования и применения норм гражданского права, но и реальное состояние правоприменительной системы, призванной защищать гражданские права субъектов национального права. Правовая политика государства в сфере гражданского оборота реализуется посредством выработки системы официальных установок, базирующихся на исторически сложившихся, устойчивых, общепризнанных в данном конкретном обществе представлений об экономической природе имущества и иных защищаемых законом благ, с помощью которой государство через свои органы (главу государства, исполнительные, законодательные и судебные органы государственной власти) на основании собственного конституционного правопорядка способно и обязано воздействовать и фактически воздействует на имущественные и личные неимущественные гражданские отношения с целью оптимизации механизма гражданско-правового регулирования. Положительную динамику развития частных и публичных отношений, регулируемых правом, обусловливает способность государства формировать качественную правовую стратегию координации и управления такими отношениями. Такая способность воплощается в реальной жизни через проведение эффективной государственной правовой политики в совокупности всех ее элементов. Проблема статуса государственной правовой политики не имеет однозначных решений. Некоторые авторы ставят под сомнение сам вопрос об автономном существовании государственной правовой политики, ассимилируя последнюю с государственной политикой в области правового регулирования, законодательства, законодательного процесса и законодательных предположений. В свете жизненности идеи правового государства и множества настоящих примеров государств данного типа, характеризуемых географическим разнообразием, можно сделать аподиктичный вывод о том, что государственная правовая политика как конституционно-правовая форма выражения публичной воли правового государства в отношении закона, его действия и применения является неотъемлемым политико-правовым атрибутом последнего. По сути, именно посредством становления и реализации государственной правовой политики современное правовое государство осуществляет функции, соизмеряя их со свойствами активности (способности действовать) и аппликативности (способности применяться) своего Основного и ординарных законов. Государственная правовая политика представляет собой сложное образование, обладающее специфической структурой и состоящее из большого числа элементов. Идентификацию и классификацию этих элементов предвосхищают функциональные и структурные качества правовой политики государства, благодаря которым между этими элементами выстраиваются первостепенные и второстепенные позиции, а также связи и отношения между ними. Государственная правовая политика разветвляется на взаимозависимые отрасли, охватывающие специфические сегменты правового пространства. Критериями выделения таких отраслей могут служить различные агенты и их комплексы, главные среди которых возникают на плоскости юридической науки, законодательства и правоприменительной практики как трех «столпов» права как масштабного социально-политического явления. В связи с этим государственная правовая политика, распространяясь в обозначенных направлениях, дифференцируется на государственную научно-правовую политику, государственную правотворческую, или законодательную, политику и государственную правоприменительную политику. Каждая ветвь государственной правовой политики представляет собой взаимодействующий компонент одного целого явления в жизни современного правового государства. Системный характер государственной правовой политике, включающий целостность, целесообразность, открытость и функциональность и иные показатели, придает гармонизация стратегических и тактических подходов в рамках общей методологии реализации публичного потенциала государства, ориентированная на ценности <2>, которые защищает Основной Закон <3>. ——————————— <2> О взаимосвязи правовой культуры и действия закона как гуманитарной ценности см.: Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978. С. 123. <3> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Федеральными конституционными законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.

Имущественные и личные неимущественные отношения гражданского оборота в преобладающей степени регулируются нормами гражданского права <4>. Великое разнообразие данных отношений, обусловленное обилием проявлений тех или иных сторон реальной жизни, предполагает вариативность гражданского правового регулирования и высокое качество его формальных и содержательных параметров. ——————————— <4> См.: статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (часть первая), принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 ноября 1994 г. (в редакции от 27 декабря 2009 г., с изменениями от 8 июня 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 1999. N 28. Ст. 3471; 2009. N 1. Ст. 20.

Объективные характеристики гражданско-правового регулирования, позволяющие оценить эффективность последнего, складываются в процессе реализации государственной правовой политики, взятой в единстве трех ее основных секторов. Поэтому не может быть, скажем, эффективной правоприменительной политики при малоэффективных правотворческой либо научно-правовой, или наоборот. При кондиции взаимозависимости и взаимодополнительности всех структурных компонентов государственной правовой политики наступает положительный эффект от реализации последней в данной конкретной правовой системе в данных конкретных условиях времени и пространства. Эффективность гражданского правоприменения напрямую зависит от юридико-технических характеристик актов, содержащих нормы гражданского права <5>. ——————————— <5> О цивилистическом понимании юридической техники см.: Красавчиков О. А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. М., 2005. Т. 1. С. 231 — 242.

Используя публичный ресурс государства и малозадействуемый сегодня потенциал гражданского общества, можно управлять или можно координировать процессы формирования и усиления названных факторов, влияя на положительную динамику развития эффективности гражданского правоприменения. Государственная правовая политика в области гражданского оборота (гражданско-правовая политика) реализуется через систему официальных установок, базирующихся на исторически сложившихся, устойчивых, общепризнанных в данном конкретном обществе представлений об экономической природе и аксиологии имущества и иных благ, посредством которых государство на основании своего конституционного правопорядка способно и обязано воздействовать и фактически воздействует на имущественные, личные неимущественные и иные гражданские отношения, обладающие признаками равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках проводимой гражданско-правовой политики государство в лице его правомочных органов актуализирует приоритетные направления развития гражданского оборота на имеющую значение хронологическую (краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную) перспективу и конституирует основания, условия и порядок формирования, использования и упразднения средств (принципы, методики, задачи и т. д.) и ресурсов (позитивный закон, прецедент и т. д.) гражданско-правового воздействия на имущественные, личные неимущественные и иные гражданские отношения с целью обеспечения конституционного правопорядка как цельного состояния жизнедеятельности государства. На основе принципов гражданско-правовой политики формируется система благ, признаваемых объектами гражданских прав, вырабатываются правила квалификации гражданских отношений, в юридический состав которых включаются элементы — субъекты, их права и обязанности (правомочия), объект, предмет как данный конкретный вид объекта. Гражданско-правовая политика выступает в роли методологической опоры для механизма обеспечения защиты прав участников гражданского оборота, принципов функционирования данного механизма (легисакционность, недопустимость злоупотребления правом, предельность (исчерпаемость) средств защиты, формальность, специализация и т. д.) и его организационной структуры (альтернативность средств защиты, сочетаемость досудебного и судебного способов защиты, обжалуемость судебных актов, конкурентность споров о факте и споров о праве и т. д.). Государственная правовая политика в совокупности всех ее структурных элементов выступает в системообразующем качестве методологического ориентира для организации и проведения правоприменительной экспертизы актов гражданского законодательства, которой преследуется цель измерения эффективности норм гражданского права, действующих и применяющихся в данной конкретной правовой системе.

——————————————————————