Тенденции развития института реорганизации хозяйственных обществ
(Еремин В. В.) («Налоги» (газета), 2011, N 19)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА РЕОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ
В. В. ЕРЕМИН
Еремин В. В., аспирант Российской академии правосудия.
В последние годы законодательство России бурно развивается, принимаются многочисленные нормативные акты, в т. ч. касательно реорганизации хозяйственных обществ. С принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» порядок реорганизации претерпел существенные изменения в части регламентирования действий юридических лиц после принятия решения о реорганизации. В настоящий момент для обсуждения опубликован проект нового Гражданского кодекса Российской Федерации, подготовленный на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» <1>. ——————————— <1> URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/11059.html (дата обращения 01.03.2011).
Изменения относительно института реорганизации коснулись прежде всего нескольких главных направлений: 1) процедуры реорганизации компаний (корпораций); 2) гарантий прав кредиторов реорганизуемого юридического лица и ответственности лиц, принимающих решение о реорганизации; 3) повышение роли регистрации и регистрирующих органов. Рассмотрим эти изменения более подробно. Первое и, пожалуй, наиболее важное изменение касается установления новой обязанности юридического лица: уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации. В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации юридическое лицо в письменной форме обязано сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации и приложить решение о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. Представляемое в регистрирующий орган уведомление содержит сведения о каждом обществе, принимающем участие в реорганизации, создаваемом (продолжающем) деятельность, о форме реорганизации, а также описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований и иные сведения, предусмотренные законом. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, на основании представленного уведомления в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации. Соответственно, если в реорганизации принимает участие несколько юридических лиц, то запись будет внесена в отношении каждого юридического лица, принимающего участие в реорганизации (пп. «т» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Документами, подтверждающими внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются: свидетельство о внесении в Единый государственный реестр записи о принятии решения о реорганизации юридического лица с указанием формы реорганизации, а также выписка из ЕГРЮЛ, содержащая соответствующую запись о реорганизации в отношении каждого из участвующих обществ. Второе нововведение касается изменения порядка помещения сообщения о реорганизации юридического лица в средствах массовой информации. Возможность помещения сообщения о реорганизации возникает у юридического лица только после «внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации» <2>. ——————————— <2> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (п. 2 ст. 13.1).
Соответственно, к документам на помещение информации о реорганизации юридического лица прикладывается свидетельство о внесении в Единый государственный реестр записи о принятии решения о реорганизации юридического лиц. Поскольку размещение информации о реорганизации юридического лица направлено, главным образом, на соблюдение прав кредиторов (возможность досрочного прекращения исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения убытков), что закреплено в ст. 60 ГК РФ, немаловажным, думается, является и определение времени помещения второй публикации <3> в средствах массовой информации. ——————————— <3> Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
По данному вопросу были даны разъяснения письмом ФНС России, согласно которым второе помещение сообщения о реорганизации юридического лица в средствах массовой информации возможно «не ранее дня, следующего за днем истечения одного месяца со дня помещения» в средствах массовой информации «первого уведомления о реорганизации юридического лица (лиц)» <4>. ——————————— <4> Письмо ФНС России от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64@ «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации».
Кроме того, в Гражданский кодекс внесены уточняющие положения о том, что требования кредиторов не могут влиять на ход процедуры реорганизации. Наконец, еще одно изменение, на которое хотелось бы обратить внимание, — это включение в Закон о государственной регистрации юридических лиц положений, касающихся порядка извещения кредиторов юридического лица о начале процедуры реорганизации. Ранее действующая редакция этого Закона не содержала таких положений, однако теперь с их принятием на юридические лица возложена обязанность в письменной форме известить всех известных ему кредиторов о реорганизации в течение пяти рабочих дней после даты направления в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации. Поскольку времени с момента вступления в силу нововведений относительно порядка реорганизации юридических лиц прошло немного, то в процессе их применения обязательно будут возникать вопросы, которые со временем найдут свое разрешение, или же по ним будут даны разъяснения государственными органами. Но на сегодняшний день уже можно сказать, что изменения, осуществленные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ, внесли положительную динамику в процедуру реорганизации в целом. Обязанность представления уведомления в регистрирующий орган, дает возможность государственному регистрирующему органу отразить производимые юридическими лицами действия по реорганизации юридического лица, что в свою очередь позволяет любому гражданину России или организации, заказав выписку из ЕГРЮЛ, увидеть произошедшие изменения в сведениях о юридическом лице. Расширены положения о гарантиях прав кредиторов. И несмотря на то, что количество публикаций о реорганизации выросло с одной до двух, в общем и целом срок реорганизации не увеличился. Более подробно гарантии прав кредиторов и ответственность лиц, принимающих решение о реорганизации, отражены в проекте Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, в связи с введением возможности реорганизации юридического лица с одновременным сочетанием различных форм реорганизации (ст. 57 проекта Кодекса) существенным образом претерпела изменения и ст. 60 проекта Кодекса, которая была дополнена ст. ст. 60N и 60I. Суть предлагаемых изменений сводится к следующему: — уточняется, что кредитор имеет право потребовать досрочного исполнения обязательства, если его права возникли до опубликования первоначального уведомления о реорганизации. Данное правило не действует, если кредитор заключил соглашение с должником (реорганизуемым юридическим лицом); — требования кредитора должны предъявляться не позднее 30 дней после даты последнего опубликования уведомления о реорганизации, но не могут быть предъявлены, если кредитор имеет достаточное обеспечение (в частности, залог); — дается характеристика достаточного обеспечения <5>; — указывается, что если должник не исполнит надлежащим образом заявленное требование кредитора и не предоставит обеспечение, то юридические лица, образовавшиеся в результате реорганизации, несут солидарную ответственность. А касательно форм слияния и присоединения солидарную ответственность по обязательствам должника наряду с ним несут лица, принявшие решение о реорганизации. ——————————— <5> Достаточным будет являться такое обеспечение, которое кредитор принял, либо ему выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого юридического лица (п. 3 ст. 60 проекта Закона).
Проект Гражданского кодекса проводит разграничение между недействительностью решения о реорганизации и признанием несостоявшейся реорганизации корпорации (ст. ст. 60N и 60I). Признание судом недействительным решения о реорганизации не приводит к ликвидации возникшего юридического лица, а юридические лица, образованные в результате реорганизации, и участники, голосовавшие за реорганизацию, возмещают солидарно убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшего против или не принимавшего участия в голосовании, и кредиторам реорганизованного юридического лица. Если же участник в результате злонамеренной реорганизации теряет корпоративные права, а именно право на участие в этой организации, то суд признает такую реорганизацию несостоявшейся и проводит действия по обратной реорганизации в соответствии со ст. 60I проекта Кодекса. Таким образом, многие из указываемых ранее в научной литературе положений и недостатков действующего законодательства, постарались учесть в проекте нового Гражданского кодекса. Одно из наиболее важных изменений в проекте Кодекса является то, что четко отражается зависимость действий юридического лица от действий его физических лиц. Закрепляется прямая ответственность лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиального органа юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, за их действия от имени юридического лица (ст. 53N). Это тем более важно, что само по себе юридическое лицо как правовая фикция зачастую не может обеспечить права и предоставить гарантии кредиторам и другим заинтересованным лицам. Последнее, на что хотелось бы обратить особое внимание в рамках новых тенденций развития отечественного законодательства, — это на повышение роли регистрации и регистрирующих органов. Законодателем большое значение придается сведениям, существующим в Едином государственном реестре юридических лиц. Понимая все тонкости данного процесса, вводится сбалансированная система сдержек и противовесов. Ст. 51 проекта Кодекса вводит понятие презумпции невиновности лица, полагающегося на данные Единого государственного реестра юридических лиц. С другой стороны, предлагается ввести ответственность самого юридического лица за представление недостоверных сведений либо за несвоевременное представление, либо за непредставление достоверных сведений в ЕГРЮЛ. Решен вопрос относительно полномочий государственного органа по проверке законности оснований государственной регистрации и достоверности данных, включаемых в реестр, а также соответствие законодательству содержания устава при регистрации юридического лица, изменений его устава или включения иных данных, не связанных с изменениями устава. Предусматривается на законодательном уровне возможность использования типового устава, что в целом облегчает подготовку и проверку представляемых документов. Вводится новая обязанность уполномоченного государственного органа юстиции в случаях, предусмотренных Законом о государственной регистрации юридических лиц, заблаговременно сообщать заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в Единый государственный реестр юридических лиц. Последние имеют право направить в уполномоченный государственный орган юстиции возражения относительно предстоящей регистрации. Проблему оспоримости государственной регистрации юридического лица, которая неоднократно обсуждалась в научных кругах, законодателем предложено разрешить в следующей формулировке: «Государственная регистрация юридического лица может быть признана недействительной судом в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Включение в Единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в реестр с нарушением закона» <6>. ——————————— <6> П. 6 ст. 51 проекта Гражданского кодекса Российской Федерации. URL: http://www. consultant. ru/law/hotdocs/11059.html (дата обращения 27.01.2011).
Таким образом, можно сделать вывод о желании законодателя повысить роль регистрирующих органов в процессе регистрации юридического лица и внесения изменении в сведения о нем, а также повысить сам факт регистрации как необходимый элемент публичности и достоверности сведений о юридическом лице, на которые ориентированы все третьи лица гражданского оборота.
——————————————————————