Жертвы телевидения
(Дружинин А.)
(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 17-18)
ЖЕРТВЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
А. ДРУЖИНИН
Александр Дружинин, юрист, г. Санкт-Петербург.
«Есть телевизор, подайте трибуну — так проору, разнесется на мили…», — пел в далекие 70-е Владимир Высоцкий. Сегодня телевидение стало одной из мощнейших и богатейших отраслей медиаиндустрии, и было бы странным, если бы оно оставалось вне зоны судебных споров.
Некачественная телепрограмма
Один господин в отделе «Роспечать» в г. Вольске Саратовской области приобрел номер одной из федеральных российских газет, в котором имелась программа передач на неделю под названием «Теленеделя» (являющаяся неотъемлемой частью данной газеты). В разделе телепрограммы «Воскресенье, 8 мая», канал «Россия 2» была указана следующая информация: «06:45 — 09:40, 21:30, 23:55 — Хоккей. Чемпионат мира. Трансляция из Словакии».
Вместе с тем в данном разделе телепрограммы отсутствовала идентификация указанных в телепрограмме игр по группам. По официальным данным, полученным гражданином из г. Братиславы (места проведения чемпионата мира по хоккею), матч по хоккею с шайбой между сборными командами России и Чехии (группа Е 1Д-2А) был назначен на 08.05.2011 на 18 часов 15 минут по московскому времени. Однако в указанный час по телеканалу «Россия 2» вышеуказанный матч в прямом эфире не транслировался (он был показан ночью в записи).
Из новостного блока телеканала «Россия 24», вышедшего в свет 09.05.2011 в 00 часов 01 минуту по московскому времени, телезритель узнал результаты вышеуказанного матча, а также то, что матч транслировался в прямом эфире в 18 часов 15 минут по московскому времени на «Первом канале». Данные обстоятельства, по мнению истца, свидетельствовали о ненадлежащем качестве телепрограммы, размещенной в рамках официального средства массовой информации.
Поскольку с 1987 года по настоящее время истец увлекается хоккеем, является страстным болельщиком сборной России по хоккею, продажа некачественного товара причинила ему существенный моральный вред, выразившийся в переживаниях, связанных с неведением о времени матча, влияющего на развитие турнирной таблицы чемпионата мира по хоккею 2011 года, эмоциональном стрессе, потере благоприятных условий жизни, потере радости в жизни, дискомфорте.
Таким образом, по мнению болельщика, в приобретенной им газете имелась недостоверная информация о телевизионном канале, на котором должен был транслироваться в прямом эфире хоккейный матч сборных команд России и Чехии, что свидетельствует о ненадлежащем качестве товара (телепрограммы и газеты в целом). Истец считал, что было нарушено его право потребителя на получение достоверных сведений и качественного товара, в связи с чем с учетом уточненных исковых требований просил суд взыскать компенсацию морального вреда с Федерального государственного учреждения (редакции газеты) в сумме 1000000 руб., с привлеченного в качестве соответчика издателя — также 1000000 руб.
Рассматривая данное дело, суд установил, что сведений о том, что матч будет транслироваться в прямом эфире, в телепрограмме не имелось. Истец не оспаривал, что данная игра была показана в записи на телеканале «Россия 2» в ночь с 8 на 9 мая 2011 года, а это соответствует времени трансляции данной игры, указанному в телепрограмме, — 23 часа 55 минут. В данном номере газеты также было указано, что в телепрограмме возможны изменения по независящим от редакции причинам.
Кроме того, информацию о сетках вещания на неделю в форме адаптированных к печати текстов телепрограмм, в том числе телеканала «Россия 2», издатель предоставляет редакции по договору. При этом п. 2.3.3 данного договора предусматривает, что при публикации не допускаются искажения предоставленного текста. А издатель, в свою очередь, получает данную информацию от другой организации на основании заключенного с ней договора.
В связи с этим суд пришел к выводу, что ответчики не могут нести ответственность за достоверность предоставленной третьим лицом информации о планируемой программе телевизионных передач. При этом он обоснованно указал на то, что время начала телевизионных трансляций спортивных соревнований, показ которых осуществляется в прямом эфире, находится в прямой зависимости от решения организаторов такого спортивного мероприятия о его начале. Поэтому суд отказал в удовлетворении требований истца, права которого действиями ответчиков нарушены не были (Кассационное определение Саратовского областного суда от 24.08.2011 по делу N 33-4475).
Представлен в ненадлежащем виде
Истец обратился с исковым заявлением к ГТРК «Вологда», Всероссийской ГТРК, указав, что сотрудники ГТРК «Вологда» — журналист и оператор — без его разрешения проводили видеосъемку его активного участия в акции по выносу имущества некоей организации из ранее занимаемых ею помещений. Снятый видеосюжет был показан вечером этого же дня и утром следующего по городскому каналу и размещен в Интернете. Истец считал, что данные действия сотрудников ГТРК «Вологда» нарушили его права, причинили ему моральный вред, так как в указанном видеосюжете он представлен в ненадлежащем виде и без его разрешения на это.
Однако суд с предъявленным иском не согласился, отметив следующее.
Съемку граждан, в числе которых находился и истец, осуществлявших вынос имущества общества из нежилых помещений, производил оператор ГТРК «Вологда» в целях освещения деятельности службы судебных приставов-исполнителей по исполнению решения Арбитражного суда Вологодской области об освобождении данных помещений. Объектом видеосъемки был общий фон места исполнения решения и приезд на место исполнения старшего судебного пристава ОССП по г. Вологде.
Таким образом, в силу положений ст. 152.1 ГК РФ при проведении указанной видеосъемки оператору ГТРК «Вологда» не требовалось согласие лиц, попавших в кадр съемки, на обнародование и дальнейшее использование их изображений, так как такое обнародование осуществлялось в общественных интересах.
Спорное изображение использовалось ГТРК «Вологда» в общественных и публичных интересах, у сотрудников указанной телекомпании отсутствовала цель отразить в сюжете деятельность только истца, что в силу п. 1 ст. 152.1 ГК РФ предоставило ответчику возможность использования изображения истца без получения на то его согласия (Апелляционное определение Вологодского областного суда от 18.04.2012 N 33-1422/2012).
А закончить этот забавный телеобзор хотелось бы цитатой из той же песни Высоцкого «Жертва телевидения»:
У нас действительность еще шикарней:
Два телевизора — крути-верти.
«А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!» —
За них не боязно с ума сойти.
——————————————————————