Региональный принцип исчерпания прав
(Попиков О.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 22)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ИСЧЕРПАНИЯ ПРАВ
О. ПОПИКОВ
Олег Попиков, главный юрисконсульт, г. Нижний Новгород.
Создание Единого экономического пространства предполагает изменение модели исчерпания прав на товарный знак. Рассмотрим, при каких условиях эти преобразования позитивно скажутся на развитии экономических связей и улучшат состояние российской конкурентной среды.
Только с согласия правообладателя
Несмотря на значительный объем полномочий, исключительное право имеет законные ограничения. Исключительное право считается исчерпанным в отношении товаров, законным образом введенных в гражданский оборот. Вопрос о порядке исчерпания прав решается в каждом государстве самостоятельно. Подписанное 9 декабря 2010 года Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности предполагает изменение принципа исчерпания прав на товарные знаки. Суды РФ рассмотрели немало споров относительно применения принципа исчерпания. В деле N А40-2250/09-51-27 по иску Каяба Коге Кабусики Кайся (Япония) Арбитражный суд г. Москвы сделал вывод, что ввоз на территорию РФ товаров, маркированных самим правообладателем, не является нарушением прав последнего. Действия истца по запрету ввоза оригинальных товаров квалифицированы судом как злоупотребление правом в виде ограничения конкуренции и стремление к занятию доминирующего положения на рынке. В последнее время судами высших инстанций поддержана позиция, что ввоз продукции без согласия правообладателя носит незаконный характер (Определение ВАС РФ от 05.08.2010 N ВАС-10102/10). В Определении ВАС РФ от 01.07.2011 N ВАС-5318/11 указано, что российским законодательством (ст. 1487 ГК РФ) установлен национальный принцип исчерпания права, предполагающий, что не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия. В Республике Беларусь также действовал национальный принцип исчерпания. В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить другим лицам использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот в Республике Беларусь непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия. Для введения в оборот товаров, ввезенных из других государств, требуется согласие правообладателя. Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» не содержит специальной нормы, устанавливающей национальный режим исчерпания прав. Вместе с тем владелец товарного знака имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему товарным знаком в отношении указанных в свидетельстве товаров и услуг (ст. 4 Закона). Никто не может использовать охраняемый в Республике Казахстан товарный знак без согласия владельца. Таким образом, ввоз на территорию Республики Казахстан оригинальных товаров без согласия правообладателя является незаконным.
От национального к региональному
Соглашением о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности стороны ввели региональный принцип исчерпания прав на товарный знак. Таким образом, не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории государств сторон непосредственно правообладателем или другими лицами с его согласия. Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 года. Высказывались различные мнения относительно целесообразности применения той или иной модели исчерпания. Большая часть членов Международной торговой палаты (ICC) выступает в поддержку национального принципа исчерпания. По их мнению, в силу причин, относящихся к коммерческой стратегии, контролю за качеством товара, репутации брендов, безопасности, у бизнеса существует законный интерес в осуществлении контроля за реализацией собственных товаров на различных рынках, для того чтобы продукция, предназначавшаяся для одного рынка, не продавалась на другом. Кроме того, приводятся доводы о том, что свободный ввоз продукции не приведет к большей доступности товаров для потребителей или снижению цен на них («Актуальные вопросы интеллектуальной собственности для предпринимателей: Рекомендации для предпринимателей и органов власти». 10-е изд. Документ является официальной публикацией Международной торговой палаты — Всемирной организации бизнеса (ICC) и впервые был опубликован на официальной интернет-странице Комиссии ICC по интеллектуальной собственности в апреле 2010 года). Забота о контроле качества вряд ли является основанием ограничения ввоза продукции. Действующий Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» обеспечивает высокий уровень ответственности как импортера, так и непосредственного продавца. Наличие на рынке независимых поставщиков позволит обеспечить ценовой плюрализм: потребители смогут покупать необходимые товары по более приемлемой цене. Введение регионального принципа исчерпания обеспечит возможность приобретать без согласования с правообладателем товары на территории любого из государств. Это, безусловно, позитивно скажется на развитии экономических связей внутри Единого экономического пространства (ЕЭП). Кроме того, нельзя не согласиться с тем, что изменение принципа исчерпания может улучшить состояние российской конкурентной среды <1>. ——————————— <1> Голикова Ю. А. Параллельный импорт: за и против // http://www. tks. ru.
Вместе с тем в условиях ЕЭП возникает риск незаконного ввоза оригинальной продукции через территорию других государств-участников. Ответственность за незаконный ввоз подобного товара на данный момент не унифицирована. Государства становятся зависимыми от уровня защиты, имеющегося у партнеров по ЕЭП. Это требует разработки единых мер ответственности за незаконный ввоз оригинальной продукции из-за пределов ЕЭП.
——————————————————————