Правотворчество и экология <*>

А.К. ГОЛИЧЕНКОВ

———————————

<*> Рецензия на книгу: Боголюбов С.А. Правотворчество в сфере экологии. М.: Эксмо, 2010. 528 с.

Голиченков А.К., декан юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор.

Опубликованная монография доктора юридических наук, профессора С.А. Боголюбова весьма востребована в настоящее время. Она включает три раздела: 1) общие проблемы и направления правотворчества в сфере экологии; 2) правотворчество в сфере охраны окружающей среды; 3) правотворчество в сфере природопользования.

Рассматриваемые автором рецензируемого издания проблемы экологического права и законодательства — о предмете и методах, унификации терминологии, соотношении с международным, гражданским, градостроительным и иными отраслями российского права и законодательства — представляют интерес не только для участников правотворческой деятельности, но и для преподавателей, аспирантов, студентов юридических вузов, для всех, кто озабочен состоянием окружающей природной среды. Для специалистов, в свою очередь, могут представлять интерес варианты экологически значимых решений, основные способы их подготовки, принятия и совершенствования, попытки вычленения и формулирования концептуальных проблем правотворчества, решение которых может влиять на создание благоприятных условий проживания граждан.

С.А. Боголюбовым охватываются основные темы и проблемы правотворчества в сфере экологии — об экологизации всего правотворчества, экологической экспертизе проектов правовых актов, о единой государственной экологической политике, трудностях обеспечения соблюдения прав и исполнения обязанностей в сфере охраны окружающей среды, создании и поддержании режима особо охраняемых природных территорий, об историческом подходе к правотворчеству в сфере экологии.

Актуальны размышления о правовом регулировании экономического механизма охраны окружающей среды, формах экологического контроля, правовых мерах по обеспечению сохранения атмосферного воздуха и климата, многолетних, не всегда успешных, правотворческих инициативах в отношении охраны озера Байкал и уникальной байкальской природной территории, об объявлении зон экологического неблагополучия и бедствия, эколого-правовом образовании и воспитании законодателей.

Традиционны главы монографии о правовом регулировании земельных, горных, водных, лесных, фаунистических отношений. Автор не уходит от связанных с ними вопросов о предмете и месте экологической отрасли в системе российского права и законодательства, о концепциях и проектах экологического кодекса (кстати, принятого в ряде стран), небезграничных возможностях экологического права и его соотношении с экономикой, с общественным мнением, о внедрении и сочетании административных и договорных начал в водопользовании, лесопользовании и недропользовании, правах аренды и собственности на зеленые насаждения и леса в России, об обеспечении биоразнообразия и гуманного отношения к животным. Некоторые положения монографии представляются дискуссионными, однако их всестороннее обсуждение и сопоставление научных точек зрения идет на пользу науке и практике.

Автор не ставил цель развивать постулаты теории правотворчества — о механизмах, юридической технике, культуре, парадигме, видах, этапах, стадиях и многих других теоретических сторонах правотворческой деятельности; скорее на их основе демонстрируются объективные и субъективные факторы, возможности и пределы, политика и практика осуществления законодательного и иного правового регулирования в сфере экологии, значение информации и правосознания законодателей, членов общественных объединений, участников экологических движений для подготовки профессиональных, взвешенных решений.

Работа содержит ссылки на основные труды по теории правотворчества и экологического права, в том числе созданные Н.Д. Казанцевым, В.В. Петровым, О.С. Колбасовым, И.А. Иконицкой, Н.И. Красновым, И.С. Самощенко, А.В. Мицкевичем, А.С. Пиголкиным, И.Ф. Панкратовым. Приводится большой перечень публикаций по вышеназванным темам самого автора монографии.

С.А. Боголюбов постарался сосредоточить внимание на процессе создания нормативных правовых актов — проблемах, трудностях, этапах, стадиях, уровнях правотворческой деятельности в сфере экологии — и не утомлять читателя описанием ее итогов — содержанием законодательства об охране окружающей среды.

Заслуживает внимания концептуальная позиция С.А. Боголюбова, заключающаяся в рассмотрении правотворчества исключительно как начала действия правового механизма, итог функционирования которого выражается в наведении и обеспечении экологического правопорядка, режима законности. Не количеством, а качеством подготовки, обоснованностью, справедливостью нормативных правовых актов, эффективностью их реализации должна характеризоваться правовая система, чего, к сожалению, не понимают некоторые законотворцы и граждане.

Часто приходится сталкиваться с желанием должностных лиц решать те или иные возникающие в обществе серьезные проблемы прежде всего с помощью законов, которые, как доказывает повсеместная практика, не являются всесильными, если не подкреплены другими социальными средствами воздействия, влиянием экономических, моральных, организационных и иных факторов. Позиция С.А. Боголюбова заключается в том, что нормативный правовой акт должен не столько провозглашать, декларировать и объяснять, сколько регулировать общественные отношения, управлять ими с установлением различных форм и видов юридической ответственности за неисполнение требований.

Однако книга не свободна от недостатков. Нелогичной представляется структура издания. Не ясно, почему главы об экологическом контроле, эколого-правовом образовании законодателей помещены в раздел о правотворчестве в сфере охраны окружающей среды, а не в общий раздел, ведь эти вопросы касаются не только охраны окружающей среды, но и природоресурсных отношений, организации рационального природопользования.

Не все основные теоретические проблемы правотворчества в сфере экологии рассмотрены в полной мере. Недостаточно отражены вопросы современной систематизации экологического законодательства, научных и социологических исследований как предпосылок надлежащего зрелого правотворчества, влияния лоббизма и волевого усмотрения инициаторов и иных участников правотворческого процесса, место и роль правотворческой деятельности среди других крупных современных социальных явлений.

В ряде случаев не соблюдаются полное единство, последовательность терминологии и четкость, единообразие языка изложения, иногда повествование, хотя довольно интересное, уходит в сторону от основной темы. Излишним представляется пересказ некоторых положений природоохранного законодательства без должного развернутого сравнительного анализа его норм и предписаний, их происхождения, что было бы полезно для теоретической работы. Правда, правотворчество, язык закона — это такие многослойные и сложные феномены, к которым столетиями приковано внимание ученых, что здесь трудно сказать что-то новое.

Однако эти недостатки не влияют на общую положительную оценку работы, заслуживающую досконального изучения. В свете рекомендаций и решений Президиума Госсовета РФ 2010 — 2011 гг. по экологической тематике рецензируемая монография окажет помощь как законодателям, так и правоприменителям в их стремлении к надлежащей реализации актов, наведению экологического правопорядка посредством использования имеющегося в арсенале граждан, должностных лиц, общества и государства комплекса реально осуществимых мер.

Подобные работы активизируют педагогическую, научную, общественную деятельность, направленную на мониторинг правоприменения в России и реализацию основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Упование лишь на законотворчество не панацея от социальных, экономических и связанных с ними экологических трудностей. Показ, исследование взаимосвязи подготовки, обсуждения, принятия правовых актов и последующего их соблюдения, использования, применения — заслуга рецензируемой монографии.

——————————————————————