Налог на прибыль организаций, доходы и расходы: налог на прибыль и расходы на налоги и сборы

В.В. СЕМЕНИХИН

Организации в процессе осуществления деятельности неизбежно становятся плательщиками тех или иных налогов и сборов, т.е. налогоплательщиками, плательщиками сборов, на которых налоговым законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, а также несению иных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

О том, как учитываются суммы налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками и плательщиками сборов, в целях налогообложения прибыли организаций, мы и расскажем в статье.

Прежде всего напомним читателям о том, что расходами для целей налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) признаются, в частности, обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В зависимости от характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

— суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов;

— суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Исключение составляют суммы налогов и сборов, перечисленных в ст. 270 НК РФ, т.е. суммы налогов и сборов, относимых к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. К расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся, в частности:

— расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 ст. 270 НК РФ);

— расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19 ст. 270 НК РФ);

— расходы в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 33 ст. 270 НК РФ).

Таким образом, в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, по которым она является налогоплательщиком, плательщиком сборов. Исключение составляет налог на добавленную стоимость, акцизы, предъявленные налогоплательщиком покупателю, а также налог на прибыль и платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, которые не учитываются в целях налогообложения, о чем сказано в Письме Минфина России от 6 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/255.

Государственная пошлина

Ответ на вопрос о том, учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде уплаченной государственной пошлины, дан Минфином России в Письме от 20 февраля 2007 г. N 03-03-06/2/32. В Письме со ссылкой на пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ отмечено, что если платеж является сбором в соответствии с положениями гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ, то он учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Можно ли учесть в целях налогообложения сумму госпошлины, уплаченную за регистрацию договоров долевого участия в строительстве? В Письме Минфина России от 22 января 2008 г. N 03-03-06/1/42 сказано, что государственная пошлина относится к федеральным сборам, и «если для строительства жилого дома застройщик уплачивает госпошлины за регистрацию объектов недвижимости и сделок с ним или за регистрацию договора долевого участия в строительстве, то расходы по уплате госпошлины учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций».

Государственная пошлина, уплаченная за регистрацию права собственности на приобретаемые строения, не включается в первоначальную стоимость основных средств. Об этом налогоплательщикам напомнили специалисты Минфина России в Письме от 16 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/116.

Как вы знаете, определенные виды деятельности организации вправе осуществлять только при наличии лицензии. Для получения лицензии организация, претендующая на ее получение (лицензиат), помимо представления в лицензирующий орган необходимых документов, должна уплатить государственную пошлину. В Письме Минфина России от 16 августа 2007 г. N 03-03-06/1/569 указано, что для целей налогообложения прибыли пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и пошлина за предоставление лицензии учитывается в составе прочих расходов равномерно в течение срока действия лицензии.

Вместе с тем для расходов в виде сумм налогов и сборов датой признания расходов, согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, выступает дата их начисления. Таким образом, расходы на уплату суммы госпошлины учитываются в целях налогообложения прибыли единовременно.

Но сотрудники налогового ведомства нередко обращают внимание на п. 1 ст. 272 НК РФ, согласно которому, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов, и требуют учитывать расходы на лицензирование равномерно.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 3 мая 2007 г. по делу N А49-7142/2006 указано, что организация вправе самостоятельно выбрать порядок учета лицензионных расходов и закрепить этот порядок в приказе по учетной политике в целях налогообложения.

Таким образом, рекомендуем предусмотреть систему учета государственной пошлины в учетной политике организации в целях налогообложения во избежание возникновения споров с налоговыми органами.

Для того чтобы отстоять свою точку зрения в спорах с налоговыми органами или контрагентами, организациям нередко приходится обращаться в судебные инстанции. При подаче искового заявления в суд необходимо уплатить госпошлину. Как учесть госпошлину в этом случае, ведь согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, наряду с судебными издержками, входит в состав судебных расходов, которые на основании пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ представляют собой внереализационные расходы?

То есть получается, что, с одной стороны, госпошлину как федеральный сбор следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, а с другой стороны — как внереализационный расход на основании пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ.

В этой ситуации налогоплательщикам следует вспомнить о п. 4 ст. 252 НК РФ, которым определено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты, и предусмотреть порядок учета затрат в приказе по учетной политике.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с положениями гл. 25 НК РФ в отношении порядка и условий признания сумм НДС для целей исчисления налога на прибыль необходимо руководствоваться ст. 170 НК РФ.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями гл. 21 НК РФ, согласно п. 1 ст. 170 НК РФ, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Исключение составляют случаи, предусмотренные п. 2 ст. 170 НК РФ, т.е. случаи, когда суммы НДС учитываются для целей налогообложения прибыли в составе стоимости материальных ценностей, включаемых в расходы по производству и реализации товаров (работ, услуг).

В частности, в Письме ФНС России от 18 января 2007 г. N САЭ-20-02/[email protected] «О порядке учета в целях исчисления налога на прибыль сумм НДС» сказано, что ситуация, при которой налогоплательщик вправе учесть в составе расходов при налогообложении прибыли НДС, уплаченный в составе цены при приобретении нестабильного газового конденсата, отгруженного с территории Республики Казахстан, п. 2 ст. 170 НК РФ не предусмотрена. Таким образом, суммы предъявленного НДС, уплаченные при приобретении нестабильного газового конденсата, отгруженного с территории Республики Казахстан, не учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли.

Пунктом 7 ст. 171 НК РФ установлено, что сумма НДС по услугам по найму жилого помещения в период командировки подлежит вычету. Основанием для принятия к вычету сумм НДС по рассматриваемым услугам являются бланки строгой отчетности установленной формы, выдаваемые гостиницами гражданам, находящимся в служебной командировке, с указанием в этих бланках сумм НДС. При этом документы, оформленные по услугам гостиниц в произвольной форме, не могут служить основанием для вычета НДС.

Отсутствие у налогоплательщика документов, подтверждающих его право на применение вычета по НДС, перечнем, содержащимся в ст. 170 НК РФ, не предусмотрено. Поэтому оснований для включения суммы НДС в стоимость товаров (работ, услуг) при налогообложении прибыли в этих случаях не имеется. Как сказано в Письме Минфина России от 24 апреля 2007 г. N 03-07-11/126, организация не вправе учесть в составе расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумму НДС, предъявленную покупателю при приобретении услуг по найму жилого помещения в гостинице и не принятую к вычету в целях НДС.

В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации на территории России товаров (работ, услуг) налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, НДС уплачивается налоговыми агентами — организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими на территории России такие товары (работы, услуги) у иностранных лиц и состоящими на налоговом учете в налоговых органах. При этом названной статьей предусмотрено, что налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Если иностранная организация в стоимости услуг, местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ признается территория Российской Федерации, сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет России, не учитывает, российскому налогоплательщику при исчислении НДС следует применять ставку налога в размере 18% к стоимости услуг (без НДС) и уплачивать налог в бюджет за счет собственных средств. По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 4 февраля 2011 г. N 03-03-06/2/23, банк вправе относить сумму уплаченного в бюджет налога в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. Аналогичное мнение было высказано и в более раннем Письме Минфина России от 5 апреля 2007 г. N 03-03-06/2/63.

С целью снятия рисков, как по возмещению НДС, так и по учету НДС согласно п. 2 ст. 170 НК РФ в расходах рекомендуем подписать дополнение к договору с иностранной организацией.

Специалисты Минфина России в Письме от 13 июня 2007 г. N 03-03-06/1/376 обратили внимание налогоплательщиков на то, что пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ распространяется только на налоги и сборы, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. О возможности отнесения к расходам суммы косвенного налога, уплаченного российской организацией на территории иностранного государства, на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ сказано, что порядок отнесения к расходам сумм начисленных налогов имеет отдельное нормативное регулирование в ст. 264 НК РФ, и, соответственно, такие расходы могут приниматься при определении налоговой базы в порядке, предусмотренном специальным положением пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не учитываются суммы налога с оборота, установленного законодательством иностранного государства, предъявленные налогоплательщиком иностранному покупателю в связи с реализацией работ и услуг на территории данного иностранного государства, а также суммы уплаченного на территории иностранного государства налога.

Рекомендуем налог с оборота (аналог НДС), уплаченный на территории иностранного государства, не рассматривать как налог, а относить к затратам, связанным с приобретением товаров, работ или услуг, формирующим их стоимость.

Поскольку норма, установленная пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, распространяется только на налоги и сборы, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, налог на добавленную стоимость, предъявленный в отношении услуг, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов не учитывается, о чем сказано в Письме Минфина России от 8 апреля 2009 г. N 03-07-08/85.

Обратите внимание! Банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма НДС, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет. Такой порядок установлен п. 5 ст. 170 НК РФ.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

С 1 января 2010 г. расходы в виде страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В отношении момента признания сумм начисленных страховых взносов в налоговом учете следует отметить, что согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления. При определении момента признания в налоговом учете страховых взносов, ввиду того что они являются обязательными платежами, следует применять пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Иными словами, датой осуществления расходов в виде страховых взносов признается дата их начисления, что подтверждает Письмо Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/804.

Налогоплательщики нередко спрашивают о том, учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль расходы в виде страховых взносов, начисленных на выплаты и вознаграждения, не учитываемые при налогообложении прибыли.

Как отмечено в Письмах Минфина России от 15 марта 2011 г. N 03-03-06/1/138, от 13 июля 2011 г. N 03-03-06/4/76, ст. 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признаются расходами в целях гл. 25 НК РФ.

Таким образом, расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, в т.ч. начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Земельный налог. Транспортный налог. Налог на имущество

Статьей 15 НК РФ установлено, что земельный налог относится к местным налогам.

Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании, при этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот ПИФ.

Как сказано в Письме УФНС России по г. Москве от 13 ноября 2008 г. N 19-11/105831, если согласно действующему налоговому законодательству организация признается плательщиком земельного налога, то расходы, осуществленные в связи с его уплатой, учитываются при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль с учетом положений ст. ст. 252 и 272 (273) НК РФ.

Суммы начисленного земельного налога, по мнению Минфина России, выраженному в Письме от 11 июля 2007 г. N 03-03-06/1/481, признаются расходом в целях налогообложения прибыли независимо от целевого использования земельных участков.

В Письме от 19 декабря 2006 г. N 03-03-04/2/261 сотрудники Минфина России обратили внимание налогоплательщиков на то, что организация начисляет земельный налог, а также налог на имущество независимо от того, находится ли объект недвижимости, расположенный на земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности, в действии или на реконструкции.

Как вы знаете, с 1 января 2011 г. налогоплательщики земельного и транспортного налогов по итогам отчетных периодов не представляют налоговые расчеты авансовых платежей по соответствующим налогам.

При этом они обязаны уплачивать авансовые платежи по этим налогам по итогам отчетных периодов в порядке, установленном ст. ст. 397 и 363 НК РФ соответственно.

Напомним, что из п. 3 ст. 58 НК РФ следует, что авансовый платеж — это предварительный платеж по налогу, уплачиваемый в течение налогового периода. Согласно п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления.

Таким образом, авансовые платежи по земельному и транспортному налогам, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, следует учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в том отчетном периоде, за который такие авансовые платежи рассчитаны, о чем сказано в Письмах Минфина России от 7 июня 2011 г. N 03-03-06/1/333, от 12 июля 2011 г. N 03-03-06/1/419.

Из Письма ФНС России от 9 июня 2011 г. N ЕД-4-3/[email protected] следует, что документальным подтверждением затрат в виде начисленных сумм авансовых платежей по транспортному и земельному налогам будут являться первичные документы. Это могут быть справка бухгалтера, расчет суммы авансового платежа по налогу и т.п. (название документа не имеет значения), содержащие установленные действующим законодательством Российской Федерации реквизиты.

Таможенные платежи

Вопрос о порядке учета таможенных пошлин в целях налогообложения прибыли рассмотрен в Письме Минфина России от 6 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/218. Налогоплательщик, обращаясь с вопросом в Минфин, указал, что, руководствуясь пп. 1 п. 1 ст. 264 и ст. 272 НК РФ, он признает в качестве даты начисления таможенных пошлин дату составления временной таможенной декларации (ВТД) и учитывает в составе расходов по налогу на прибыль сумму таможенных пошлин, начисленную и указанную в ВТД. Поскольку оформление ВТД и полной таможенной декларации (ПТД) приходится на разные отчетные (налоговые) периоды, осуществляется корректировка ранее учтенных расходов (в большую или меньшую сторону) на дату оформления ПТД.

Является ли ошибочным отражение корректировки в меньшую сторону суммы таможенной пошлины (по ПТД) по дате оформления ПТД и, следовательно, отражение суммы корректировки суммы таможенной пошлины в декларации по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период, в котором была оформлена ПТД?

В ответе на частный запрос налогоплательщика специалисты Минфина России напомнили о том, что п. 12 ст. 214 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 311-ФЗ) устанавливает, что вывозные таможенные пошлины уплачиваются исходя из ставок, действующих на день регистрации ВТД. Доплата сумм вывозных таможенных пошлин при подаче ПТД осуществляется, если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в ч. 6 ст. 214 Федерального закона N 311-ФЗ, и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с ч. 7 названной выше статьи Закона либо изменения курса иностранной валюты на день регистрации полной декларации на товары. Пени в указанном случае не начисляются.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, в т.ч. в случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, либо изменения курса иностранной валюты на день регистрации ПТД, осуществляется в соответствии с гл. 17 Федерального закона N 311-ФЗ.

Расходы (доходы) в виде доначисления (уменьшения) таможенных пошлин возникают в связи с установленным законодательством Российской Федерации порядком уплаты таможенных пошлин, связанным с подачей временной и полной таможенных деклараций. Такие доходы (расходы) не являются ошибкой или искажением налоговой базы. В связи с этим, по мнению Минфина России, доначисление (уменьшение) таможенных пошлин в целях налогообложения прибыли отражается в составе доходов (расходов) того налогового периода, в котором они произведены.

Доходы (расходы) в виде доначисления (уменьшения) таможенных пошлин отражаются в периоде их возникновения, т.е. в периоде подачи полной таможенной декларации.

Платежи за пользование недрами

Порядок учета расходов по уплате разового платежа за пользование недрами в целях налогообложения прибыли рассмотрен в Письме Минфина России от 13 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/237.

Согласно ст. 40 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (разовые платежи за пользование недрами).

Следовательно, основанием возникновения обязательства по уплате разового платежа и, соответственно, отражения соответствующего расхода в налоговом учете является не факт участия в аукционе, а наступление определенного события, указанного в лицензии.

Так как уплата разовых платежей является лицензионным требованием и условием, то есть является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии, уплата таких платежей не может рассматриваться как расход, осуществленный в целях приобретения лицензии.

Следовательно, расходы в виде разового платежа за пользование недрами не включаются в первоначальную стоимость нематериального актива (лицензии), определяемую в порядке, установленном п. 1 ст. 325 НК РФ, а учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Расходы в виде разового платежа за пользование недрами при применении метода начисления учитываются на дату начисления данного расхода в соответствии с условиями лицензии.

Если учетной политикой организации для целей налогообложения предусмотрено, что расходы в виде разового платежа за пользование недрами являются косвенными расходами, то указанные расходы, в соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ, подлежат отнесению в полном объеме к расходам отчетного (налогового) периода.

——————————————————————