ООО (клиент) заключило договор на транспортно-экспедиционное обслуживание с иностранной организацией — налоговым резидентом Республики Эстония (экспедитором). По договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов клиента транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, обеспечить отправку и получение груза, а также выполнение других обязанностей, связанных с перевозкой. Из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлекать к исполнению обязанностей третьих лиц. Стоимость услуг устанавливается на основании ставки на транспортно-экспедиционное обслуживание, согласовывается для каждой отдельной поставки и фиксируется в подтвержденной экспедитором заявке клиента, оформленной в письменной форме и являющейся неотъемлемой частью договора

После первой поставки товара (один контейнер) в бухгалтерию поступили инвойс от экспедитора на оплату транспортно-экспедиционного обслуживания и акт оказанных услуг на сумму, согласованную в заявке на данную поставку. В указанную стоимость услуг транспортно-экспедиционного обслуживания включены: организация морской перевозки, терминальная обработка в порту, оформление документов, организация автомобильной перевозки.

Учитывая положения Письма Минфина России от 11.11.2011 N 03-08-05, подлежит ли обложению налогом на прибыль в РФ доход налогового резидента Республики Эстония от предоставления услуг транспортной экспедиции, если его деятельность не приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 августа 2012 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о порядке налогообложения доходов иностранной организации — резидента Республики Эстония, не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации, от оказания услуг транспортной экспедиции российской организации сообщает следующее.

Основные условия договора транспортной экспедиции определены гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации по ставке, предусмотренной пп. 2 п. 2 ст. 284 Кодекса, равной 10%.

Положения пп. 8 п. 1 ст. 309 Кодекса не распространяются на налогообложение дохода, полученного от оказания экспедиторских услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

В соответствии со ст. 7 Кодекса, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицирована и, следовательно, не вступила в силу и не применяется.

Вместе с тем согласно ст. 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.

Таким образом, если деятельность эстонской организации по договору транспортной экспедиции не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, то доходы данной организации не облагаются налогом в Российской Федерации и российская организация, выплачивающая доходы, не является в таком случае налоговым агентом.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

10.08.2012

——————————————————————