Законодательные основы профилактики правонарушений

(Васильков Д. С.)

(«Законность», 2013, N 5)

Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Д. С. ВАСИЛЬКОВ

Васильков Дмитрий Сергеевич, прокурор Опаринского района Кировской области, юрист 1 класса.

Автор статьи пишет о мерах, которые необходимо принять в сфере профилактики преступлений и правонарушений.

Ключевые слова: профилактика правонарушений, полиция, преступность, законодательство.

Legislative framework of crime prevention

Vasilkov D. S.

The author of the article writes about the measures which should be taken to prevent crimes and offences.

Key words: orime prevention, police, crime, legislation.

Для глубокого понимания сущности профилактики правонарушений следует обратиться к теоретическим аспектам этого понятия, проанализировать имеющуюся законодательную базу.

Подход к преступности как социально негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы с нею, главным направлением в которой является воздействие на причины, ее порождающие.

Идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была высказана в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воплощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила правовую аргументацию в работах юристов классической школы уголовного права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него».

Если уголовное наказание оказывает влияние на преступность главным образом посредством воздействия на личность преступника, то меры предупреждения направлены на устранение или нейтрализацию причин и условий, порождающих ее. Поэтому предупредительная деятельность по своему содержанию, масштабам мероприятий и количеству субъектов, участвующих в ней, значительно шире и богаче, чем практика применения уголовного наказания.

На сегодняшний день предупреждение преступности — главное направление деятельности государства и общества в борьбе с этим социально негативным явлением.

Наряду с термином «предупреждение» используют и такие, как «профилактика» и «превенция».

Проблемы профилактики преступности общие для всех регионов. В этих условиях особенно актуальны формирование и совершенствование нормативной правовой базы.

Деятельность по предупреждению преступлений должна соответствовать принципам, которые содержатся в международных правовых актах, признанных РФ: Всеобщей декларации прав человека; Международном пакте о гражданских и политических правах; Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка и др.

Определенные обязательства в этой сфере следуют из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров. Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать борьба с преступностью.

В целом их можно свести к двум положениям:

государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств; права граждан могут ограничиваться только в случаях, установленных федеральным законом.

Некоторые отрасли российского законодательства содержат статьи, работающие на профилактику преступлений и иных правонарушений. К ним относятся: 1) нормы уголовного права о необходимой обороне, задержании лица, совершившего преступление, об условном осуждении, о принудительных мерах воспитательного воздействия к несовершеннолетним; 2) нормы уголовно-исполнительного права, регламентирующие порядок освобождения из мест лишения свободы, трудовое и бытовое устройство освобожденных, условно-досрочное освобождение, административный надзор; 3) нормы уголовно-процессуального права о необходимости выявления причин и условий конкретного преступления, о мерах по их устранению посредством вынесения представлений следователя и частных определений суда; 4) нормы административного права, регламентирующие оборот оружия, содействующие предупреждению пьянства, наркотизации населения, проституции; 5) нормы гражданско-семейного права, предусматривающие ограничение дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами, регламентирующие порядок лишения либо ограничения родительских прав.

Анализ свидетельствует, что нормативная правовая база отстает от потребностей правоохранительной практики. Многие необходимые законы уже приняты. Другие, такие как Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью», Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» в течение многих лет не могут покинуть стены Федерального Собрания. Более 20 лет в России обсуждаются предложения о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятельность по предупреждению преступлений, так называемого Закона о профилактике правонарушений.

В свое время в России уже действовал Устав о предупреждении и пресечении преступлений, изданный в 1832 г.

Безусловно, значимым для профилактики правонарушений стал новый Федеральный закон «О полиции». Как следует из ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции», полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Проблематично реализовать названное положение Федерального закона в Опаринском районе, как и в большинстве других районов Кировской области, где есть населенные пункты, расположенные на расстоянии более 100 км от райцентра.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, в скверах, парках, вокзалах и других общественных местах.

В настоящее время сотрудника линейного отдела полиции вообще нет на железнодорожной станции районного центра пгт. Опарино. О каком обеспечении правопорядка на территории железнодорожного вокзала можно говорить? Как следствие — распространение распития пива и спиртных напитков у перрона, мелкого хулиганства и других правонарушений.

Одним из способов повышения результативности профилактики преступности в современных условиях работы представляется создание муниципальных и (или) областных органов внутренних дел — полиции.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 15 и п. 9 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация охраны общественного порядка в муниципальных районах и городских округах муниципальной милицией отнесена к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

Одновременно ст. 83 этого Федерального закона предусмотрено, что указанные положения Закона вступают в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции. До настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Однако с учетом принятия Федерального закона «О полиции» возникла правовая коллизия, которая может быть разрешена только на федеральном уровне путем внесения изменений в ФЗ «О полиции» или изменений в ФЗ от 6 октября 2003 г., так как в соответствии с новым Законом полиция является федеральным органом с исключительно федеральным финансированием, соответственно, перспектива создания муниципальной полиции фактически сведена на нет. Кроме того, большинство бюджетов муниципальных районов и городских округов самостоятельно, без поддержки областного бюджета, не в состоянии обеспечить качественное и достаточное финансирование местных органов полиции. Таким образом, наиболее целесообразной, с учетом внесения соответствующих корректировок в законодательство, представляется проработка вопроса о создании областных органов полиции с дислокацией в районах области.

На основании ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О полиции» федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Таким образом, вопрос внесения изменений в ФЗ «О полиции», принятия новых федеральных законов, создания областной или муниципальной полиции может быть инициирован самим ведомством внутренних дел.

Еще в 1993 г. в Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 959, не утратившем силу и в настоящее время, органам исполнительной власти всех субъектов РФ было рекомендовано создать фонды социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, организовать центры реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией, социальные приюты, дома ночного пребывания и другие социальные учреждения. Это положение нуждается в безусловной реализации со стороны органов государственной власти субъектов РФ.

Позднее был принят упомянутый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым на органы местного самоуправления поселений и городских округов были возложены полномочия по созданию условий для деятельности добровольных народных формирований по охране общественного порядка. Деятельность ДНД, общественных пунктов охраны порядка и других институтов для осуществления профилактики в районах на возмездной основе большинством органов местного самоуправления не восстановлена и не организована.

До настоящего времени нет заинтересованности у полиции района в деятельности ДНД.

Почему это происходит? Отсутствие федерального закона, регламентирующего создание, деятельность и финансовую основу добровольных народных формирований, — одна из главных причин.

Анализ Федерального закона «О полиции» позволяет сделать вывод о том, что в нем, как и в других федеральных законах, нет ни одного конкретного положения о работе полиции с добровольными народными формированиями по охране общественного порядка.

Положения действующего в настоящее время Закона Кировской области от 3 апреля 2003 г. N 146-ЗО «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области» также в полной мере не реализуются.

Некорректны и нуждаются в корректировке положения ст. 15 Закона области «Об участии граждан в охране общественного порядка» в части таких формулировок: «органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры стимулирования для членов ДНД, члены общественных объединений могут поощряться органами государственной власти и ОМСУ…». В этой статье Закона нет ни одной императивной нормы, в соответствии с которой органы власти или местного самоуправления обязаны бы были обеспечить стимулирование добровольных народных формирований.

При этом, как следует из ст. 72 Конституции РФ, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, в связи с чем в новых условиях деятельности правоохранительных органов, с учетом имеющейся нормативной правовой базы на федеральном и областном уровнях мы вправе ожидать и требовать от органов государственной власти области поиска и применения новых форм профилактики преступности в регионе, доработки и эффективной реализации областных законов по профилактике правонарушений и преступлений, а от органов местного самоуправления — действенной реализации с помощью средств областного бюджета соответствующих законов и иных нормативных актов на территориях муниципальных образований.

Органы прокуратуры понуждают органы местного самоуправления принимать, наполнять финансированием и исполнять муниципальные программы профилактики правонарушений.

Однако здесь есть правовой пробел в федеральном законодательстве. До настоящего времени ни в одном федеральном законе за органами местного самоуправления не закреплено полномочие по профилактике правонарушений, кроме профилактики терроризма и экстремизма.

Наряду с созданием и совершенствованием нормативной правовой базы нельзя забывать и про такое важное средство профилактики правонарушений и преступлений, как привлечение виновных к уголовной ответственности.

В целях эффективного осуществления полномочий органами власти всех уровней и органами местного самоуправления в сфере профилактики преступлений и правонарушений необходимо:

— законодательное урегулирование основ государственной системы профилактики правонарушений;

— принятие Федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка»;

— принятие Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью в Российской Федерации»;

— принятие Федерального закона, устанавливающего основные принципы и направления государственной политики в сфере социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, закрепляющего и разграничивающего полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации, порядок и формы реализации субъектами Федерации предоставленных им полномочий, систему осуществления контроля за их реализацией, ответственность за нарушение порядка их осуществления и (или) неисполнения;

— принятие Федерального закона о квотировании рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

— принятие Федерального закона об основах профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, средств к существованию;

— открытие центров социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений УИС, приютов и подобных учреждений;

— квотирование мест в домах престарелых и инвалидов для лиц, освободившихся из исправительных учреждений, без определенного места жительства;

— осуществление регистрации и учета лиц без определенного места жительства, освободившихся из мест лишения свободы;

— упреждающая подготовка осужденных к возвращению в общество в период отбывания наказания;

— содействие трудовой занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы;

— социальное сопровождение и реабилитация несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *