На страже веры

(Сухаренко А.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 28) Текст документа

НА СТРАЖЕ ВЕРЫ

А. СУХАРЕНКО

Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.

Одной из главных задач современного Российского государства является достижение гражданского мира и согласия в обществе посредством эффективного функционирования системы обеспечения национальной безопасности. При этом важным компонентом обеспечения национальной безопасности РФ, как и любого поликонфессионального государства, выступает система правового регулирования государственно-конфессиональных отношений, а также наличие адекватной государственно-правовой политики, направленной на противодействие религиозному экстремизму.

Осторожно, секта!

Сегодня в России гарантируется свобода совести и вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. По данным опроса Института социологии РАН, в России проживает 79% православных, 4% мусульман, 7% атеистов и 9% тех, кто верит в высшую силу, но ни к какой религии не принадлежит. Если сравнивать с данными 3-летней давности, то число верующих в нечто абстрактное снизилось на 2%, а атеистов — на 5%. Число тех, кто стал считать себя православным, увеличилось на 7%. На просьбу социологов определить степень своей религиозности по шкале от нуля до десяти 21% россиян поставили себя точно в центр. Число тех, кто считает обязательным для себя отправление религиозных обрядов, регулярное посещение культовых учреждений, за последние 10 лет почти не изменилось: это примерно каждый десятый. Однако количество православных, кто считает посещение церкви обязательным для верующего человека, с 2009 года сократилось с 14% до 11% <1>. ——————————— <1> Российская газета. 16.01.2013.

Анализ Межрелигиозного совета России за 2004 год свидетельствует об активной деятельности на территории России нетрадиционных религиозных объединений, в том числе деструктивных, представители которых культивируют асоциальность, отрицание конституционных обязанностей, подвергают риску нравственное, психическое и физическое здоровье граждан <2>. Пользуясь пробелами правового регулирования, обладая значительными финансовыми ресурсами, иностранные миссионеры ведут активную вербовочную работу, делая основную ставку на молодежь. Под прикрытием культурно-просветительской деятельности они пытаются реализовать идею замены социально-психологического кода населения страны, что автоматически приведет к стиранию в памяти людей всей более чем тысячелетней истории российской государственности, пересмотру таких понятий, как самоидентификация нации, Родина, патриотизм, культурное наследие. ——————————— <2> Интерфакс. 01.11.2004.

Термин «деструктивная религиозная организация» («тоталитарная секта», «деструктивный культ»), отсутствующий в российском законодательстве, уже давно используют специалисты (религиоведы, правоведы). Деструктивное религиозное объединение — это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Подобные объединения практикуют скрытое психологическое насилие, которое выражается в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам. А лидеры в свою очередь стремятся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и/или незаконной власти <3>. ——————————— <3> Информационно-аналитический вестник Миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера». Ростов-на-Дону, 1998.

Несмотря на это, правоохранительные органы выявляют сравнительно небольшое число фактов организации объединений, посягающих на личность и права граждан (ст. 239 УК РФ). По данным ГИАЦ МВД России, за 2002 — 2011 годы зарегистрировано всего 24 таких преступления, а также выявлено 17 лиц, их совершивших. Количество приговоров в отношении лидеров указанных объединений вообще исчисляется единицами. Приведенные данные вовсе не означают, что деятельность деструктивных религиозных организаций в нашей стране не получила широкого распространения. Как отмечалось в докладе «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций» (1996), в подобные религиозные движения вовлечено от 3 млн. до 5 млн. человек, 70% из них — молодежь в возрасте от 18 до 27 лет, 80% адептов — с высшим и средним образованием, а около 1 млн. — студенты, из которых 25 — 30% бросили учебу. Разрушено до 250 тыс. семей, не меньшее число — несовершеннолетних детей, оставленных родителями. Около 100 тыс. пожилых людей продали жилье и, отдав вырученные деньги своим «духовным наставникам», переехали в глухие места, получив при этом запрет обращаться за медпомощью <4>. ——————————— <4> Аналитический вестник Госдумы РФ «О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций». Выпуск 28. М., 1996.

С момента опубликования доклада прошло 17 лет, однако ситуация не претерпела существенных изменений. Согласно статистике Минюста России за период с 1992 по 2006 год рост наиболее распространенных сект составил: у баптистов — в 3,6 раза, иеговистов — в 9,3 раза, пятидесятников (с 1993 года) — в 10 раз, адвентистов седьмого дня — в 8,8 раза. У некоторых сект, например кришнаитов, с 1999 года наметилась тенденция к спаду деятельности в 1,44 раза <5>. ——————————— <5> Конь Р. М. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008.

По оценкам Центра религиоведческих исследований, в России насчитывается от 300 до 500 различных сект общей численностью 600 — 800 тыс. человек <6>. Количество сект в каждом из регионов напрямую связано со степенью влияния ведущих религий. Там, где в советское время были утрачены православные традиции и обряды, где недостаточное количество приходов, сектанты чувствуют себя вольготно, а где религиозные традиции сильны — ситуация прямо противоположная. В результате наибольшее количество сект действовало в Москве, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области, Таймыре, Республике Коми, Архангельской, Мурманской, Пензенской и Сахалинской областях, Северной Осетии, Хакасии. В свою очередь, не много сект во Владимирской, Кировской, Костромской, Курской, Смоленской и Ярославской областях, Мордовии, Дагестане, Татарии, Чувашии, Башкирии, Калмыкии <7>. ——————————— <6> Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2003. <7> Интерфакс. 01.11.2004.

Согласно составляемому Минюстом России Перечню некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, количество ликвидированных религиозных организаций деструктивного и оккультного характера составляет около 39% из общего списка НКО. В отношении запрещенных экстремистских материалов, изданных религиозными организациями, — около 60% <8>. ——————————— <8> Пролетенкова С. Е. Противодействие религиозному экстремизму в Российской Федерации (административно-правовой аспект). М., 2013.

На сегодняшний день 4 из 32 общественных объединений, ликвидированных по решению судов за экстремистскую деятельность, так или иначе относятся к «Духовному управлению асгардской веси Беловодья Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов». Запрещены также религиозные группы «Славянская община ведической культуры российских ариев скифской веси Рассении», «Рада земли Кубанской духовно-родовой державы Русь», «Ахтубинское народное движение «К богодержавию» и «Благородный орден дьявола» из Мордовии <9>. ——————————— <9> Соколов М. Экстремистов лишат организационных прав // Газета. 02.07.2013.

История вопроса

Правовой основой для введения мер ответственности за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан служит ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», которая запрещает воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии. Ответственность за нарушение данного запрета (в виде штрафов) была предусмотрена ст. 5.26 КоАП РФ в его первоначальной редакции, действующей с 2002 года (статья находится в главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан»). Правонарушения, предусмотренные данной статьей, состоят в воспрепятствовании осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания и в оскорблении религиозных чувств граждан либо осквернении почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики. Однако штрафы за совершение таких действий небольшие. Статья 148 УК РФ (глава 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина») также в своей первоначальной редакции, действующей с 1997 года, предусматривает ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов (наказание в виде штрафа, обязательных, исправительных работ либо ареста). В проекте, подготовленном к первому чтению, предлагалось ввести в главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» УК РФ отдельную ст. 243.1 («Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничество), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний»). Максимальное наказание за его совершение — штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или обязательные работы на срок до 400 часов или лишение свободы на срок до 5 лет. Но ко второму чтению было решено пойти по пути расширения содержания существующей ст. 148, переименовав ее. Согласно ноябрьскому опросу Левада-центра, из 1,6 тыс. россиян в 130 населенных пунктах 45 субъектов РФ 49% опрошенных в возрасте 18 лет одобрили инициативу сделать оскорбление чувств верующих уголовно-наказуемым деянием <10>. ——————————— <10> Загвоздина Д. В России больше мусульман // Газета. 17.12.2012.

Запрет на оскорбление чувств

Поправки в ст. 148 («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий») УК РФ, устанавливающие наказание за оскорбление чувств верующих, вступили в силу 1 июля 2013 года. Во многом на их разработку повлиял «панк-молебен» участниц группы Pussy Riot, состоявшийся 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя. В августе они были осуждены за хулиганство на 2 года колонии (ч. 2 ст. 213 УК РФ). Теперь за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» вводится наказание в виде штрафа до 300 тыс. руб., обязательных работ на срок до 240 часов или принудительных работ на срок до года, либо лишения свободы на такой же срок. В случае если подобные действия совершаются в «местах, специально предназначенных для богослужения, других религиозных обрядов и церемоний», размер штрафа увеличивается до 500 тыс. руб., срок обязательных работ — до 480 часов, принудительных работ — до 3 лет, а лишения свободы — до 3 лет. Также ужесточены санкции за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению религиозных обрядов и церемоний. Штраф повышается с действующих 80 тыс. до 300 тыс. руб. В случае совершения этого деяния с использованием служебного положения либо с применением насилия предусматривается еще более суровое наказание — вплоть до одного года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет. Одновременно серьезной правке подверглась действующая ст. 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» КоАП РФ. Сейчас она предусматривает штраф в 500 — 1000 руб. за оскорбление религиозных чувств граждан. После внесения изменений штрафы за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести повышаются до 10 — 30 тыс. руб., а за «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики, либо их порчу или уничтожение» — до 30 — 50 тыс. руб. Какие символы или атрибуты судья признает мировоззренческими, а какие нет — пока неизвестно <11>. ——————————— <11> Российская газета. 02.07.2013.

Организатором не стать

Федеральный закон от 02.07.2013 N 180-ФЗ внес изменения в ст. 9 Закона N 125-ФЗ, согласно которым учредителем (участником, членом) религиозной организации не может быть: — лицо, включенное в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; — религиозная организация, деятельность которой приостановлена (ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»); — лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности <12>. ——————————— <12> Российская газета. 05.07.2013.

Рассматриваемая проблема носит комплексный характер и требует скоординированных действий широкого круга специалистов и организаций. Наряду с этим необходимо повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых на религиозной почве экстремистскими организациями, создать информационные базы данных на юридических и физических лиц, оказывающих финансовую и иную поддержку таким объединениям, совершенствовать международное сотрудничество в противодействии религиозному экстремизму.

Материал подготовили Михаил Аносов, Олег Пшеницын, Леонид Минчин, Олег Мельников, Юлия Алевская, Надежда Яшина, Надежда Лазарева, Виктория Еремченко, газета «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————

Название документа