Некоторые особенности социокультурной организации цыганских общин как криминогенный и виктимогенный фактор

(Ефименко М. О.)

(«Российский следователь», 2009, N 6)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЫГАНСКИХ

ОБЩИН КАК КРИМИНОГЕННЫЙ И ВИКТИМОГЕННЫЙ ФАКТОР

М. О. ЕФИМЕНКО

Ефименко М. О., майор милиции, научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Восточной Сибири.

В статье рассматриваются проблемы этнической преступности на примере цыганских национальных диаспор. Освещен исторический аспект формирования и развития цыганских общин как на территории Российской Федерации, так и на территории Европы. Особое внимание уделено изучению социокультурных особенностей организации цыганских общин и взаимовлияния их феномена криминального поведения и особенностей цыганской национальной диаспоры как социальной группы.

В современной отечественной криминологии этническая преступность рассматривается как неотъемлемая часть организованной (групповой) преступности. Довольно точное сравнение организованной преступности дал В. В. Лунеев. Он соотнес это явление со злокачественной опухолью. Например, рак внутренних органов человека, сохраняя свою «убийственную» суть, специфичен в каждом органе, и эта специфика предопределена строением клеток органа, так как злокачественная опухоль состоит не из абсолютно новых собственно раковых клеток, а из патологически измененных клеток заболевшего органа [1. С. 537].

Следует заметить, что важность изучения мер противодействия как организованной, так и этнической преступности в последние годы стала остро осознаваться. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации к числу первоочередных задач отнесено укрепление структур, противодействующих организованной преступности. Кроме того, Президент РФ обратил особое внимание на отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточную обеспеченность деятельности по предупреждению организованной преступности, которые увеличивают степень негативного воздействия на личность, общество и государство [2].

Ярким представителем этнических преступных групп являются организованные преступные сообщества, созданные на базе цыганских общин.

Естественно, что это не единственная разновидность этнических организованных преступных групп. Вместе с тем среди населения укоренилось негативное отношение ко всем цыганам — их всех считают отпетыми преступниками. Почему же у народа формируется такое мнение об этой социальной группе?

С давних времен у всех народов при упоминании цыган возникают ассоциации с нечестностью и плутовством. Во Франции их называют «циганес», на Британских островах — «джипси», в Италии — «цигарос». В переводе все эти слова имеют одно общее значение — обман [2].

Даль в своем словаре дал следующие определения цыганам [3. С. 3]:

1. Цыган — обманщик, плут, барышник, перекупщик.

2. Цыганство — мошеннический торг.

Данные определения, сформированные населением на основании отношения к рассматриваемому национальному меньшинству, в нашем случае являются индикатором поведения цыган в обществе. Даже одно из первых упоминаний о цыганах в Европе представляло их мошенниками. О них говорится в записях монаха из монастыря на горе Атос (Византия, 1100 год). Монах пишет о людях, называемых Asincan, о которых идут слухи как об известных колдунах и плутах.

О предрасположенности цыган к совершению преступлений писал и Ч. Ломброзо, указывая на особую активность цыганских женщин, которые отличаются особой ловкостью в воровстве и мошенничестве, обучая этому своих детей с раннего детства [4. С. 575].

Негативное отношение к далеким предкам цыган заставило их в V в. покинуть свою историческую родину — Индию, где они имели статус «неприкасаемых» (т. е. относились к низшей касте индийского общества).

Во все времена, где бы ни появлялись цыгане, местное население не спешило встречать их с распростертыми объятиями. В XVII в. жители Голландии создавали отряды и совместно с солдатами устраивали охоту на цыган. Гитлеровским режимом были безжалостно уничтожены сотни тысяч цыган в самой Германии, а также в Польше, Хорватии и Сербии.

В наше время цыгане, как и прежде, подвергаются гонениям, а их соседство вызывает у людей недоверие и злобу.

Не достигается желаемый результат и посредством нормативно-правовых актов, принимаемых отдельными государствами в защиту цыганских диаспор. Например, по французскому законодательству, власти районов с населением более пяти тысяч человек обязаны предоставлять землю для обустройства цыганских таборов. Однако эта норма является номинальной, с этим правилом практически никто не считается.

Аналогично положение цыган и в других странах Европы. При опросах общественного мнения люди выражают твердую уверенность в том, что не хотели бы жить по соседству с цыганами.

Не является исключением и Россия. Регулярно в средствах массовой информации появляются сведения о расправах над цыганами либо об уничтожении их имущества не только местным населением, но и представителями власти.

12 августа 2008 г. в «Российской газете» была опубликована статья, в которой сообщалось, что в Перми по решению суда было снесено несколько жилых домов, самовольно построенных представителями цыганской диаспоры. Кроме этого, в судах краевого центра на рассмотрении находится почти 30 представлений о сносе незаконно возведенного цыганами жилья [5. С. 35].

И это не единственный факт. В 2005 г. по стране прокатилась волна цыганских погромов. Их избивали в Санкт-Петербурге, Пскове, Кургане, Белгороде, Екатеринбурге. В городе Искитим Новосибирской области сожгли 16 цыганских домов [6].

А 23 сентября 2008 г. члены Комиссии Совета Европы по борьбе с расизмом и нетерпимостью поставили Россию в один ряд с некоторыми странами Европы и по признакам ксенофобии признали цыган наиболее угнетаемым национальным меньшинством в нашей стране (ранее подобные решения были вынесены различными органами Совета Европы в отношении Чехии, Польши, Румынии, Болгарии и Италии) [7].

Естественно, что такое отношение к цыганам не может возникнуть само по себе из одних лишь предрассудков. По нашему мнению, именно девиантное поведение представителей цыганских диаспор является следствием негативного отношения ко всему этносу.

Рассматриваемая нами социальная группа довольно замкнута, что до сих пор позволяет ей сохранять свою самобытность. То, что нами определяется как незаконная деятельность, для цыган является вполне допустимым поведением.

Отчасти это подтверждается легендой, существующей у цыган [3. С. 13]: во время распятия Христа один цыган украл гвоздь, предназначенный для груди Христа. Перед палачами цыган стал божиться, что этот гвоздь уже был вбит, а случайно севшая на грудь Христа муха была принята ими за тот самый гвоздь. Тем самым цыган искупил свои грехи и грехи своих потомков.

В нашей стране цыганами используются специфические способы приготовления и совершения правонарушений, корни которых идут из далекого прошлого:

— мошенничество;

— различные виды краж;

— наркоторговля. В период перестройки отмечалась спекуляция спиртным.

В настоящее время именно незаконная торговля наркотиками преобладает в преступной деятельности цыган. Так, по сведениям информационного центра при ГУВД по Иркутской области, в 2007 г. к уголовной ответственности привлечено 97 лиц цыганской национальности. Из них 55 лиц (56,7%) — за незаконный оборот наркотических средств. В 2006 г. эта цифра составила 71,6% (48 из 67 привлеченных к уголовной ответственности цыган).

В средствах массовой информации этой проблеме уделяется много внимания, чего не скажешь о научной литературе. Достаточно подробно проведены исследования по незаконному обороту наркотических средств, ряд ученых опубликовали результаты научных исследований как этнической преступности в целом, так и отдельно этнической наркопреступности (А. М. Зюков, Г. М. Мерекутов, Р. Г. Чефходзе, М. Ш. Шакиров и др.).

Отдельное внимание преступным группам, образованным на основе цыганских общин и занимающимся незаконным оборотом наркотиков, было уделено А. В. Шеслером. В своей статье «Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных преступными группами, образованными на основе цыганских общин» он рассматривает структуру преступных наркогрупп цыган, их коммуникативные связи, детерминанты этих преступлений и возможные меры по их предупреждению [8].

Как нами уже отмечалось, в отечественной криминологии этническая преступность рассматривается как неотъемлемая часть организованной (групповой) преступности. Поэтому определение цыганской организованной преступности методологически опирается на формулу: понятие и признаки организованной преступной группы + признаки цыганской общины, являющейся этнической основой и определяющей специфику деятельности такой группы (сообщества).

В. В. Лунеев отмечает, что в основе выделения признаков организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой при осуществлении своей пролонгированной криминальной деятельности [1. С. 536].

А. В. Шеслер в своей работе определил групповую преступность как общественно опасное, социальное, относительно массовое, уголовно-правовое явление, существующее в конкретный промежуток времени на определенной территории и состоящее из групповых преступлений, образующих совместную преступную деятельность лиц, их совершивших, и преступных групп, образованных на основе совместной преступной деятельности [9. С. 69].

Кроме того, преступлениям, совершаемым преступными организациями, присуща высокая латентность. С одной стороны, это объясняется высокой коррумпированностью правоохранительных органов (когда совершенные преступления укрываются от учета). А с другой стороны, к уголовной ответственности привлекаются люди, не входящие в состав организованных групп и являющиеся рядовыми исполнителями (это наиболее характерно для этнических преступных групп, когда для осуществления преступной деятельности в качестве исполнителей привлекаются лица другой национальности).

Проанализировав изложенные факторы, мы определили основные составляющие организованного преступного формирования. В этом вопросе мы считаем наиболее оптимальным подход В. В. Лунеева, который еще в 1980 г. предложил 12 основных признаков организованных преступных групп, которые до сих пор не утратили своей актуальности [10. С. 25 — 27]:

1) организатор, руководитель или руководящее ядро;

2) определенная иерархическая структура, отделяющая руководство от непосредственных исполнителей;

3) более или менее четкое распределение ролей (функций), которые реализуются при исполнении конкретных заданий;

4) жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением по вертикали, основанная на собственных законах и нормах, в том числе на законе молчания;

5) система жестких наказаний;

6) финансовая база (общак) для решения «общих» задач;

7) сбор информации о выгодных и безопасных направлениях преступной деятельности;

8) нейтрализация и возможное коррумпирование правоохранительных и иных государственных органов для получения необходимой информации, помощи и защиты;

9) профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов, действующих в стране и мире;

10) распространение устрашающих слухов о своем могуществе, которое приносит преступным организациям больше пользы, чем вреда, так как они деморализуют свидетелей, потерпевших и поддерживают преступный дух рядовых исполнителей;

11) создание такой структуры исполнения, которая избавляет руководителей от необходимости непосредственной организации или совершения конкретных преступлений;

12) совершение любых преступлений при доминирующей мотивации достижения корыстной цели и контроля в определенной сфере или территории для той же наживы и безопасности.

Естественно, что наличие у организованной преступной группы всех указанных признаков не всегда обязательно, однако коллективно они дают реальную характеристику организованной преступности.

Цыганские преступные группы (сообщества) достаточно устойчивы и характеризуются высокой конкурентной способностью и живучестью. Такие качества обусловлены одной важной особенностью — родоплеменной организацией общины и ее закрытостью.

В итоге структура цыганской общины, ее устройство схожи с приведенной нами выше структурой преступного сообщества. Это означает, что любая преступная деятельность не требует создания специальной структуры и может быть реализована на базе существующей социальной группы — как любая общинная совместная деятельность.

Основой цыганского общественного образования является табор. Он объединяет одну либо несколько семей. Каждый член табора знает свое место, ему отведена отдельная роль в жизни семьи.

Руководит табором вожак. Цыгане называют своих вожаков «пухрором» (старый человек), «папу» (дедушка), «вайда» (старейшина) или «баро тэро» (большая голова). Российские цыгане в большинстве своем называют вожаков «баронами», что является производным от слова «баро» (вожак) [3. С. 8].

Рис. 1. Общая типовая структура коммуникативных связей

в преступных наркогруппах цыган

Рисунок не приводится.

Преступные группы цыган построены по аналогичной схеме: нередко в преступной деятельности участвует практически весь табор. Так как приоритетным направлением криминального бизнеса цыган является наркобизнес, мы возьмем за основу структуру коммуникативных связей в преступных наркогруппах цыган, предложенную А. В. Шеслером [11] (рис. 1 — не приводится).

1. Поставщик наркотических средств на территорию области.

2. Наркокурьеры, поставляющие наркотики в город.

3. Оптовый покупатель, глава цыганской семьи.

4. Курьер, передающий деньги за наркотики.

5. Члены цыганской семьи и родственники оптового покупателя.

6. «Барыги» — мелкооптовые покупатели.

7. «Бегунки» — лица, занимающиеся непосредственно сбытом наркотических средств.

8. Потребители наркотиков.

9. Наркобароны из ведущих цыганских кланов.

10. Сотрудники правоохранительных органов, оказывающие содействие цыганам в наркоторговле.

11. Адвокаты, оказывающие содействие наркогруппам цыган.

Приведенная структура оптимально приспособлена к длительной преступной деятельности. В отдельных подгруппах можно обнаружить все виды коммуникативных связей. В каждой цыганской семье в связи с тем, что наркоторговля стала семейным бизнесом, отношения строятся по принципу «полной» структуры, где каждый участник имеет тесные непосредственные межличностные контакты с другими членами семьи или родственниками, но при этом выполняет вполне определенные персонифицированные функции.

Такая система связей позволяет обеспечить конспиративный характер всей цепочки наркоторговли, отследить возможные каналы утечки информации для правоохранительных органов, прервать ненадежный канал поступления наркотических средств.

Однако если взглянуть на предмет нашего исследования шире, с точки зрения общепризнанных человеческих ценностей, то можно говорить о цепной реакции ущемления прав и интересов различных социальных и этнических групп.

Из представленных сведений видно, что особенности социокультурной организации цыганских общин позволяют эффективно осуществлять организованную преступную деятельность и осваивать такие направления, которые не освоены многими преступными сообществами. При этом цыганские преступные группы сохраняют высокую мобильность и способность быстро перепрофилироваться при изменении внешних условий.

Однако эти же особенности организации их общества, а также замкнутость цыганских общин, замедляющая процессы их ассимиляции, делают их уязвимыми и обусловливают агрессию со стороны населения страны их пребывания.

Таким образом, освещенная нами проблема требует своего разрешения в интересах предупреждения преступлений, как со стороны цыган, так и в отношении представителей этого этноса.

Литература

1. Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24).

3. Пономаренков В. А., Орлов А. В., Курушин С. А. Традиционные способы совершения правонарушений лицами цыганской национальности: Учеб. пособие. Самара: ООО научно-внедренческая фирма «Сенсоры, модули, системы», 1998.

4. Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М.: Рус. яз., 1980.

5. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты. М.: Инфра-М, 2001.

6. Шушпанова Н. В Перми судебные приставы не дали цыганам построить коттеджный поселок // Российская газета. 2008. 12 авг.

7. Никто не защищает их права // Новые известия. 2008. 25 сент. // URL: http://www. newizv. ru/news/2008-09-25/98618.

8. URL: http://irkcenter. isea. ru/rezult/granti/shesler. htm#6.

9. Шеслер А. В. Групповая преступность: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

10. Организованная преступность: проблемы, дискуссии, предложения: «круглый стол» издательства «Юридическая литература». М., 1989.

11. URL: http://irkcenter. isea. ru/rezult/granti/shesler. htm#6.

——————————————————————