Правовые вопросы регулирования незаконного оборота синтетических наркотиков

(Тихомирова В. В.) («Наркоконтроль», 2013, N 4) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА СИНТЕТИЧЕСКИХ НАРКОТИКОВ <*>

В. В. ТИХОМИРОВА

——————————— <*> Tikhomirova V. V. Legal issues of regulation of illegal traffic of synthetic drugs.

Тихомирова Вероника Владимировна, старший научный сотрудник отдела проектного обеспечения оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков» (ФКУ НИЦ ФСКН России) (г. Москва).

В статье раскрываются вопросы, связанные с незаконным оборотом новых видов синтетических наркотиков, поднимается проблема правового статуса аналогов и производных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; рассматривается порядок проведения химико-фармакологической судебной экспертизы, возможность введения механизма временного запрета на новые психоактивные вещества, дается обзор зарубежного опыта в отношении введения института временного запрета на оборот психоактивных веществ.

Ключевые слова: синтетические наркотики; «дизайнерские» наркотики; аналоги и производные наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; судебная экспертиза; химико-фармакологические исследования; временный запрет на психоактивные вещества.

The article concerns the issues related to illegal traffic of new types of synthetic drugs, raises the problem of legal status of analogues and derivative narcotic means, psychotropic substances and precursors thereof; considers the procedure of carrying out of chemical-pharmacology judicial expert evaluation, possibility of introduction of prohibition for new psycho-active substances, gives a review of foreign experience with regard to introduction of the institute of temporal prohibition of psycho-active substances traffic.

Key words: synthetic drugs; «designer» drugs; analogues and derivatives of narcotic means, psychotropic substances and precursors thereof; judicial expert evaluation; chemical-pharmacology research; temporal prohibition of psycho-active substances.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является немедицинское употребление новых психоактивных веществ, обладающих неопределенным правовым статусом <1>. Отсутствие закрепленного за подобной группой веществ конкретного правового статуса создает определенные трудности при установлении мер контроля за ними, а также создает условия для беспрепятственного нахождения таких веществ в гражданском обороте. В настоящее время в результате экспериментального поиска, цели которого могут быть как законными, так и незаконными, путем реакций между определенными химическими веществами, все чаще создаются психоактивные вещества, отличающиеся молекулярным составом от известных наркотических средств и психотропных веществ. В обществе для обозначения данной группы веществ используются такие сленговые понятия, как «дизайнерские» наркотики, «легальные» наркотики, «спайсы», «соли», миксы и др. ——————————— <1> Об этом, в частности, см.: Карпов Я. С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. N 1. С. 35 — 37; Корчагин О. Н. Временное ограничение на оборот новых видов наркотических веществ и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2012. N 4. С. 32 — 34.

Под «дизайнерскими» наркотиками принято понимать синтетические наркотические препараты, имеющие свойства какого-либо натурального наркотического вещества, но отличающиеся от него по химической структуре. Новые виды «легальных» наркотиков, называемые «дизайнерскими», сравнительно недавно появились на российском рынке и за короткое время стремительно набрали популярность, особенно в молодежной среде. В основном это курительные миксы, основой которых являются синтетические каннабиноиды, воздействующие на соответствующие рецепторы головного мозга намного сильнее, чем природные каннабиноиды, содержащиеся, например, в марихуане. Распространители «дизайнерских» наркотиков маскируют их под различные виды продукции народного потребления, в частности, данные вещества реализуются под видом солей для ванн, прикормки для рыб и растений, средств от паразитов, препаратов для растворения лакокрасочных покрытий, средств для ухода за обувью и других товаров. Они формально не пригодны для употребления внутрь, и на них не требуется разрешение Роспотребнадзора, но фактически употребляются внутривенно и перорально. «Дизайнерские» наркотики можно рассматривать в рамках следующей классификации: 1) «спайс» — синтетические агонисты каннабиноидных рецепторов; 2) пиперазины — 1-бензилпиперазин и др.; 3) катиноны-мефедрон («легальный» кокаин), метедрон, метилон, МДПВ и др.; 4) новые депрессанты — гамма-бутиролактон и др.; 5) новые амфетамины — 4-флюороамфетамин и др. Для привлечения к уголовной ответственности за приобретение, хранение, контрабанду и сбыт так называемых «дизайнерских» наркотиков (ст. ст. 228, 228.1, 229.1, 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации) необходимо положительное заключение химико-токсикологической экспертизы о признании вещества аналогом или производным конкретного наркотического средства или психотропного вещества, включенного в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Соответственно, для успешной правоприменительной практики в данном направлении требуется выработка единого и однозначного подхода к понятиям аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ, а также четких критериев их отграничения от других видов веществ. В ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <2> дается следующее определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ: аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. ——————————— <2> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219.

А. В. Федоров на основе этого определения выделяет следующие признаки аналогов наркотических средств и психотропных веществ: 1) вещества синтетического или естественного происхождения; 2) вещества, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; 3) вещества, воспроизводящие психоактивное действие веществ, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; 4) вещества, химическая структура которых сходна с химической структурой наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят; 5) вещества, свойства которых сходны со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят; 6) вещества, запрещенные для оборота в Российской Федерации в установленном порядке <3>. ——————————— <3> См.: Федоров А. В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. N 3. 2012. С. 4 — 14.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1178 «О внесении изменения в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» <4> примечания к Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров дополнены определением производных наркотических средств и психотропных веществ. Согласно этому определению, производными наркотических средств и психотропных веществ признаются вещества синтетического или естественного происхождения, которые не включены самостоятельными позициями в Государственный реестр лекарственных средств или в Перечень, химическая структура которых образована заменой (формальным замещением) одного или нескольких атомов водорода, галогенов и (или) гидроксильных групп в химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества на иные одновалентные и (или) двухвалентные атомы или заместители (за исключением гидроксильной и карбоксильной групп), суммарное количество атомов углерода в которых не должно превышать количество атомов углерода в исходной химической структуре соответствующего наркотического средства или психотропного вещества <5>. ——————————— <4> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 41. Ст. 5625. <5> Об этом Постановлении и определении производных наркотических средств и психотропных веществ см.: Федоров А. В. Комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1178 «О внесении изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Наркоконтроль. 2013. N 1. С. 2 — 3; Федоров А. В. Определение производных наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Теория и практика судебной экспертизы. Научно-практический журнал. 2013. N 1 (29). С. 50 — 61.

Для отнесения вещества к аналогам и производным наркотических средств и веществ необходимо определение экспертным путем сходства химической структуры и свойств исследуемых веществ со структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ и воспроизведение психоактивного действия на организм человека. Вопрос о сходстве химической структуры и свойств может быть решен в рамках физико-химических исследований и экспертизы наркотических средств и психотропных веществ. Для окончательного отнесения исследуемого объекта к аналогам или производным наркотических средств и психотропных веществ необходимо заключение эксперта о его психоактивном действии на организм человека, что выходит за рамки компетенции эксперта-химика и требует проведения комплексной экспертизы с привлечением специалистов со специальным медицинским образованием и проведением соответствующих химико-токсикологических и химико-фармакологических исследований. Таким образом, в настоящее время в органах ФСКН России при выявлении веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, назначается проведение комплексной экспертизы с участием экспертов разных специальностей (эксперт-химик, эксперт-фармаколог, эксперт-медик) и четко поставленными вопросами, в частности, является ли исследуемое вещество аналогом или производным наркотических средств и психотропных веществ (сходство по химической структуре и свойствам с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят). Правоприменительная практика показывает, что процесс признания вещества аналогом или производным в каждом конкретном случае довольно сложен и длителен, так как требует определенных исследований пролонгированного характера. Так, экспертиза по признанию вещества аналогом или производным, как правило, является комплексной и состоит из двух частей. Первая часть — это химическое исследование, в ходе которого устанавливается схожесть химической структуры исследуемого вещества с химической структурой вещества, включенного в Перечень. Вторая часть — фармакологическое или токсикологическое исследование, в ходе которого устанавливается схожесть психоактивных свойств исследуемого вещества со свойствами веществ, запрещенных к обороту. Схожесть химической структуры устанавливается хроматографическими методами, которые позволяют осуществить наглядное сравнение структурных формул исследуемых веществ. Исследование психоактивных свойств веществ осуществляется с помощью фармакологического исследования, в ходе которого изучается влияние конкретного вещества на поведенческую активность лабораторных животных (как правило, мышей). В случае если при проведении соответствующих экспериментов исследуемое вещество вызывает значительные изменения поведенческой активности животных (изменение двигательной активности, изменения в асимметрии движений, увеличение времени замираний и количества медленных движений, неадекватно проявляющиеся реакции торможения), то эксперт приходит к выводу, что данное вещество формирует специфическое поведение, характерное для состояния опьянения веществами конкретного вида (например, ряда синтетических каннабиноидов), обладающих психоактивными свойствами. Рассмотреть механизм признания психоактивного вещества аналогом наркотического средства можно на конкретном примере судебной экспертизы из практики. В результате таможенного досмотра было обнаружено вещество растительного происхождения темного цвета. На основании постановления дознавателя по особо важным делам отделения дознания Камчатской таможни сотрудниками Пермской государственной фармацевтической академии Минздрава России была проведена комплексная химико-фармакологическая судебная экспертиза представленного объекта. Экспертам было необходимо установить, является ли представленное вещество наркотическим или психотропным средством либо аналогом данных веществ. Экспертиза состояла из двух частей: химического исследования и фармакологического исследования. В результате химического исследования было установлено, что объект содержит вещество ТМЦП-018, которое является структурным аналогом наркотического средства JWH-018, включенного в Список I «Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен в Российской Федерации» Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» <6>. В ходе исследования проводилось сравнение химических формул веществ, в результате которого было установлено, что ТМЦП-018 — психоактивное вещество класса синтетических каннабиноидов, являющееся аналогом наркотических средств линейки JWH, в частности JWH-018. ——————————— <6> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8. Ст. 663; N 47. Ст. 4666; 2006. N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439; 2009. N 26. Ст. 3183; N 52. Ст. 6572; 2010. N 3. Ст. 314; N 17. Ст. 2100; N 24. Ст. 3035; N 28. Ст. 3703; N 31. Ст. 4271; N 45. Ст. 5864; N 50. Ст. ст. 6696, 6720; 2011. N 10. Ст. 1390; N 12. Ст. 1635; N 29. Ст. ст. 4466, 4473; N 42. Ст. 5921; N 51. Ст. 7534; 2012. N 10. Ст. 1232; N 11. Ст. 1295; N 19. Ст. 2400; N 22. Ст. 2864; N 37. Ст. 5002; N 41. Ст. 5625; N 48. Ст. 6681; N 49. Ст. 6861; 2013. N 6. Ст. 558; N 9. Ст. 953; N 25. Ст. 3159; N 29. Ст. 3692.

Химическая формула ТМЦП-018

Химическая формула JWH-018

Сравнение структурных формул веществ ТМЦП-018 (слева) и JWH-018 (справа). На формулах видно, что структуры обоих веществ отличаются радикалами, которые на рисунке обведены. Фармакологическое исследование проводилось с целью изучения влияния вещества ТМЦП-018 на поведенческую активность лабораторных животных. Эксперименты проводились на 28 белых мышах-самцах массой 18 — 24 г. В результате исследования острой токсичности, в ходе которого использовалась рассчитанная для лабораторных животных десятикратно превышающая разовую доза исследуемого вещества, было установлено, что данная доза вызывает значительные изменения в поведении и состоянии животных. Животные вели себя пассивно, замирали, не отвечали на внешние звуковые раздражители в течение всего 4-часового периода наблюдения. По результатам теста спонтанной двигательной активности (СДА-тест) были установлены изменения нормальной динамики энергозатрат на двигательную активность после введения вещества в виде резкого и длительного подавления двигательной активности. Так, было выявлено резкое снижение двигательной активности и существенное искажение нормальной реализации циркадного цикла <7> в стрессовых условиях, наблюдавшиеся у контрольных животных. ——————————— <7> 24-часовой цикл с характерной повторяющейся схемой физических изменений.

Таким образом, проведенное фармакологическое исследование показало, что исследуемое вещество ТМЦП-18 при однократном введении в дозе, аналогичной 150 мг для человека, вызывает изменение поведенческой активности лабораторных животных: изменяет двигательную активность и вызывает изменения в асимметрии движения, время замираний и количество медленных движений, что свидетельствует о возникновении неадекватно проявляющихся реакций торможения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вещество ТМЦП-018 формирует специфическое поведение, характерное для состояния опьянения веществами ряда синтетических каннабиноидов, обладающих психоактивными свойствами. В связи с наличием токсических свойств у изученного соединения, его применение может причинить вред здоровью, в том числе при однократном употреблении. На основании проведенного химического и фармакологического исследования эксперты приходят к выводу о том, что вещество ТМЦП-018 является аналогом наркотических средств линейки JWH, в том числе наркотического средства JWH-018, которое включено в Список I — «Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681. Учитывая длительность и необходимость использования специального дорогостоящего оборудования, которое не всегда имеется в распоряжении экспертного учреждения, проводящего химико-фармакологические исследования, отсутствие единой методики проведения экспертных исследований такого рода, а также отсутствие в ряде экспертных подразделений ФСКН России соответствующих специалистов, актуален вопрос упрощения процедуры внесения вещества в перечень запрещенных к обороту. В качестве одной из форм противодействия обороту новых синтетических наркотических средств является возможное введение института временного запрета, заключающегося в закреплении на законодательном уровне за ФСКН России возможности временно ограничивать оборот данных веществ с целью их классификации и решения вопроса об их включении в Списки I, II, III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681. Изучение зарубежного опыта показывает эффективность введения института временного запрета как одной из мер противодействия обороту новых синтетических наркотиков. В частности, в США и Швеции оборот новых психоактивных веществ ограничивается временными запретами, введенными в этих странах и действующими до 1,5 лет до включения нового психоактивного вещества в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Кроме того, в США (штат Аризона) был принят закон, запрещающий базовые химические формулы синтетических наркотиков. В Швеции действует «Закон об уничтожении некоторых видов веществ, вредных для здоровья», который дает право прокурорам изымать из оборота и уничтожать ряд веществ, в том числе вещества, в отношении которых можно предположить, что они будут внесены в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью. К ним относятся вещества, находящиеся в списке, который составляется и регулярно обновляется Шведским национальным институтом общественного здоровья (Swedish National Institute for Public Health). В данном списке содержатся вещества, которые не использовались прежде в медицинских целях и в отношении которых в настоящее время проводятся исследования для определения их наркогенности <8>. ——————————— <8> Подробнее об этом см.: Корчагин О. Н. Временное ограничение на оборот новых видов наркотических веществ и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2012. N 4. С. 32 — 33.

В Финляндии в 2011 г. на национальном уровне была принята упрощенная система включения новых наркотических веществ в список запрещенных постановлением правительства. Органы полиции или таможни обращаются в центр безопасности и развития в сфере фармакологии (Finnishmedicine Agency — FIMEA), который проводит необходимые исследования и представляет доклад в Министерство здравоохранения. Необходимыми условиями для запуска национальной процедуры являются опасность вещества для здоровья и предварительное направление информации о нем в систему раннего предупреждения (EWS) ЕС. В Латвии список наркотических веществ заменен списком основных формул химических групп психотропных веществ, что способствует эффективному ограничению оборота новых синтетических веществ (спайсов, курительных смесей и т. д.), имеющих сходную химическую формулу с веществами, уже включенными в список запрещенных к обороту. В рамках создания института временного запрета на территории Российской Федерации в настоящее время организована работа по разработке проектов правовых актов, направленных на наделение директора ФСКН России полномочиями по приостановлению сроком до одного года оборота на территории Российской Федерации веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами. В частности, проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» предлагается дополнить ст. 53 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» положением о наделении руководителя федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ полномочиями по приостановлению сроком до одного года оборота на территории Российской Федерации веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты, обладающих воздействием на организм человека, схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами. Указанное дополнение обеспечит введение новых мер государственного контроля за оборотом веществ, обладающих схожим с наркотическими средствами или психотропными веществами воздействием на организм человека, в отношении которых организована работа по отнесению их к категории веществ, находящихся под контролем в Российской Федерации. В рамках создания системы раннего выявления и предупреждения новых видов психоактивных веществ возможна реализация следующих предложений: 1. Рассмотрение возможности создания Центра мониторинга новых видов наркотиков и наркомании, деятельность которого будет направлена на осуществление активного сотрудничества и обмена информацией между странами о новых видах появляющихся в гражданском обороте психоактивных веществ. 2. Рассмотрение возможности создания спецподразделений по выявлению новых психоактивных веществ и установлению мер контроля за их оборотом в составе компетентных ведомств стран СНГ. 3. Разработка механизма передачи федеральными органами исполнительной власти образцов новых психоактивных веществ в экспертные и научно-исследовательские организации для проведения экспертизы их воздействия на организм человека. 4. Рассмотрение возможности создания списка запрещенных к обороту химических формул (структурных групп) веществ, обладающих наркотическим воздействием на организм человека. 5. Рассмотрение возможности разработки системы оперативного приема сообщений от населения о случаях появления в гражданском обороте новых психоактивных веществ, в том числе синтетических и дизайнерских наркотиков, а также медицинских препаратов, обладающих нежелательными побочными эффектами (создание подобной системы целесообразно в структуре ФСКН России совместно с Росздравнадзором России). В целях повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом синтетических наркотических средств и психотропных веществ, целесообразно осуществление следующих мер: — выработка единых критериев экспертной оценки веществ на предмет отнесения их к аналогам, производным наркотических средств и психотропных веществ; — выработка единой методики проведения химико-токсикологических экспертиз по вопросу отнесения вещества к аналогам или производным наркотических средств и психотропных веществ; — организация взаимодействия с интернет-провайдерами в целях пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом синтетических наркотиков посредством сети Интернет; — организация взаимодействия со службами, осуществляющими пересылку почтовых и багажных отправлений; — обеспечение взаимодействия следственных, оперативных и экспертных подразделений в ходе сбора и изучения результатов ОРД на предмет наличия данных об умысле на сбыт, приобретение и хранение аналогов синтетических наркотических средств, входящих в различные курительные смеси, соли для ванн и иные товары бытового назначения. В настоящее время вопрос регулирования незаконного оборота синтетических наркотиков становится все более актуальным. Представляется, что реализация предложенных мер будет способствовать более эффективному и качественному расследованию преступлений в сфере незаконного оборота средств и психотропных веществ.

Пристатейный библиографический список

1. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 2. Ст. 219. 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 27. Ст. 3198; 2004. N 8. Ст. 663; N 47. Ст. 4666; 2006. N 29. Ст. 3253; 2007. N 28. Ст. 3439; 2009. N 26. Ст. 3183; N 52. Ст. 6572; 2010. N 3. Ст. 314; N 17. Ст. 2100; N 24. Ст. 3035; N 28. Ст. 3703; N 31. Ст. 4271; N 45. Ст. 5864; N 50. Ст. ст. 6696, 6720; 2011. N 10. Ст. 1390; N 12. Ст. 1635; N 29. Ст. ст. 4466, 4473; N 42. Ст. 5921; N 51. Ст. 7534; 2012. N 10. Ст. 1232; N 11. Ст. 1295; N 19. Ст. 2400; N 22. Ст. 2864; N 37. Ст. 5002; N 41. Ст. 5625; N 48. Ст. 6681; N 49. Ст. 6861; 2013. N 6. Ст. 558; N 9. Ст. 953; N 25. Ст. 3159; N 29. Ст. 3692. 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1178 «О внесении изменения в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 41. Ст. 5625. 4. Карпов Я. С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. N 1. С. 35 — 37. 5. Корчагин О. Н. Временное ограничение на оборот новых видов наркотических веществ и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2012. N 4. С. 32 — 34. 6. Федоров А. В. Комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1178 «О внесении изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2013. N 1. С. 2 — 3. 7. Федоров А. В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. N 3. 2012. С. 3 — 18. 8. Федоров А. В. Определение производных наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Теория и практика судебной экспертизы. Научно-практический журнал. 2013. N 1 (29). С. 50 — 61.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *