Проблемы оценки деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России на региональном уровне, взаимодействия со СМИ

(Корнеева М. П.) («Российский следователь», 2013, N 21) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ

М. П. КОРНЕЕВА

Корнеева Марина Петровна, преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений Академии управления МВД России, подполковник полиции.

В статье исследуются нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие оценку, а также методику организации и проведения проверок направлений деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России.

Ключевые слова: органы предварительного следствия территориальных органов МВД России, оценка деятельности, показатели, индикаторы, средства массовой информации.

The problems of the assessment of activity of bodies of preliminary investigation in system of the ministry of internal affairs of Russia at regional level, interactions from mass media M. P. Korneeva

In article are investigated the regulations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, regulating an assessment, and also a technique of the organization and carrying out checks of activities of bodies of preliminary investigation of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Key words: the bodies of preliminary investigation of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, activity assessment, indicators, indicators, mass media.

Нормативными основами современной оценки результатов деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России на региональном уровне являются нормативные правовые акты МВД России <1>. Так, Приказом Министерства внутренних дел от 26 декабря 2011 г. N 1310 была утверждена Инструкция, которая регламентирует оценку деятельности управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, а также определяет показатели ведомственной оценки деятельности министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации. ——————————— <1> Приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. N 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. N 77 «Об основах ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации»; распоряжение МВД России от 20 июня 2012 г. N 1/5072 «Об утверждении системы изучения и оценки эффективности деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России».

Обращает на себя внимание тот факт, что вышеуказанным Приказом значительно расширены цели оценки и к их числу в настоящее время относятся определение эффективности деятельности органов МВД России, в том числе полиции, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, а также отнесены цели по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Существенно изменена система итоговой оценки деятельности территориальных органов, которая в настоящее время складывается из оценки эффективности их деятельности по ведомственным показателям, результатам исследования общественного мнения, итогам отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также оценки информирования государственных и муниципальных органов, граждан о результатах их деятельности. При этом ведомственная оценка (термин введен Приказом) деятельности территориальных органов МВД России осуществляется на основе долевых и нагрузочных показателей, характеризующих результативность, качество и законность реализации основных направлений их деятельности. Инструкцией предусмотрены основные направления, посредством которых определяется эффективность ведомственной оценки деятельности территориальных органов МВД России (п. 4.1.3). Инструкция не только вводит понятия положительных и отрицательных показателей оценки, но и раскрывает их содержательное значение (п. 4.1.8). Для выделения значимости тех или иных направлений деятельности, а также учета трудозатрат, необходимых для достижения результатов, используются коэффициенты значимости, имеющие численное значение от 1 до 3. Наряду с ведомственной оценкой Инструкция предусматривает инспекционную оценку, подготавливаемую главными инспекторами МВД России по результатам изучения состояния дел в ходе инспекторских и целевых проверок, а также информационно-аналитических материалов, полученных в рамках осуществления зонального контроля. Одновременно Инструкция устанавливает перечень факторов, которые необходимо учитывать для объективной инспекционной оценки деятельности территориального органа МВД России (п. 4.3). В развитие положений указанного Приказа 3 февраля 2012 г. был издан Приказ МВД России N 77 «Об основах ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации», который обязывает руководителей МВД России по подконтрольным направлениям разработать показатели деятельности территориальных органов МВД России на основе ведомственных статистических и иных форм отчетности (ведомственная оценка). Для реализации нормативных правовых актов Министерство 20 июня 2012 г. издало распоряжение N 1/5072 «Об утверждении системы изучения и оценки эффективности деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России». Им утверждена Методика ведомственной оценки деятельности Главных следственных управлений, следственных управлений (отделов) территориальных органов МВД России и регламентируется порядок ведомственной оценки деятельности следственных управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, следственных управлений (отделов) линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, главных следственных управлений (управлений, отделов) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, показатели ведомственной оценки деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровне, методика организации и проведения проверок направлений деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России. Анализ положений данной Методики позволяет сделать выводы о целях и критериях ведомственной оценки. Так, целью ведомственной оценки деятельности органов предварительного следствия является определение эффективности обеспечения доступа граждан и организаций, потерпевших от преступлений, к правосудию; защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Ведомственная оценка деятельности органов предварительного следствия базируется на основе долевых и нагрузочных показателей, характеризующих реализацию функций органов предварительного следствия. Оценка эффективности деятельности органов предварительного следствия осуществляется по таким основным направлениям, как: результативность следствия; качество расследования уголовных дел; сроки расследования уголовных дел; раскрытие преступлений; обеспечение законности при производстве предварительного следствия по уголовным делам; возмещение материального ущерба и предупреждение преступлений. Направления оцениваются с помощью ведомственных показателей, которые рассчитываются на основе официальной статистической информации о результатах следственной работы. Оценка эффективности деятельности органов предварительного следствия осуществляется на основе расчета баллов по конкретным показателям в зависимости от их содержательного значения, которые делятся на положительные (количественный рост которых свидетельствует об увеличении эффективности деятельности) и отрицательные (количественный рост которых свидетельствует о снижении эффективности деятельности). Для стимулирования деятельности органов предварительного следствия используются коэффициенты значимости, имеющие численное значение от 1 до 3. При этом общая оценка эффективности деятельности органа предварительного следствия на основе ведомственных показателей определяется как сумма баллов эффективности по отдельным показателям, умноженным на коэффициенты значимости. Как уже отмечалось ранее, указанным распоряжением была утверждена Методика организации и проведения проверок направлений деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России. Базируется она на получении оценочных суждений о состоянии работы на следующих направлениях: предупреждение преступлений; производство предварительного следствия; прием граждан, работа с обращениями граждан; управление подчиненными органами и подразделениями, а также состояние учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы. Оценка по направлению «Предупреждение преступлений» производится по ряду показателей. Рассмотрим один из таких показателей, как оценка состояния профилактической деятельности органа предварительного следствия по результатам анализа статистической информации и сведений оперативных учетов, который рассчитывается по ряду индикаторов, в том числе таким как выступления в средствах массовой информации. Далее предусмотрена градация средств массовой информации на уровни (федеральный, региональный), на виды средств массовой информации, где проводились выступления либо публикации: телевидение, радио, газеты, сеть Интернет. Оценка показателей осуществляется методом экспертной оценки, которая заключается в процедуре определения оценки организации и эффективности деятельности проверяемого органа предварительного следствия по конкретному направлению на основе мнения специалиста (эксперта), в качестве которого рассматривается уполномоченный Следственным департаментом МВД России сотрудник. Таким образом, данная Методика ориентирует руководителей следственных органов территориальных органов МВД России на ее применение в повседневной управленческой деятельности. Однако руководителями органов предварительного следствия территориальных органов МВД России кроме решения задач профилактики осуществляется также организация деятельности по взаимодействию со средствами массовой информации, направленная: — на формирование информационной политики следственных органов на региональных и областных СМИ (получение информации о преступлениях (ст. 144 УПК РФ)); — формирование положительного имиджа органов предварительного следствия; — размещение опровержений о реабилитированных лицах (ст. 133 УПК РФ); — противодействие расследованию; — контроль работы по взаимодействию со средствами массовой информации в органах предварительного следствия области. Данные направления являются одними из числа основных предметов учета состояния и результатов деятельности в органах предварительного следствия территориальных органов МВД России. Таким образом, возникает необходимость включения в Методику организации и проведения проверок направлений деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России такого отдельного направления деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России на региональном уровне, как «Организация взаимодействия со средствами массовой информации».

Список литературы

1. Приказ МВД России от 26 декабря 2011 г. N 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации». 2. Приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. N 77 «Об основах ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации». 3. Распоряжение МВД России от 20 июня 2012 г. N 1/5072 «Об утверждении системы изучения и оценки эффективности деятельности органов предварительного следствия территориальных органов МВД России».

——————————————————————

Название документа