Правовые основы взаимодействия следствия со средствами массовой информации

(Клименко И., Струбовщикова П.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2007, N 8)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВИЯ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

И. КЛИМЕНКО, П. СТРУБОВЩИКОВА

Клименко И., доцент, Алтайская академия экономики и права, кандидат юридических наук.

Струбовщикова П., аспирантка, Уральская государственная юридическая академия.

Тенденция роста преступности в нашей стране, безусловно, требует четкой организации работы правоохранительных органов. Борьба с преступностью является общим делом правоохранительных органов, общественности и населения. Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что наряду с другими факторами эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при раскрытии и расследовании преступлений средств и методов <1>. Следователь может и должен получать от населения нужную ему информацию. С этой целью сотрудникам правоохранительных органов целесообразно использовать возможности средств массовой информации. ——————————— <1> См: Крылов А. В. Взаимодействие следователя прокуратуры со средствами массовой информации при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений // Российский следователь. 2005. N 5. С. 60.

Следователи нередко обращаются через СМИ к населению с просьбой сообщить сведения, касающиеся совершенного преступления, о розыске лиц, причастных к его совершению, и т. д. Анализируя деятельность по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, можно сделать вывод о том, что взаимодействие следственных аппаратов, оперативных и криминалистических подразделений между собой, а также с представителями общественности и средств массовой информации находится на недостаточном уровне. Причиной этому служит отсутствие четко сформулированных процессуальных основ такого взаимодействия <2>. ——————————— <2> См.: Кулагин Н. И. Использование органами следствия средств массовой информации. Волгоград, 1971. С. 5 — 11; Монахов В. Общество и пресса: правовые аспекты взаимодействия // Мы — сограждане (СМИ и общество) / Под ред. Л. И. Семиной. М., 2002. С. 167 — 174.

Журналисты, проводя собственные расследования, руководствуются Законом «О средствах массовой информации», следователи же действуют на основании норм УПК, Законов «О прокуратуре», «Об оперативно-розыскной деятельности» и т. д. Однако перечисленные Законы в части процессуального взаимодействия не связаны между собой. Согласно ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Таким образом, к поводам для возбуждения уголовного дела можно отнести и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, распространенное в том числе в средствах массовой информации. При этом редакция и главный редактор СМИ, распространившего это сообщение, согласно УПК РФ обязываются по требованию прокурора, следователя или органа дознания передать имеющиеся в распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении. Помимо этого, указанные лица должны предоставить данные о лице, предоставившем данную информацию. Однако из этого правила установлено следующее исключение: предоставляя информацию, лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Практически это означает возможность для редакции отказаться от предоставления документов, сославшись на конфиденциальность источника информации. Данную норму усиливает статья 42 Закона РФ о СМИ, посвященная конфиденциальной информации. Следует отметить, что УПК РФ предусматривает обязательное опубликование информации об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного СМИ. Российская прокуратура, по Конституции РФ и Закону «О Прокуратуре РФ», является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан, в том числе права на информацию, что, в свою очередь, обеспечивает многие другие права и свободы: свободу мысли и слова, право граждан искать, получать и распространять информацию, свободу средств массовой информации. Согласно ст. 38 Закона «О средствах массовой информации» «граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов». При толковании приведенных норм отношения между следователями и журналистами нередко достигают крайней степени взаимного недовольства и нетерпимости. Результаты проведенного нами исследования нарушений в информационной сфере, изучение профессионального мнения сотрудников правоохранительных органов и журналистов друг о друге свидетельствуют, что в их взаимоотношениях сохраняются негативные стереотипы и взаимные претензии. Недовольство журналистов вызывают невмешательство органов прокуратуры в случаях нарушения прав СМИ; отсутствие прокурорского реагирования на неправомерные действия администрации и незаконные нормативные акты, ущемляющие свободу массовой информации; неправильное реагирование на конфликты, в том числе и при участии прокуроров в судебных процессах. Работники СМИ отмечают, что система правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры, остается для них «закрытой», что приводит к невозможности получения интересующей их информации, отсутствию реальной защиты от многочисленных посягательств на права прессы и журналистов, к неправомерным попыткам давления на них угрозой уголовной ответственности. Как показали результаты опросов журналистов, пишущих на правовые темы, 80 процентов респондентов считают, что причина такой «закрытости» правоохранительных органов кроется в самом содержании работы следователя, поскольку далеко не всегда и не все можно делать достоянием гласности, но в каждом случае журналистам должно быть разъяснено, где проходят границы допустимой открытости. При взаимодействии со СМИ следователи должны руководствоваться Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», который устанавливает право милиции использовать безвозмездно возможности СМИ для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, и т. п. Подобная норма, но в более широком смысле, содержится и в УПК РФ. В рамках работы по конкретному преступлению исходная информация для граждан готовится органами предварительного следствия и распространяется по их просьбе в СМИ в виде: обращения к населению с просьбой о предоставлении любой информации, относящейся к расследуемому преступлению; розыскной ориентировки; обращения к гражданам с просьбой сообщить информацию о противоправных деяниях лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; обращения к потерпевшим с просьбой опознать свое имущество. Использование СМИ в ходе предварительного расследования ставит перед следственными аппаратами задачу по защите от несанкционированного разглашения данных предварительного следствия; нейтрализации и ликвидации противодействия расследованию. При решении вопроса об объеме информации, которая может быть передана сотруднику СМИ, следует руководствоваться ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», где указано, что «не допускается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну». Фактические данные, собранные в ходе дознания и предварительного следствия, являются по закону «специально охраняемой тайной» (или «тайной следствия»), разглашению не подлежат, о чем сказано в ст. 161 УПК РФ «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования». В периодической печати нередко встречаются резкие высказывания журналистов по данному поводу. Представители СМИ ссылаются на неуважительное отношение сотрудников следственных подразделений к выполнению журналистами своих профессиональных обязанностей. В обоснование своих доводов журналисты приводят ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, где указано, что: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства»; норму ст. 144 УК РФ об ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста; положение ст. 47 Закона «О средствах массовой информации», в которой закреплено право журналиста «искать, запрашивать, получать и распространять информацию, производить записи, посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, митингов и демонстраций» <3>. ——————————— <3> Монахов В. Общество и пресса: правовые аспекты взаимодействия. Мы — сограждане (СМИ и общество) / Под ред. Л. И. Семиной. М., 2002. С. 167 — 174.

Запрет на предание огласке данных предварительного следствия обусловлен особенностями досудебного производства, в том числе необходимостью установления и розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления, обеспечения сохранности доказательств по уголовному делу. Преждевременное и неконтролируемое разглашение данных предварительного следствия может причинить вред не только полному и объективному расследованию обстоятельств уголовного дела, но и интересам потерпевшего, обвиняемого и других участников уголовного процесса <4>. Для защиты данных предварительного следствия следователь предупреждает участников уголовного процесса о недопустимости разглашения данных предварительного следствия, о чем берется подписка. ——————————— <4> См.: Чангули Г. И. Некоторые вопросы использования средств массовой информации в ходе расследования уголовных дел // Средства массовой информации и органы внутренних дел: Сборник научных трудов. Горький, 1980. С. 41.

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению, за исключением случаев, когда предаются гласности с разрешения прокурора, следователя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного следствия и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение сведений о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается. Следователь также вправе запретить в интересах следствия разглашение иных данных, которые журналист мог получить и не от следователя. Принимая во внимание то, что в соответствии с УПК РФ целый ряд процессуальных лиц имеют право на компенсацию причиненного в ходе предварительного следствия вреда, в том числе и морального, при подготовке материалов в СМИ следует неукоснительно соблюдать закон. Принципиальная позиция по этому вопросу оградит следователей и руководителей следственных подразделений от преждевременных комментариев, могущих повредить интересам расследования.

——————————————————————