Временное ограничение на оборот новых видов синтетических наркотиков как мера противодействия незаконному обороту психоактивных веществ

(Батыршин И. И., Тихомирова В. В.) («Юридический мир», 2013, N 12) Текст документа

ВРЕМЕННОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ НА ОБОРОТ НОВЫХ ВИДОВ СИНТЕТИЧЕСКИХ НАРКОТИКОВ КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

И. И. БАТЫРШИН, В. В. ТИХОМИРОВА

Батыршин Ильнур Ильдарович, начальник Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков» (ФКУ НИЦ ФСКН России).

Тихомирова Вероника Владимировна, старший научный сотрудник отдела проектного обеспечения оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский центр Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков» (ФКУ НИЦ ФСКН России).

В статье раскрываются вопросы, связанные с незаконным оборотом новых видов синтетических наркотиков, рассматривается актуальность введения механизма временного запрета на новые психоактивные вещества (ПАВ) как меры противодействия незаконному обороту ПАВ, содержится обзор зарубежного опыта в отношении введения института временного запрета на ПАВ.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, синтетические наркотики, «дизайнерские» наркотики, новые психоактивные вещества, временный запрет на ПАВ, временное ограничение на ПАВ, национальная безопасность, общественная безопасность, зарубежный опыт введения временного ограничения ПАВ, доклад ООН.

Temporary limitation of traffic of new types of synthetic drugs as a measure of counteraction of illegal traffic of psychoactive substances I. I. Batyrshin, V. V. Tikhomirova

Batyrshin Il’nur Il’darovich, head of the Federal budgetary institution «Science research centre for the Federal service of control of drug traffic of Russia».

Tikhomirova Veronika Vladimirovna, senior researcher of the Department of project support of operative search and criminal procedure activities for the Federal budgetary institution «Science research centre for the Federal service of control of drug traffic of Russia».

The article depicts a number of problems connected with the illegal trade of new psychoactive substances as well as dwells upon the urgent question of the introduction of the temporary ban on new psychoactive substances (PAS) as a measure of counteraction to the illegal PAS trade. It also reviews the foreign experience of temporary PAS ban implementation.

Key words: illegal drug trade, synthetic drugs, «designer» drugs, new psychoactive substances, temporary PAS ban, national security, public security, foreign experience of temporary PAS ban implementation, UN report.

На сегодняшний день одной из важнейших проблем в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является прогрессирующий рост немедицинского употребления новых психоактивных веществ (ПАВ), обладающих неопределенным правовым статусом. Отсутствие закрепленного за подобной группой веществ конкретного правового статуса создает определенные трудности при установлении мер контроля за ними, а также создает условия для беспрепятственного нахождения таких веществ в гражданском обороте <1>. В настоящее время в результате экспериментального поиска, цели которого могут быть как законные, так и незаконные, путем реакций между определенными химическими веществами все чаще создаются психоактивные вещества, отличающиеся молекулярным составом от известных наркотических средств и психотропных веществ. В обществе для обозначения данной группы веществ используются такие сленговые названия, как «дизайнерские» наркотики, «легальные» наркотики, «спайсы», «соли», «миксы» и др. ——————————— <1> Карпов Я. С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. N 1. С. 35 — 37.

«Дизайнерские» («легальные») наркотики определяют как синтетические наркотические препараты, имеющие свойства какого-либо натурального наркотического вещества, но отличающиеся от него по химической структуре. Новые виды «легальных» наркотиков сравнительно недавно появились на российском рынке и за короткое время набрали бешеную популярность среди населения, особенно в молодежной среде. В большинстве это курительные смеси, основой которых являются синтетические каннабиноиды, воздействующие на соответствующие рецепторы головного мозга намного сильнее, чем природные каннабиноиды, содержащиеся, например, в марихуане. В настоящее время достаточно серьезной проблемой стали и другие синтетические вещества, обладающие свойствами наркотических, которые могут быть замаскированы под соли для ванн, ароматизаторы, корм для аквариумных рыб, удобрения для комнатных растений, легальные порошки и др. <2>. Они формально не пригодны для употребления вовнутрь, и на них не требуется разрешение Роспотребнадзора, но фактически употребляются внутривенно и перорально. ——————————— <2> Корчагин О. Н. Временное ограничение на оборот новых видов наркотических веществ и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2012. N 4. С. 32 — 34.

Анализ обстановки в сфере незаконного оборота синтетических наркотиков на территории Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что данная проблема с каждым годом усугубляется. Согласно данным ведомственной статистической отчетности количество синтетических наркотиков, изъятых российскими органами наркоконтроля, увеличилось за последний год на 25%, а за предыдущий год на 97% <3>. ——————————— <3> Результаты оперативно-служебной деятельности территориальных органов ФСКН России за январь — декабрь 2012 г., январь — март 2013 г.

Помимо увеличения объема запрещенных к обороту синтетических наркотиков сохраняется тенденция появления на территории страны новых видов психоактивных веществ, не входящих в списки Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 (далее — Перечень). Высокая популярность таких препаратов у злоупотребляющих ими лиц во многом вызвана проводимой интернет-магазинами и сайтами агрессивной рекламной политикой, нередко скрывающей истинный состав предлагаемой продукции, а также, по всей видимости, способностью данных соединений воспроизводить, а в ряде случаев и превосходить психоактивные свойства запрещенных веществ. Актуальность борьбы с новыми видами психоактивных веществ отмечается также Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Так, во Всемирном докладе ООН о наркотиках за 2013 г. указывается, что реализуемые как «легальные» наркотики и «дизайнерские» наркотики, новые психоактивные вещества распространяются с беспрецедентной скоростью и создают непредвиденные проблемы для общественного здравоохранения и безопасности <4>. В докладе показано, что количество новых психоактивных веществ, о которых было сообщено в УНП ООН, выросло со 166 в конце 2009 г. до 251 в середине 2010 г., т. е. более чем на 50%. Кроме того, в докладе отмечается, что впервые количество новых психоактивных веществ превысило общее количество веществ, находящихся под международным контролем (234). Новые ПАВ появляются на рынке наркотиков с неизменной регулярностью, поэтому международная система контроля над наркотиками в настоящее время сталкивается с трудностями, вызванными скоростью их возникновения и применением «творческих подходов» к их производству. ——————————— <4> Всемирный доклад ООН о наркотиках за 2013 г. // Интернет-портал СНГ.

В докладе ООН отмечается тревожная тенденция увеличения числа синтетических наркотиков и указывается на то, что во многих случаях препараты формально являются законными, так как они не внесены в перечни запрещенных веществ, принятые в различных странах. Продаваемые открыто, новые психоактивные вещества, которые не были проверены на безопасность, могут быть гораздо более опасными, чем традиционные препараты. Такие уличные сленговые наименования ПАВ, как «спайс», «миксы», «соли для ванн», «корма для рыб» и др., вводят молодых людей, которые являются основной группой потребителей новых видов синтетических психоактивных веществ, в заблуждение и дают им уверенность в том, что они получают удовольствие с низким риском опасности и минимальным ущербом для здоровья. С учетом практически бесконечной возможности изменить химическую структуру новых психоактивных веществ новые составы опережают попытки их постановки под международный контроль. В то время как включение в перечни запрещенных к обороту веществ затягивается, так как является длительной нормативной процедурой, преступники действуют максимально быстро, чтобы использовать этот прибыльный рынок в своих целях. Кроме того, немаловажным является тот факт, что побочные эффекты и потенциал привыкания основной массы новых психоактивных веществ мало изучены. Внесение идентифицированных веществ в перечни стимулирует создание новых видов ПАВ, химическая структура которых близка, но не идентична структуре запрещенных наркотиков, так как современные технологии органического синтеза имеют практически неограниченные возможности для создания аналогов большинства наркотических средств. При этом длительность процедуры включения вновь выявленного в обороте ПАВ в перечни позволяет криминальным элементам довольно продолжительное время распространять его практически беспрепятственно, а после введения запрета переориентировать уже созданную сеть сбыта на другой аналог того же наркотического средства. Следует сказать, что серьезность проблемы распространения новых видов ПАВ отмечается в совместном докладе Европола и Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН) за 2013 г. <5>. В выступлении на пресс-конференции, посвященной данному вопросу, заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам юстиции, основных прав и гражданства В. Рединг привела неутешительные данные по распространению так называемой легальной дури (Legal Highs) в странах Евросоюза. Всего с 1997 г. государства — члены ЕС зарегистрировали более 300 новых веществ. В последние годы в среднем каждую неделю выявляется одно новое психоактивное вещество, и эти цифры, как ожидается, будут только расти. Так, за прошедшие три года количество выявленных веществ возросло в три раза — с 24 в 2009 г. до 73 в 2012 г. Максимальной опасности подвергается молодое поколение как наиболее уязвимая группа риска. Согласно опубликованному ЕС докладу «Отношение молодежи к наркотикам» в среднем 5% молодых людей в странах ЕС пробовали психоактивные вещества хотя бы один раз в жизни, около 10% — в Великобритании, Латвии и Польше, а лидером немедицинского потребления ПАВ стала Ирландия с показателем 16%. Что касается связанной с использованием новых ПАВ смертности, из-за употребления психоактивного вещества 5-IT только за пять месяцев (с апреля по август 2012 г.) умерли 24 человека, а вещество 4-MA стало причиной 21 летального исхода в 2010 — 2012 гг. ——————————— <5> Доклад Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН), ЕС, 2013 г.

В России ситуация складывается аналогичным образом: так, только за январь — март 2013 г. было изъято более 317 кг синтетических наркотических средств. Точное число наркотика, дошедшего до потребителя, установить затруднительно, однако уже сегодня можно утверждать, что проблема распространения новых ПАВ становится все актуальнее, и в ближайшем будущем, возможно, она будет рассматриваться наравне с угрозой распространения афганского героина. Это связано с тем, что против героиновой и опийной угрозы в арсенале государства имеются отработанные правоохранительные меры, оборот этих наркотиков уголовно наказуем. Что касается синтетических наркотиков, то их производство и появление на рынке сбыта наркотических веществ опережает российские меры контроля и успевает сформировать широкий круг наркопотребителей, а наркоторговцы при этом получают сверхприбыль, не опасаясь ответственности. Таким образом, увеличивающийся оборот новых видов ПАВ создает серьезнейшую угрозу общественной безопасности и безопасности страны в целом. Относительная легкость получения новых видов производных от известных наркотических средств, промышленные масштабы их производства и постоянные научные изыскания новых химических формул ПАВ породили ситуацию, при которой правоохранительная система Российской Федерации фактически не успевает реагировать на мгновенное обновление структуры наркорынка. Практика работы органов ФСКН России показала, что от момента запрета одних видов наркотиков до момента появления на наркорынке новых, еще не включенных в Перечень, проходит всего около одного месяца. Обстановка складывается критическая, так как появление новых видов синтетических наркотиков увеличивает уровень вовлечения в незаконный оборот молодежи и несовершеннолетних, что, в свою очередь, подрывает демографическую ситуацию страны в целом. Очевидно, что данная проблема нуждается в жестком контроле со стороны правоохранительной системы и государства. Осуществление данного контроля возможно только в случае введения механизма временного ограничения, который в скорейшие сроки необходимо закрепить на законодательном уровне. Таким образом, анализ ситуации, сложившейся в сфере незаконного оборота синтетических наркотиков, позволяет сделать вывод о том, что в сложившихся условиях, при все возрастающей популярности синтетических наркотиков на нелегальном рынке, а также высоком доходе, получаемом продавцами этих препаратов, следует ожидать дальнейшего появления новых синтетических наркотических средств, распространяемых в обход действующего российского законодательства, а также расширения числа сбытчиков и потребителей. Оптимальный вариант решения указанной проблемы видится в экстренном наделении директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) правом временного приостановления оборота веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены ограничения и запреты. В своей речи на заседании Государственного антинаркотического комитета директор ФСКН России В. П. Иванов заявил о необходимости создания системы оперативного выявления и предупреждения новых ПАВ: «В России, по аналогии с другими странами, должна быть создана система раннего выявления новых видов синтетических наркотиков. В европейских странах такая система действует с 1997 года. Она постоянно модернизируется и дает хорошие результаты, т. е. в случае, когда новое химическое наркотическое вещество появляется, оперативно активизируется механизм временного ограничения, который позволяет быстро прекратить оборот опасных веществ до внесения их в официальный список запрещенных к обороту». Ввиду того что ситуация характеризуется стремительным изменением и постоянным появлением новых наркотиков, в целях принятия адекватных мер создание подобной системы необходимо осуществить в кратчайшие сроки. Изучение зарубежного опыта показывает эффективность введения института временного запрета как одной из мер противодействия обороту новых синтетических наркотиков. Так, в Швеции оборот новых психоактивных веществ ограничивается временными запретами, введенными в этой стране и действующими до 1,5 года до включения нового психоактивного вещества в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В Швеции действует «Закон об уничтожении некоторых видов веществ, вредных для здоровья», который дает право прокурорам изымать из оборота и уничтожать ряд веществ, в том числе вещества, в отношении которых можно предположить, что они будут внесены в список наркотических средств или товаров, наносящих вред здоровью. К ним относятся вещества, находящиеся в списке, который составляется и регулярно обновляется Шведским национальным институтом общественного здоровья (Swedish National Institute for Public Health). В данном списке содержатся вещества, которые не использовались прежде в медицинских целях и в отношении которых в настоящее время проводятся исследования для определения их наркотических свойств. В 2010 г. Ирландия и Польша оперативно приняли новые законодательные акты с целью ограничения открытой продажи психоактивных веществ, не подпадающих под существующие законы о наркотиках. В Ирландии новые вещества рассматриваемого вида определяются законом как психоактивные вещества, специально контролируемые в соответствии с существующим законодательством, которые при применении стимулируют или угнетают центральную нервную систему, вызывая галлюцинации, зависимость или значительные изменения в моторной функции, мышлении или поведении. В Польше законодательство относит их к заменителям наркотиков, определяя как вещество или растение, используемое вместо контролируемых наркотиков или для тех же целей, и чье производство и поставка на рынок не регулируется отдельными положениями. В Финляндии в 2011 г. на национальном уровне была принята упрощенная система включения новых наркотических веществ в список запрещенных постановлением правительства. Органы полиции или таможни обращаются в центр безопасности и развития в сфере фармакологии (Finnish medicine agency — FIMEA), который проводит необходимые исследования и представляет доклад в Министерство здравоохранения. Министерство здравоохранения, в свою очередь, принимает решение о необходимости срочных мер на национальном уровне либо об ожидании решения о запрещении вещества на уровне ЕС. В первом случае в правительство представляется проект постановления о включении вещества в список запрещенных. Необходимыми условиями для запуска национальной процедуры являются опасность вещества для здоровья и предварительное направление информации о нем в систему раннего предупреждения (EWS) ЕС. Отдельно следует сказать об опыте США. Приведем на конкретном примере описание порядка и механизма действий органов государственной власти США с момента выявления новых психоактивных веществ до временного приостановления их оборота и последующего включения в перечень веществ, подлежащих запрету и (или) ограничению в обороте. 16 мая 2013 г. три синтетических каннабиноида были временно внесены Минюстом США в Перечень I Списка контролируемых веществ Закона о контролируемых веществах США. Заместитель директора Управления по борьбе с наркотиками Минюста США (DEA — Drug Enforcement Administration) установил, что внесение данных синтетических каннабиноидов и их солей, изомеров и солей изомеров в перечень запрещенных веществ необходимо, чтобы избежать угрозы общественной безопасности. В результате выхода Постановления (Final Order) о временном внесении (temporary scheduling) в перечень трех синтетических каннабиноидов действие Закона о контролируемых веществах, Закона об импорте и экспорте контролируемых веществ, а также их исполнительных распоряжений, включая положения об уголовной ответственности, гражданско-правовых и административных наказаниях, санкциях и механизмах регламентации и контроля веществ из Перечня I станет распространяться на производство, распространение, хранение, ввоз и вывоз этих синтетических каннабиноидов. Для того чтобы принять решение о временном внесении вещества в указанный перечень, необходимо рассмотреть следующие факторы угрозы общественной безопасности: история вещества и примеры злоупотребления; масштаб, длительность и значительность злоупотребления; степень риска здоровью населения. При рассмотрении этих факторов учитывается фактический уровень злоупотребления, незаконное получение вещества из законных каналов (нецелевое использование медицинских препаратов), контрабандный ввоз, кустарное производство или распространение. Данные законодательные меры позволяют правоохранительным службам своевременно реагировать на появление на международном наркорынке новых психоактивных веществ. Таким образом, учитывая положительный зарубежный опыт в данной сфере, оптимальной мерой по борьбе с увеличением потока новых психоактивных веществ на наркорынке в целях предотвращения угрозы общественной безопасности и безопасности страны в целом является скорейшее наделение директора ФСКН России полномочиями по введению временного ограничения оборота веществ, обладающих психоактивными свойствами, в отношении которых законодательством не установлены ограничения и запреты. Представляется, что реализация предложенных мер будет способствовать более эффективному и качественному расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ синтетического происхождения. Кроме того, введение механизма временного ограничения позволит снизить общий уровень вовлечения в сферу незаконного оборота новых ПАВ молодежи и несовершеннолетних, а также своевременно учитывать все изменения структуры спроса и предложения новых видов наркотиков путем постоянного мониторинга и динамического анализа наркорынка. Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть лавинообразный характер появления новых ПАВ, который диктует необходимость принятия экстренных мер по созданию системы их временного ограничения. Только в этом случае можно будет изменить сложившуюся тяжелую ситуацию и предотвратить перерастание нелегального оборота новых ПАВ в угрозу национальной безопасности России.

Литература

1. Доклад Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (ЕЦМНН), ЕС, 2013 г. 2. Карпов Я. С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. N 1. 3. Корчагин О. Н. Временное ограничение на оборот новых видов наркотических веществ и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2012. N 4. 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 27. 5. Резюме Всемирного доклада ООН о наркотиках за 2013 год (World Drug Report 2013, UNODC). 6. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. N 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // СЗ РФ. 2004. N 31. 7. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. 1998. N 2. 8. Федоров А. В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. N 3.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *