Организация процесса подготовки кадров для сферы гостеприимства с помощью сетевого взаимодействия вузов в целях проведения крупных массовых мероприятий (на примере Олимпийских игр 2014 года в г. Сочи)

(Романова Г. М., Банников С. А.) («Туризм: право и экономика», 2012, N 4) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА С ПОМОЩЬЮ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ В ЦЕЛЯХ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

(НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР 2014 ГОДА В Г. СОЧИ)

Г. М. РОМАНОВА, С. А. БАННИКОВ

Романова Г. М., ректор Сочинского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.

Банников С. А., декан факультета дополнительного профессионального образования Сочинского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.

Необходимость мер, направленных на процесс подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи, тесно связана с обучением высококвалифицированных кадров сферы гостеприимства. Однако реализация программ повышения квалификации персонала в отдельно взятых региональных университетах не позволяет в полной мере решить все задачи по данной программе. Авторами рассмотрен один из путей решения данной проблемы — организация сетевого взаимодействия в рамках межвузовской кооперации вузов, базирующегося на распределении ресурсов (сил) и эффективном их использовании. Представлена модель сетевого взаимодействия в рамках межвузовской кооперации, описан опыт организации сетевого взаимодействия вузов и обоснована целесообразность кооперации. Отмечена государственная поддержка создания и развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений, а также постепенное введение понятия «сетевые образовательные программы». Выделены элементы общей системы обеспечения управления деятельностью сетевого объединения образовательных учреждений. Представлено рациональное решение проблемы подготовки кадров сферы гостеприимства для организации и проведения Олимпийских игр в г. Сочи. В настоящее время в регионах, участвующих в реализации мер по подготовке к проведению Олимпийских игр в г. Сочи, существует острая необходимость в обучении высококвалифицированных специалистов сферы гостеприимства. Главными трудностями являются: отсутствие финансовой поддержки со стороны предприятий; отсутствие интереса индустрии в обучении персонала; отсутствие рычагов законодательного и нормативно-правового воздействия; слабые финансовые возможности хозяйствующих субъектов; высокая текучесть кадров; сезонный характер функционирования сферы обслуживания, большое количество временного персонала; большая протяженность города; большое количество закрывающихся предприятий. Реализация программ развития отдельно взятых региональных университетов не позволяет самостоятельно и в полной мере решить обозначенные проблемы. Один из путей выхода из данной ситуации — это организация сетевого взаимодействия в рамках межвузовской кооперации вузов, базирующегося на распределении ресурсов (сил) и эффективном их использовании. Взаимодействие такого типа позволяет организовать образовательный процесс таким образом, что в образовательных программах могут быть выделены образовательные модули, освоение которых может осуществляться в различных вузах — участниках межвузовской кооперации. При этом обучающемуся или слушателю может быть предложено право выбора изучения конкретного образовательного модуля в том вузе, где, по его мнению, гарантируется наиболее качественное обучение этого раздела образовательной программы. Этим создаются условия для активной академической мобильности, что является одним из действующих механизмов в реализации положений федеральных государственных требований. При управлении образовательной сетью может использоваться децентрализованная матричная модель [5]. В этом случае основная образовательная программа каждого вуза, входящего в систему сетевого взаимодействия, может быть подчинена одновременно нескольким вузам, находящимся на одном уровне иерархии управления, а в процессе реализации образовательной программы структура взаимодействия вузов может изменяться [2]. В рамках прошедшей в марте 2010 года Международной конференции «Проблемы и перспективы подготовки кадров в сфере туризма», организованной Федеральным агентством по туризму, были затронуты темы сетевого и кластерного подхода развития туризма в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Инновационные формы взаимодействия, по мнению участников конференции, снижают степень риска, укрепляют имидж, обеспечивают рост качества за счет синергетического эффекта, обеспечивают более гармоничное развитие территории и занятость населения. Таким образом, сетевым можно назвать регламентированное, организационно оформленное взаимодействие образовательных учреждений с целью повышения эффективности использования их ресурсов (сил). Преимущества сетевого взаимодействия начинают приобретать реальные черты, и необходимость развития межвузовской кооперации принимается на государственном уровне. В соответствии с принятой Государственной программой «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148-р) основное мероприятие 1.6 «Модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий» предполагает к 2020 году обеспечение потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации, а также изменение структуры образовательных программ профессионального образования в соответствии с потребностями развития экономики. В связи с этим развитие дистанционных образовательных технологий, обеспечение академической мобильности потребуют скорейшей разработки и внедрения новых финансово-экономических механизмов, обеспечивающих создание и функционирование системы сетевого взаимодействия по предоставлению образовательных услуг профессионального образования [3]. Исходя из сведений о показателях (индикаторах) программы «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы в целом планируется положительная динамика реализации мероприятий программы (табл. 1).

Таблица 1

Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы (выдержка из программы)

N Показатель (индикатор) Единица Значение показателей (наименование) измерения 2012 2014 2016 2018 2020 год год год год год

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы

1. Удельный вес численности процентов 42,2 46,7 51,1 55,6 60 выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности

2. Охват населения программами процентов 26 37 41 49 55 дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 — 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы

Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования»

1. Удельный вес численности процентов 7 10 13 17 20 студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования

2. Структура подготовки кадров по программам профессионального образования (удельный вес численности выпускников программ профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников):

а) программы начального и среднего процентов 39 37 35 32 30 профессионального образования, в том числе программы прикладных квалификаций

б) программы прикладного бакалавриата процентов 0,2 6,4 13,1 20,4 21

в) программы бакалавриата процентов 12 17,1 21,9 25,1 31,7

г) программы подготовки специалиста процентов 46,5 35,1 23,6 13,9 6,7

д) программы магистратуры процентов 1,8 3,9 5,9 8 10

е) программы послевузовского процентов 0,5 0,52 0,55 0,58 0,6 профессионального образования (с защитой диссертации)

В соответствии с Перечнем ведомственных целевых программ и основных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы в результате реализации основного мероприятия 1.4 «Формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования, отражающей изменения в потребностях экономики и запросах населения и поддерживающей единое образовательное пространство» ожидается достаточное развитие сети ведущих вузов страны, достижение соответствия структуры профессионального образования потребностям современной экономики, реализация всеми вузами программ развития, оптимизация сети филиалов федеральных государственных организаций высшего образования. Несомненно, что данные мероприятия коснутся и вузов, реализующих образовательные программы подготовки кадров сферы гостеприимства. Сетевое взаимодействие вузов сервиса позволит наиболее эффективно добиваться результатов взаимодействия, а именно выполнит «прорыв» во внедрении новых технологий в разработку и реализацию совместных образовательных программ по подготовке кадров высокой квалификации для организации и проведения Олимпийских игр в г. Сочи. Основные проблемы, которые отмечают практики гостиничного бизнеса, заключаются в том, что у выпускников вузов отсутствуют практические навыки, а амбиции в отношении вознаграждения и статуса очень велики и абсолютно не соотносятся с уровнем их компетентности. Следует признать серьезной проблемой и недостаточную атмосферу гостеприимства, которую необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Остро стоит проблема привлечения молодых перспективных педагогических кадров в вузы, что связано со слабой системой стимулирования работы профессорско-преподавательского состава, низким уровнем оплаты труда. Отсутствие тесных связей между отраслевыми вузами и руководителями туристских организаций и гостиниц приводит к рассогласованию формируемых компетенций будущих специалистов в сфере гостиничного и туристического бизнеса. У собственников российских туристских предприятий и гостиниц нет определенных и единых критериев отбора персонала, плохо работает система обучения новых сотрудников и повышения квалификации персонала. Цели и задачи, стоящие перед объектами туриндустрии, не доводятся до персонала, тем самым не развивается корпоративная культура. Данные проблемы могут быть разрешены только в интеграции усилий вузов. Для совершенствования системы организации и создания в городе атмосферы гостеприимства необходимо: осуществлять постоянный мониторинг качества; внедрять и широко использовать программу «Тайный гость»; создать атмосферу соревновательности путем установления рейтинга гостеприимства; обеспечить публичность и гласность результатов мониторинга; организовать процедуру присвоения знаков качества предприятиям гостеприимства. Неотъемлемыми условиями эффективного сетевого взаимодействия в системе профессионального образования являются: оптимизация ресурсов и достижение необходимого качества подготовки выпускников, соответствующего требованиям потребителей и заказчиков. В связи с этим в нормативно-правовом поле постепенно закрепляются основные положения, позволяющие в перспективе реализовывать «сетевые образовательные программы», направленные на достижение эффективности вузовских сетей. Для обеспечения реализации всех мероприятий, связанных с подготовкой и проведением Олимпийских игр в городе Сочи, был разработан План мероприятий по обучению персонала, необходимого для подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (N ДК-П12-7838 от 9 ноября 2011 г.). В соответствии с этим документом Минобрнауки РФ обеспечивает координацию и контроль его выполнения. В проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» понятие «сетевые образовательные программы» рассматривается как: 1) совместная деятельность организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, направленную на обеспечение освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с помощью разработки и реализации совместных образовательных программ, учебных планов; 2) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся по индивидуальному учебному плану программ учебных курсов, дисциплин (модулей), практик, предметов, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Необходимо также отметить, что предпосылки для активной реализации основных профессиональных образовательных программ в сетевом режиме создает введение федеральных государственных образовательных требований нового поколения. Этому способствует структурирование основных профессиональных образовательных программ по профессиональным модулям. Компетентностный подход и «размытие» уровней профессионального образования при подготовке высококвалифицированных кадров и специалистов требует разработки модульных учебных планов и программ. Каждый модуль должен быть автономным, привязанным к определенному виду профессиональной деятельности и уровню квалификации в соответствии с потребностями рынка труда. В этой связи необходимо создание особого органа, уполномоченного управлять объединениями вузов, консолидировать всех участников сети, координировать их деятельность для достижения главной цели — качественной подготовки конкурентоспособных кадров для экономики региона и высококвалифицированных педагогических кадров для самой сети. Несмотря на то что действующее законодательство позволяет использовать многообразие правовых механизмов деятельности сетей вузов, целесообразно в законодательном порядке закрепить и значительно расширить их правовой статус. Аналогичная ситуация с формулировкой определения понятия «сетевая образовательная программа». Следовательно, необходимо определить и закрепить на уровне научных терминов те объекты, процессы и явления, которые уже имеют место в сетевом взаимодействии. В настоящее время в регионах, участвующих в мероприятиях по подготовке проведения Олимпийских игр в г. Сочи, активно внедряется практика сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования, а именно: открываются образовательные учреждения (лицеи, колледжи) при высших учебных заведениях; реализуются образовательные программы и отдельные курсы с использованием кадрового и научно-методического потенциала вузов; складываются различные формы совместного использования материальных, учебных, кадровых и иных ресурсов; реализуются преемственные, интегрированные образовательные программы профессионального образования по направлениям, связанным с подготовкой кадров сферы гостеприимства. В целях продолжения разработки и внедрения структуры управления межвузовской кооперации, в частности для подготовки кадров сферы гостеприимства, необходимо выделить и детально проработать элементы общей системы обеспечения управления деятельностью сетевого объединения образовательных учреждений. В качестве подсистем обеспечения в данном случае необходимо выделить следующие: — нормативно-правовая (комплекс нормативных документов, обеспечивающих правовой статус сетевых партнеров: «Соглашение об объединении вузов для подготовки кадров сферы гостеприимства», «Декларация о сотрудничестве вузов-партнеров», «Положение о Координационном совете» и др.); — информационная (объекты, средства и способы генерации и распространения информации относительно различных аспектов функционирования); — материально-техническая (необходимые для реализации сетевых задач объединения вузов техника, мебель, расходные материалы, помещения, фонды библиотечных комплексов, транспортные средства, средства связи и проч.); — кадровая (команда, состоящая из руководителей, отвечающих за управление сетями вузов и сотрудников, обеспечивающих его деятельность); — финансово-экономическая (совокупность финансовых средств, направленных на создание, поддержание и развитие деятельности). Источниками финансовых средств объединений вузов по подготовке кадров сферы гостеприимства могут, например, быть: бюджетные и внебюджетные средства участников объединения; средства, предоставленные международными организациями; добровольные взносы от предпринимательских структур; грантовые средства; иные источники в соответствии с действующим законодательством; — организационная. Последняя подсистема может быть интерпретирована как системообразующая, так как ее задачи в области управления деятельностью сводятся к следующим: — в среде взаимодействия организаций, входящих в состав объединений: координация деятельности образовательных учреждений и создание условий для решения общих задач; организация работы Координационного совета и прочих сетевых структур управления; организация участия сотрудников вузов в сетевых мероприятиях; создание Экспертного совета, призванного анализировать планы работы сетевого объединения, проводить мониторинг показателей эффективности деятельности и осуществлять аудит системы управления; формирование стандартов корпоративной культуры; вовлечение федеральных органов управления системой высшего образования к реализации общих проектов; обеспечение деятельности сетевого объединения ресурсами и др.; — в вузах сервиса, входящих в состав объединения: координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения; реализация моделей взаимодействия подразделений, отвечающих за сетевое взаимодействие вуза со всеми стейкхолдерами общих проектов; определение направлений совершенствования деятельности сетевого объединения; привлечение региональных органов государственно-общественного управления к реализации сетевых проектов и др. [1]. Подобное взаимодействие позволит достигнуть цели и решить задачи по подготовке кадров сферы гостеприимства для организации и проведения Олимпийских игр в г. Сочи. При такой модели объединения образовательных учреждений в систему вуз, ранее бывший вполне самостоятельной единицей, начнет восприниматься как одна из ячеек образовательной сети, реализующей образовательные программы по подготовке высококвалифицированных кадров сферы гостеприимства (рис. 1).

> Управляющий комитет <

/\

\/ \/ \/

Администрация < > Министерство < > Оргкомитет города Сочи < образования и науки РФ > «Сочи 2014»

/\ \/ \/ \/ \/ > Администрация < Центрального ФГБОУ ВПО < > ФГБОУ ВПО Минспорттуризм района г. Сочи СГУ КубГУ России

Минкомсвязь > Администрация < \/ \/ России \/ \/ Хостинского района г. Сочи Минтранс Хозяйствующие Филиал ФГОБУ ВПО Филиал ФГОБУ ВПО России субъекты РГТЭУ РГТЭУ Администрация /\ /\ Адлерского < \/ > района г. Сочи Филиал ФГОБУ ВПО Филиал ФГОБУ ВПО Партнеры РГТЭУ РГТЭУ проекта Администрация < Лазаревского > района г. Сочи

Рисунок 1. Схема взаимодействия субъектов, организующих подготовку кадров для Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи

Организационная структура управления объединением вузов сервиса выстраивается, исходя из основных особенностей подобного объединения организаций в образовательной сфере, а именно: это форма совместной деятельности нескольких вузов, активно реализуемая в период подготовки и проведения Олимпийских игр в г. Сочи; создается в определенный период для решения конкретных задач и проблем по подготовке кадров сферы гостеприимства, требующих значительных финансовых и организационных ресурсов; после завершения Олимпийских игр в г. Сочи данная структура станет механизмом дальнейшего развития сферы гостеприимства в регионах, представленных вузами сети. Таким образом, в организационном отношении сетевое взаимодействие вузов сервиса для подготовки кадров сферы гостеприимства позволяет объединять финансовые ресурсы, научно-технические, образовательные, воспитательные и прочие возможности участников. При этом участники сохраняют полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части, которая связана с реализацией целей. Это обстоятельство позволяет добиться в том числе максимальной эффективности при формировании антикризисной политики в управлении сетевым объединением вузов, что в конечном итоге влечет за собой рациональное решение проблемы подготовки кадров сферы гостеприимства для организации и проведения Олимпийских игр в г. Сочи.

Литература

1. Апевалова З. В. Организация деятельности сетевого объединения университетов как функция антикризисного менеджмента в сфере высшего образования // Материалы 11-ого Международного симпозиума хорватского общества менеджеров по качеству «Kvaliteta i procesno upravlanje» (Загреб, Хорватия). Загреб, 2010. 2. Гитман М. Б., Данилов А. Н., Южаков А. А. Сетевые модели управления в образовательных системах // Материалы конференции «Управление в технических, эргатических, организационных и сетевых системах» (Санкт-Петербург, 9 — 11 октября 2012 г.). СПб., 2012. 3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы. 4. Деева И. Сетевое взаимодействие вузов // Все о бизнесе и карьере. 2011. N 52. 5. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. М.: Физматлит, 2007. 584 с.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *