Международно-правовые аспекты подготовки юридических кадров в современной России

(Еникеев З. Д.) («Международное публичное и частное право», 2008, N 1) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮРИДИЧЕСКИХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

З. Д. ЕНИКЕЕВ

Еникеев З. Д., профессор, заслуженный юрист РФ, почетный работник высшего профессионального образования России, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Института права Башкирского государственного университета, доктор юридических наук.

Как известно, Россия — страна, обладающая государственным суверенитетом, в то же время являющаяся частью мирового сообщества. В силу своего членства в Организации Объединенных Наций, Совете Европы, Содружестве Независимых Государств и участия в международных договорах она несет определенные обязательства, касающиеся международной составляющей в своей жизнедеятельности, в том числе в правовой сфере. Ярким свидетельством тому служат законодательные, политико-правовые и концептуальные положения самой России. Так, в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР, Россия заявила о своей приверженности общепризнанным принципам международного права <1>. А в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Верховный Совет РСФСР признал необходимым привести российское законодательство в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, провозгласив их преимущество перед законами России <2>. ——————————— <1> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22. <2> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.

То же самое следует из Конституции РФ 1993 г., поскольку в ней провозглашено: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 4 ст. 15). По смыслу же ее ст. ст. 17, 18 законодательная, исполнительная власть и органы правосудия в своей деятельности должны руководствоваться международными нормами. На это указывает и Конституционный Суд РФ. В частности, в его Постановлении от 31 июля 1995 г. говорится: «В соответствии с принципами правового государства, закрепленными Конституцией Российской Федерации, органы власти в своей деятельности связаны как внутренним, так и международным правом. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры… должны добросовестно соблюдаться, в том числе и путем их учета внутренним законодательством» <3>. ——————————— <3> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424.

Необходимость приведения отечественного законодательства в соответствие с международными стандартами концептуально признана и в Основных направлениях исследовательской программы «Пути и формы укрепления Российского государства», утвержденных Указом Президента РФ от 29 апреля 1994 г. <4>. ——————————— <4> Рос. газета. 1994. 6 мая.

На наш взгляд, эти положения имеют прямое отношение к системе образования, в том числе юридического. Статья 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливая право каждого человека на образование, включая высшее, прописывает: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира». В преамбуле этой Декларации содержится призыв всем народам и государствам стремиться к тому, чтобы путем просвещения и образования содействовать уважению и обеспечению предусмотренных ею прав и свобод <5>. ——————————— <5> См.: Международные акты о правах человека: Сборник документов. М.: Норма, 2002. С. 38, 42.

Указанное положение получило развитие в ст. 13 принятого 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В ней обращает на себя особое внимание то, что данная норма требует постепенного введения бесплатного обучения в системе высшего образования, установления удовлетворительной системы стипендий и постепенного улучшения материальных условий преподавательского персонала <6>. ——————————— <6> См.: Там же. С. 47.

В этом плане трудно переоценить значение Декларации социального прогресса и развития (провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 г.), имеющей своей целью искоренение неграмотности, обеспечение права на всеобщий доступ к культуре и бесплатное обязательное обучение на начальном уровне и на бесплатное обучение на всех уровнях; повышение общего уровня образования на протяжении всей жизни; воспитание молодежи в духе идеалов справедливости и мира, взаимного уважения и понимания между народами; распространение среди них этих идеалов; содействие полному участию молодежи в процессе национального развития; проведение мероприятий в области социальной защиты и устранение условий, порождающих преступность, правонарушения и особенно преступность несовершеннолетних (ст. ст. X, XI). Статья XXI посвящена бесплатной подготовке и переподготовке на всех уровнях национальных кадров, в том числе административных, управленческих, профессиональных; обеспечению беспрерывного процесса образования всего населения <7>. ——————————— <7> См.: Там же. С. 350, 351, 354.

Согласно Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г. профессиональная подготовка кадров также должна осуществляться бесплатно <8>. Тем не менее вопреки всем этим международно-правовым установкам в нашей России сложилась тенденция сокращения подготовки юридических кадров за счет федерального бюджета. Такой процесс начался еще три года назад. Количество бюджетных мест в вузах в целом сократилось на 25%. В Федеральной целевой программе развития образования на 2006 — 2010 годы предусмотрен рост негосударственного финансирования образовательных программ. По имеющимся сведениям, на финансирование проекта «Образование» в 2008 г. из федерального бюджета планируется выделить 42,9 млрд. рублей, в 2009 г. — 21 млрд. рублей, а в 2010 г. всего 0,2 млрд. рублей <9>. ——————————— <8> См.: Там же. С. 606 — 607. <9> См.: Владимиров Д. Аврал в верхней палате // Рос. газета. 2007. 26 июля.

По нашему глубокому убеждению, такого не должно быть, во всяком случае, в части подготовки специалистов, от которых зависят судьба государства, национальная безопасность страны. Тем более в предвыборной программе Всероссийской политической партии «Единая Россия» «План Путина — достойное будущее страны» сказано: «Ни одно бюджетное место в системе высшего образования не будет сокращено. Мы будем добиваться значительного повышения статуса педагогических и научно-педагогических работников, уровня их заработной платы и социальной защиты» <10>. ——————————— <10> Рос. газета. 2007. 9 ноября.

Россия нуждалась и еще остро нуждается сегодня не просто в юристах, а в высококлассных юристах. Как видно из весьма компетентного заявления председателя Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькина, «они в нашей России крайне недостаточны и по количеству, и по качеству. Высококвалифицированные юристы в острейшем дефиците» <11>. ——————————— <11> Зорькин В. Д. Россия и Конституция в XXI веке. М.: Норма, 2007. С. 233.

Поэтому в Указе Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» укрепление системы юридического образования и юридической науки, развитие системы правового воспитания совершенно справедливо обозначены в числе основных элементов данной концепции <12>. Тем самым признано, что юридическое образование занимает приоритетное место в системе высшей школы. Это нашло поддержку в Совместной программе между Комиссией Европейских Сообществ и Советом Европы по укреплению федеральных структур и механизмов защиты прав человека, по реформированию правовой системы в Российской Федерации, одобренной Советом Европы, Европейской комиссией и Российской Федерацией на совместном консультативном совещании 21 июня 1996 г. в Москве. В этой Программе целый раздел посвящен укреплению системы юридического образования и развитию системы правового воспитания в России. Намечалась разработка комплексной концепции реформы юридического образования и правового воспитания, а также системы переподготовки юридических кадров в России <13>. ——————————— <12> СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2642. <13> См.: Рос. юстиция. 1996. N 11. С. 2.

Роль юристов в современном мире огромна. Они выполняют многообразные функции: правоохранительную, правоприменительную, правотворческую, право-просветительскую, правовоспитательную и т. д. Очевидно, с этим связано то обстоятельство, что международное сообщество проявляет повышенную заботу о юридической профессии. Восьмой конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшийся в Гаване 27 августа — 7 сентября 1990 г., принял даже Основные принципы, касающиеся роли юристов. Например, в качестве таковых принципов установлены следующие положения: «Правительства и профессиональные ассоциации юристов содействуют осуществлению программ по информированию людей об их правах и обязанностях в соответствии с законом и о важной роли юристов в защите их основных свобод» (п. 4); «Правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом» (п. 9) <14>. ——————————— <14> Интернет-сайт: www. advokakatrus. ru.

Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов, принятые на конференции МАЮ в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке, представляя справедливую систему юстиции как абсолютно необходимую для построения и функционирования правового государства, выделяют в отдельный раздел «Правовое обучение общества» со следующим содержанием: «На представителей юридической профессии и государственные органы возлагается обязанность обучать и просвещать общество относительно принципов правового государства, значения независимой судебной системы и всей юридической профессии, информировать их о правах и обязанностях, а также о возможных и надлежащих способах их осуществления» (п. 5) <15>. ——————————— <15> Сов. юстиция. 1991. N 23 — 24. С. 19.

В Рекомендациях Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. «Относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития» правительствам адресовано требование «разработать соответствующую информационную политику для лучшего информирования населения государств-членов о данной проблеме через официальные системы образования и общие программы информирования общественности в целях более широкого ознакомления с путями и средствами, с помощью которых можно избежать угрозы со стороны преступного мира, а также ознакомления широкой общественности с целями и процедурами уголовного правосудия» (п. 11) <16>. ——————————— <16> Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства: Хрестоматия: В 3 томах. Т. 1. Документы ООН / Сост. З. Д. Еникеев, Л. М. Аширова, Е. Г. Васильева. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С. 208.

Поскольку распространение юридических знаний, пропаганда права, воспитание надлежащего правосознания и правовой культуры населения, просветительно-разъяснительная работа — обязанность юристов, особенно работников правоохранительных и судебных органов, их надо учить этому еще в стенах вуза. Следовательно, есть необходимость включения в учебные планы юридических вузов таких курсов, как «Методика преподавания права», «Основы правового воспитания», «Методика распространения юридических знаний среди населения», «Социально-правовые основы участия граждан в обеспечении правопорядка». В ныне действующем же Государственном образовательном стандарте по юриспруденции они отсутствуют, хотя в нем к требованиям профессиональной подготовленности юриста и отнесены: обеспечение законности и правопорядка, осуществление правовой пропаганды и правового воспитания в сфере профессиональной деятельности. Между тем «нормы как таковые не будут иметь практической ценности до тех пор, пока их содержание и значение посредством обучения и подготовки и путем осуществления контроля не станут частью креда должностного лица по поддержанию правопорядка» (п. «е»), как это видно из Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. N 34/169, принявшей Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка <17>. ——————————— <17> См.: Международные акты. С. 180.

То, что юристы должны быть способными выполнять правовоспитательную, пропагандистскую и просветительскую функции, диктует также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в редакции его Указа от 10 января 2000 г.). В этом политико-правовом документе воспитанию законопослушных граждан, обеспечению неукоснительного соблюдения законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями, а также участию общественности в деле противодействия преступности придается приоритетное значение <18>. ——————————— <18> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.

Высокий уровень подготовки юристов немыслим без международного компонента их обучения, так как современный юрист должен ориентироваться и разбираться не только в отечественном, но и в мировом нормативно-правовом материале. Это следует рассматривать как прямое правовое предписание, прежде всего ввиду конституционного признания общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), закрепления данного положения в отраслевом законодательстве (например, ст. 7 ГК РФ, ст. 1 ГПК РФ, ст. 1 УК РФ, ст. 1 УПК РФ, ст. 3 АПК РФ, ст. 1.1 КоАП РФ и др.), а также соответствующих международно-правовых положений. Следовательно, студенты-юристы должны изучать и осваивать соответствующие международные акты, а их очень много. Об объеме изучаемых студентами международных актов по одному только уголовному праву можно судить по сборнику документов, изданному в 2005 г. Казанским госуниверситетом в 2 томах (1158 страниц), «Международное уголовное право в документах». Более того, в Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией прав человека, государствам предлагается обучать население правовым основам, включить в учебные программы всех учебных заведений вопросы прав человека, гуманитарного права, демократии, законности и социальной справедливости <19>. Это является обязательным, так как Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защитить общепризнанные права человека и основные свободы, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г., предписывает государствам обеспечить преподавание прав человека и основных свобод на всех уровнях образования, в том числе в учреждениях, ответственных за подготовку юристов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих (ст. 15) <20>. ——————————— <19> См.: Международные акты. С. 85, 90 — 91. <20> См.: Международные акты. С. 134.

Кроме того, Генеральная Ассамблея ООН 10 ноября 2005 г. приняла Программу помощи ООН в области преподавания, изучения и распространения и более широкого признания международного права, согласно которой изучение международно-правовых актов должно занять надлежащее место в системе преподавания правовых дисциплин во всех университетах <21>. ——————————— <21> Интернет-сайт: http://www. un. org/russian/ga/60/docs/60cmt6res. htm.

Комитетом Министров Совета Европы 12 мая 2004 г. принята Рекомендация государствам-членам по вопросу изучения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в университетах и в рамках профессионального обучения. Она требует, чтобы Конвенция была полностью введена в учебные курсы юридических факультетов не только в качестве самостоятельного предмета, но и в качестве сквозной темы по каждой юридической дисциплине (уголовное право, гражданское право и т. д.) <22>. Это значит, нужно внести соответствующие коррективы в учебные программы всех отраслевых правовых дисциплин с учетом того, что, вступая в Совет Европы, Россия обязалась соблюдать не только его правовые акты, но и решения Европейского суда по правам человека. ——————————— <22> Интернет-сайт «Изучаем Европейскую конвенцию» // www. sutyainik. ru/rus/echr/school/int_law. html.

В Рекомендациях о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, принятых в Москве 24 декабря 2002 г. на Всероссийском совещании, Министерству образования РФ адресовано предложение о введении и преподавании в высших юридических учебных заведениях специальных курсов: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти», «Права человека», «Международно-правовые стандарты в сфере прав человека» и спецкурса «Европейское судебное право» <23>. Необходимость изучения международно-правовых актов и прецедентной практики Европейского суда по правам человека обусловливается также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» <24>. То, что это важно и нужно, можно подтвердить и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. В ней первоочередным признано соблюдение международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с преступностью и защиты прав человека, а также необходимость широкого использования международного опыта борьбы против преступности <25>. ——————————— <23> См.: Рос. юстиция. 2003. N 3. С. 8. <24> См.: Рос. юстиция. 2003. N 12. С. 70. <25> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.

Интересы борьбы с преступностью диктуют необходимость особого подхода к подготовке юридических кадров для работы в правоохранительной системе. «Подготовка судей, прокуроров и полицейских должна содержать международные аспекты преступности, а также вопросы техники и практики международного сотрудничества», — говорится в обязательных для России Рекомендациях Комитета Министров Совета Европы «По политике борьбы с преступностью в изменяющейся Европе» от 5 сентября 1996 г. <26>. 16 сентября 2004 г. Совет глав государств Содружества Независимых Государств утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2005 — 2007 годы, в которой содержатся рекомендации относительно сотрудничества в подготовке кадров, а также о включении в учебные планы юридических вузов и факультетов специального курса об организационно-правовых основах взаимодействия правоохранительных органов государств — участников СНГ <27>. В этом плане примечательны Рекомендации международной научно-практической конференции «Совершенствование сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии современным вузам и угрозам безопасности», проведенной 17 ноября 2006 г. в Санкт-Петербурге. В данном документе, одобренном Межпарламентской Ассамблеей СНГ, в числе необходимых мероприятий предлагается разработка единых стандартов в области подготовки специалистов для кадрового обеспечения деятельности по противодействию новым вызовам и угрозам <28>. Отсюда вполне понятно, что в российских юридических вузах учебный процесс должен охватывать изучение не только правовых актов органов СНГ, но и антикриминального законодательства самих стран СНГ. ——————————— <26> См.: Уголовное право. 1999. N 4. С. 88. <27> Интернет-сайт: http://www. spbpravo. ru/abro. php? id=11340. <28> См.: Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. N 39. Ч. 1. СПб., 2007. С. 105 — 115.

Заметим в связи с этим, что распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. N 1991-р утвержден Национальный план Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005 — 2007 годы. Согласно решению Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2004 г. в нем намечены меры, поддерживающие интеграционные процессы в области образования в Содружестве Независимых Государств <29>. ——————————— <29> Интернет-сайт: http://www. businesspravo. ru/Docum/Documsho_DocumlD_105942html.

При наличии таких международно-правовых и отечественно-правовых, а также концептуальных документов, думается, нет необходимости приводить иные аргументы для обоснования того, что в условиях нарастания общечеловеческих проблем в современном мире юрист неполноценен, если он хорошо не владеет информацией о международно-правовых стандартах. Отсюда прав С. Ю. Марочкин, считая, что «юрист немыслим без знания международного права. Более того, юрист, хорошо владеющий только отечественным правом, будет отставать от потребностей времени. Изучение же международного права должно иметь не только познавательный и теоретический, но и все в большей мере практический (прикладной) характер» <30>. ——————————— <30> Марочкин С. Ю. Международное право в юридическом образовании в начале XXI века // Юрист XXI века: реальность и перспективы: Материалы Всероссийской науч.-практ. конференции (19 — 20 апреля 2001 г.). Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2002. С. 32.

К сожалению, в нашей стране пока еще достаточно не осознана важность изучения в вузах и применения международно-правовых положений в практической деятельности правоохранительных органов и судов общей юрисдикции. Поэтому случаи их применения — очень редкое явление, они носят единичный характер в российской правоприменительной практике <31>. Социологические исследования показывают, что многие периферийные правоохранительные и судебные органы не обеспечены ни специализированными сборниками международных актов, ни учебно-методическими и практическими пособиями, тем более научной литературой по вопросам применения международно-правовых положений, а также прецедентной практики Европейского суда по правам человека. Абсолютное большинство (в пределах 80 — 92%) опрошенных судей, прокуроров, следователей, дознавателей и адвокатов не смогли назвать какие-либо международно-правовые источники по вопросам уголовного судопроизводства и показать свои знания об их содержании. ——————————— <31> См.: Международные правовые стандарты в российской правоприменительной практике // Рос. юстиция. 2003. N 3. С. 5; Бессарабов В. Г., Быкова Е. В., Курочкина Л. А. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 23; Буркова А. Л. Применение Европейской конвенции о защите прав человека в судах России. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. С. 57.

Между тем международно-правовые акты имеют информационно-регулятивное, правообразующее, правореализующее и даже организационно-методологическое значение. Например, в Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка, принятых в сентябре 1985 г. на Седьмом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Милане (Италия), содержатся имеющие такое многогранное значение следующие положения: «Следует в необходимой степени пересматривать и сделать более строгими законы, регулирующие деятельность коммерческих предприятий, в целях обеспечения их эффективности в вопросах предупреждения и расследования экономических преступлений, а также судебного преследования в связи с ними. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о поручении разбирательства сложных дел, касающихся экономических преступлений, тем судьям, которые знакомы с порядком ведения отчетности и другими коммерческими процедурами. Соответствующую подготовку должны также получать должностные лица и органы, занимающиеся предупреждением и расследованием экономических преступлений, а также судебным преследованием в связи с ними» (п. 8); «Система уголовного правосудия, являясь средством контроля и сдерживания, должна вместе с тем способствовать поддержанию общественного порядка в целях обеспечения справедливого социального и экономического развития, устранения явлений несправедливости и защиты прав человека» (п. 21); «Правовые системы, включая уголовное правосудие, должны… также предусматривать эффективное уголовное судопроизводство и обеспечение доступа к нему общественности» (п. 24); «В уголовных санкциях, обычно применяемых для борьбы с традиционными формами преступности, следует учитывать также новые формы и масштабы преступности, принимая новые законодательные документы и меры, соответствующие современным требованиям, и применяя новые методы раскрытия преступлений, расследования, судебного преследования и наказания» (п. 32) <32>. ——————————— <32> Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 24, 27 — 29.

Из содержания данного международного акта нетрудно заметить его колоссальное значение не только в антикриминальном и образовательном, но и в правовоспитательном плане. Он показывает, что международное право обладает свойством влияния на правовую культуру и правосознание законодателей, исполнителей законов и граждан. Поэтому международный компонент в учебном процессе, по нашему мнению, следует рассматривать как один из рычагов фундаментализации юридического образования, обеспечения высокой квалификации и конкурентоспособности выпускников юридических вузов. Ситуация же с преступностью в стране, можно сказать, кризисная. В 1995 — 2006 гг. она неуклонно росла и, по данным статистики, достигла почти 4-миллионной величины. Одновременно снижалась ее раскрываемость. В 2006 г. количество зарегистрированных преступлений составило 3855,4 тыс. (на 8,5% больше, чем за 2005 г.). Из них не были раскрыты 2032,4 тыс. случаев. В январе — октябре 2007 г. зарегистрировано 3060,0 тыс. преступлений (на 5,8% меньше, чем за аналогичный период 2006 г.). Из них не раскрыты 1551,1 тыс. случаев <33>. Но эти статистические данные не характеризуют истинное положение дел. По разным оценкам и подсчетам, в стране фактически совершается более 15 млн. преступлений ежегодно, а по обоснованным подсчетам ВНИИ МВД — 22 — 25 млн. <34>. ——————————— <33> Официальный сайт МВД России: http://www. mvdinform. ru. <34> См.: Лунеев В. В. Проблемы юридических наук криминального цикла // Гос. и право. 2007. N 5. С. 54.

В последние годы подростковая преступность также была тревожной. В числе зарегистрированных преступлений значится совершенным несовершеннолетними или при их соучастии каждое одиннадцатое (9,1%) преступление в 2005 г., каждое двенадцатое (8,4%) — в 2006 г. и каждое тринадцатое (7,7%) — в 2007 г. <35>. Причем среди 11200 подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, до 60% составляют лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления <36>. ——————————— <35> Официальный сайт МВД России: http://www. mvdinform. ru. <36> См.: Шмелева Е. Почему дети жестоки? // Рос. газета. 2007. 31 октября.

Эти данные мы привели для того, чтобы обосновать, что криминологические реалии должны учитываться как в законодательстве, правовой политике, правоприменительной практике, так и в деле подготовки юридических кадров для системы уголовной юстиции. О том, что действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство России не адекватно этим реалиям и во многом расходится с международно-правовыми стандартами, написано уже немало. Но, поскольку криминогенная обстановка в нашей стране остается остропроблемной, уместно напомнить международные акты, имеющие всеобщий, универсальный статус. В частности, это Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века, принятая 15 апреля 2000 г. Десятым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и предписывающая государствам обеспечить создание и функционирование справедливой, ответственной, этичной и эффективной системы уголовного правосудия, в том числе в отношении несовершеннолетних <37>. Бангкокская декларация «Взаимодействие и ответные меры: стратегические союзы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия», принятая 23 апреля 2005 г. Одиннадцатым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, требует наращивания потенциала правоохранительных и судебных органов, включающего надлежащую подготовку кадров для этих органов <38>. ——————————— <37> См.: Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: Сборник документов. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 357 — 362. <38> Интернет-сайт: http://www. un. org/russian/events/11thcongress/documents. html.

В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах), принятых Генеральной Ассамблеей ООН еще 29 ноября 1985 г., указывалось на необходимость специализации профессиональной подготовки всего персонала, занимающегося делами несовершеннолетних <39>. Во исполнение указанного положения в системе подготовки кадров, казалось бы, должна была быть централизованно учреждена самостоятельная специализация «Ювенальная юстиция». Но этого до сих пор нет, как и нет федерального закона «О ювенальной юстиции в Российской Федерации», несмотря на то что вопрос о его принятии многократно поднимался в печати, в научных, политических кругах, на различных конференциях и в программно-концептуальных документах <40>. ——————————— <39> См.: Международные акты. С. 298, 302, 309. <40> См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.: Республика, 1992. С. 57; Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (п. 3.1), утвержденные Указом Пр езидента РФ от 14 сентября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 38. Ст. 3669; Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2000; Рекомендации участников Всероссийской научно-практической конференции «Права человека в России и правозащитная деятельность государства» от 12 мая 2003 г. // Законность. 2003. N 7. С. 61 — 63; Шкель Т. Ювенальное море // Рос. газета. 2006. 21 марта. С. 3; и многие другие.

О подготовке кадров специально для ювенальной юстиции неоднократно говорилось также в документах иных органов ООН <41>, так как преступность несовершеннолетних воспринимается как все более актуальная проблема и считается, что реагирование на нее должно быть многогранным. Это послужило основанием для принятия 24 сентября 2003 г. Комитетом Министров Совета Европы Рекомендации «Касательно новых способов работы с преступностью несовершеннолетних и роли правосудия по делам несовершеннолетних». В ней расписаны, по существу, пути решения проблем борьбы с подростковой преступностью. Правительствам государств — членов Совета Европы рекомендовано руководствоваться в своем законодательстве, политике и практике принципами и мерами, изложенными в настоящей Рекомендации <42>. Важность данного документа, как и других международно-правовых актов, в познавательном и практическом плане вполне очевидна. Изучение их будет повышать качество знаний студентов и уровень профессионализма будущих следователей, дознавателей, прокуроров, адвокатов и судей. ——————————— <41> См.: Резолюция Комиссии ООН по правам человека от 23 апреля 2002 г. «О правах человека при отправлении правосудия, в частности правосудия в отношении несовершеннолетних» // Интернет-сайт: www. advokatrus. ru; Руководящие принципы, касающиеся правосудия для детей-жертв и свидетелей преступления, от 21 июля 2004 г. // Интернет-сайт: http://www. un. org/russian/documen/ecosoc/2004/r2004-pdf. <42> Интернет-сайт: http://www. commonground. org. ua/1ib-law. shtml.

На этом фоне возникает вопрос: созданы ли для этого необходимые условия на федеральном уровне? К сожалению, приходится констатировать — нет. Наоборот, сложилась порочная тенденция сокращения объемов преподавания по курсам уголовного права, уголовного процесса, криминологии и криминалистики, т. е. тех предметов, в рамках которых должны изучаться международные акты, международная и зарубежная практика борьбы с преступностью и которые составляют стержень уголовно-правовой специализации. Положение может еще более усугубиться в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования, если подготовка специалистов-юристов будет полностью переведена на уровень бакалавриата с четырехлетним сроком обучения. Ни следователь, ни дознаватель, ни прокурор, ни судья, ни адвокат, ни учитель права, получившие диплом бакалавра, осуществлять свои полномочия должным образом не смогут, поскольку общий уровень их профессиональной подготовленности будет неизбежно снижен. То же самое напрашивается в отношении других юридических профессий. Ведь профессия юриста социально значима для всех отраслей хозяйства и эффективного развития экономики страны, особенно в плане строительства правового государства и гражданского общества. К тому же высокообразованный юрист — это грамотный профессионал во всех сферах практического применения права, знаток, способный оперативно и высококачественно решать возникающие в юридической практике вопросы и проблемы. Для подготовки высококлассных юристов, способных эффективно выполнять не только собственно профессиональные обязанности, но и просветительскую, пропагандистскую, правовоспитательную функции, необходимы фундаментальная подготовка, глубокие знания и опыт. А для этого требуется более продолжительный период теоретического и практического обучения. Подводя итог всему вышеизложенному, следует подчеркнуть, что международная составляющая является органической частью высшего юридического образования и она должна занять достойное место в образовательной системе нашего Отечества.

——————————————————————

Название документа